Примечания А.А.Тахо-Годи (в сокращении)

Все даты, кроме оговоренных, относятся к периоду до н. э.

[ 1 ] Сократ участвовал в 431 г. в осаде Потидеи (город в Македонии, принадлежал Коринфу), т. е. в тех военных действиях, которые послужили началом Пелопоннесской войны. В общей сложности осада длилась с 432 по 429 г.

[ 2 ] Посейдон Таврий, т. е. Посейдон Бычий, или Бык. Бык – одна из древних зооморфных ипостасей Посейдона (так же как, впрочем, и Зевса и Диониса). Царский храм – храм архонта-басилевса (см. прим. 17 к с. 100).

[ 4 ] Критий – сын Каллесхра, двоюродный дядя Платона, будущий глава Тридцати тиранов, погибший в 403 г. Критий был известен как софист и поэт. Каллесхр – брат Главкона (оба они сыновья Крития Старшего, внука Дропида, родственника Солона), отца матери Платона Периктионы.

[ 5 ] Хармид – сын Главкона, родной брат Периктионы, матери Платона, поддерживал Крития в политической борьбе; они погибли в одном сражении.

[ 6 ] Характерно замечание Сократа, что Хармиду подобает (prepei) иметь достойную душу. Подобающее, подобное (to ргероп) несет у Платона эстетическую нагрузку, означая нечто соответствующее другому и создающее органичное единство целого. Благодаря подобию все части целого оказываются взаимосвязанными лучше, удобнее, прекраснее. В прекрасном теле обязательно присутствует подобие.

[ 7 ] В оригинале calos cagathos, т. е. Хармиду присуща калокагатия, неразрывное единство прекрасного (calos) и его хорошего (agathos). Хармид, если судить по дальнейшей характеристике, является образцом старинно-аристократической калокагатии. Род его древний, знатный, доблестный, величавый и благополучный.

[ 8 ] Душа и ее способности раскрываются с помощью диалектической беседы, так же как в упражнениях телесных раскрываются физические способности человека.

[ 11 ] Кидий – мелический поэт, упоминаемый также у Плутарха.

[ 12 ] Залмоксид (Залмоксис, Замолксис, Салмоксис), легендарный ученик Пифагора, бывший раб, фракиец, гет или скиф, распространил, вернувшись на родину, пифагорейское учение и за свою праведную жизнь почитался бессмертным.

[ 14 ] В древности верили, что заклинаниями можно лечить болезни. Это представление основано на действительном наблюдении; определенным образом подобранные слова, воздействуя на психику, помогают больному справиться с физическим недугом. Лекарь – тот, кто правильно подбирает слова (корень слова "лек" указывает на выбор чего-то и затем собирание в целое, т. е. на произнесение и чтение вслух); лечить – воздействовать с помощью правильно подобранных слов (ср. лат. lego – читаю, собираю, elegans – избранный и т. д.).

[ 15 ] Даром бога Гермеса считались неожиданные находки, свидетельствующие о том, что бог посылает путникам удачу.

[ 16 ] Здесь упоминается Критий Старший, который фигурирует в "Тимее", где он рассказывает со слов своего родича Солона историю Атлантиды, слышанную им еще мальчиком. Дропид именуется у Диогена Лаэрция братом Солона. Об Анакреонте см. прим. 18 к "Феагу".

[ 17 ] Пириламп, сын Антифонта, был вторым браком женат на сестре Хармида Периктионе, матери Платона. Он, таким образом, муж сестры Хармида, его зять. Этот Пириламп имел сына Антифонта, о котором идет речь в "Пармениде". Пириламп упоминается Плутархом как друг Перикла.

[ 18 ] Абарис, скиф или гипербореец, жрец Аполлона, получил, по преданию, от Аполлона золотую стрелу, с помощью которой летал по воздуху. Считался чудотворцем, пророком, целителем, аскетом.

[ 22 ] В оригинале prattein и poiein. Если вспомнить, что в "Никомаховой этике" Аристотель различает praxis (творческая деятельность) и poiesis (делание), то становится ясно, что в творческом действии совпадают деятельность и ее цель, а в обычном действии процесс делания мыслится вне его связи с результатом.

[ 23 ] В оригинале poiein и ergadzesthai.

[ 25 ] Страсть софистов к тончайшим дистинкциям в толковании близких по значению слов или синонимов сказывается также в рассуждениях "Гиппия большего" о "пригодном" и "полезном" и "Протагора" – о различии между "быть" и "стать".

[ 27 ] Русскому приветствию "здравствуй" (пожелание здоровья, ср. лат. salve) соответствует греческое chaire – "будь весел" и "будь радостен" (пожелание хорошего настроения).

[ 28 ] Схолиаст сообщает, что второе из этих изречений было начертано в Дельфах. В оригинале "беде" соответствует ата (ate) – ослепление, приводящее к гибели.

[ 29 ] Для Сократа характерно смешивание понятий "искусство" (techne) и "наука" (episteme). По Платону, и то и другое достигается с помощью обучения и научения, так что и науке и искусству противопоставляются вдохновение и божественное безумие (mania), о чем идет речь в "Ионе", где рапсод Ион именуется "божественным, а не искусным хвалителем Гомера".

[ 30 ] На пиршествах третья ("совершенная") чаша приносилась в жертву Зевсу Спасителю (Сотеру). Это выражение не раз встречается у Платона как образное: собеседники делают третью, окончательную попытку выяснить вопрос.

[ 32 ] Здесь обсуждение некоего абстрактного понятия свидетельствует о начале формирования учения Платона об идеях. Знание знания, т, е. знание, сознающее себя как знание, есть не что иное, как идея знания, т. е. знание в чистом виде. Таким образом, здесь налицо попытка найти идею софросины, или "рассудительности", которая и является наукой наук, или "способностью знать вообще" (170 D), "а знание чего именно" (170 E) в отдельности, т. е. конкретное знание отдельных сфер человеческой деятельности, к этому отношения не имеет. Как говорит Сократ, человек, обладающий идеей софросины, не обязан разбираться в многообразии практических наук, ибо всему, что он изучает, он предпосылает знание знания.

[ 33 ] Здесь имеется в виду известное место из "Одиссеи", где Пенелопа говорит еще не узнанному ею мужу об обманчивых и истинных снах. Первые проходят через ворота из слоновой кости, а вторые через роговые ворота.

[ 34 ] В оригинале telos toy ey prattein, букв. завершение благополучия. Но так как слово telos – конец, цель (ср. телеология) имеет в греческом языке значение окончательной реализации, совершенной законченности (ср. Зевс – Телейос, т. е. Зевс, приводящий к законченному совершенству), это выражение можно перевести как совершенное осуществление благополучия.

[ 35 ] Здесь вполне очевидный намек на гомеровского прорицателя Калхаса, о котором говорится: "Ведал, премудрый, он все, что было, что есть и что будет".

[ 36 ] Сократ высказывает одну из любимых своих мыслей, что знание, не различающее добра и зла, не является истинным, и, наоборот, настоящее знание всегда ведет к благу и пользе (174 E). Знание добра и зла стоит для Сократа выше любой науки и создает в человеке подлинное единство всех его духовных и практических сил, которыми отличается настоящая калокагатия.

[ 37 ] Об учредителе имен см. в диалоге "Кратил", где говорится, что имя вещи присваивает своего рода законодатель имен – номотет (nomotethes), или мастер имен (demioyrgos), который создает имена по образцу эйдоса, т. е. идеи, имени (390 A). Поскольку же в отношении имен необходимо знание (epistasthai), а знающим может быть только тот, кто спрашивает и отвечает, то учредитель имен должен учиться у диалектика (dialecticos), создавая имена не по личному произволу, а в соответствии с объективной природой имен.

[ 38 ] "Хармид" посвящен разбирательству одной из важнейших составных частей добродетели – сдержанной цельности ума, выраженной греческим словом sophrosyne, которое невозможно перевести ни на один современный европейский язык и которое буквально означает "цело-мудрие" (рассудительность). Как и в диалогах "Гиппий больший" и "Протагор", здесь не делается окончательного вывода о том, что же такое рассудительность. Главная цель Сократа – заставить читателя задуматься над диалектикой понятия. Ксенофонт, указывая, что Сократ не дал определения Софии (мудрости) и софросины – "цело-мудрия" (рассудительности), ставит, однако, ему в заслугу положение о том, что, зная прекрасное (cala) и хорошее в нравственном смысле (agatha), надо уметь ими пользоваться, а зная нравственно безобразное, надо его избегать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: