Примечания А.А.Тахо-Годи (в сокращении). Все даты, кроме оговоренных, относятся к периоду до н

Все даты, кроме оговоренных, относятся к периоду до н. э.

[ 1 ] Т.е. Алкивиад (ок. 450-403), афинский государственный деятель и полководец. Часто менял политическую ориентацию и прибегал к прямым авантюристическим действиям в сложных взаимоотношениях конца V в. между греками и персами, афинянами и спартанцами. Отец Алкивиада Клиний погиб в 447 г., и опекуном мальчика (а также его брата Клиния) стал его родственник Перикл. Впоследствии Алкивиад женился на сестре известного афинского богача Каллия – сына жены Перикла от первого брака. Алкивиад славился своей красотой и честолюбием. Ксенофонт отмечал также его "невоздержанность, заносчивость, склонность к насилию". Алкивиад принадлежал к аристократической молодежи (так же как и Хармид, дядюшка Платона, брат его матери, и Критий, будущий глава "Тридцати тиранов"), которая посещала и Сократа и софистов, изучая практику жизненных отношений, ораторское искусство, диалектику и эристику (мастерство спора). Алкивиад питал далеко идущие замыслы вплоть до государственного переворота. Однако политические обстоятельства сложились таким образом, что в конце концов он был вынужден уйти в изгнание, где и погиб.

[ 2 ] Причина божественного свойства (daimonion), о которой говорит Сократ, есть не что иное, как его внутренний голос, "даймон". или гений, запрещавший ему совершать те или другие поступки.

[ 4 ] Имеются в виду фракийцы и македоняне, обитавшие на севере Греции.

[ 7 ] Это единственное место в диалогах Платона, где функция сократовского божества (гения) трактуется не как запретительная, а, наоборот, как разрешающая приступить к действию.

[ 9 ] Игре на флейте Алкивиад не пожелал учиться потому, что при этом приходится надувать щеки и лицо искажается, что, конечно, не нравилось Алкивиаду, гордившемуся своей красотой. В данном случае он поступил как прекрасная богиня Афина, которая по той же причине отвергла флейту, бросив ее на землю; инструмент поднял уродливый сатир Марсий.

[ 10 ] При обсуждении государственных дел в древности принято было выслушивать и прорицателей, в особо важных случаях отправляли послов к Дельфийскому оракулу, существовали даже официальные толкователи прорицаний.

[ 15 ] Бог дружбы – имеется в виду Зевс Филий (Philios).

[ 19 ] Упоминаются события Пелопоннесской войны.

[ 20 ] В оригинале manicon (от mania – сумасшествие, безумие), т. е. незнание здесь приравнивается к безумию. Сократ признает, что сумасшествие противоположно добродетели, однако незнание (anepistemosynen) он не считает сумасшествием. В то же время не знать самого себя или воображать, будто знаешь то, чего не знаешь, по его мнению, очень близко к сумасшествию.

[ 23 ] Пепарефийцы – жители Пепарефа, одного из Кикладских островов.

[ 25 ] Пифоклид – знаменитый музыкант-флейтист с о-ва Кеос, изобрел лидийский лад. Анаксагор из Клазомен – философ, друг Перикла, изгнанный из Афин за критику антропоморфной мифологии и учение об Уме (Нусе), управляющем миром. Против Анаксагора был возбужден судебный процесс, на котором его обвинили в непочитании богов. Дамон, известный музыкант, ученик Пифоклида, изобрел гиполидийский лад, противоположный миксолидийскому, но сходный с лидийским. То, что Перикл, стремясь стать мудрым, общался с философом Анаксагором, не вызывает удивления. Но обучение этому же у музыкантов может показаться современному читателю странным. Однако следует учитывать, что упомянутые музыканты, как и многие другие, одновременно являлись и философами-пифагорейцами, в учении которых музыка занимала важное место, имея воспитательное, этическое и терапевтическое значение. Устами Протагора Платон говорит, что под прикрытием разработки теории музыки и преподавания не только музыки, но даже и гимнастики часто выступало софистическое искусство, вызывавшее враждебность слушателей (из софистов, действовавших подобным образом, известны, например, Икк Тарентинец и Геродик – учитель Гиппократа. Вспомним также, что и Сократ обучался у музыканта Конна, который у Платона всегда изображается в окружении философствующих собеседников.

[ 27 ] Клиния – младшего брата Алкивиада не путать с Клинием – сыном Аксиоха, его двоюродным братом, действующим в диалоге "Евтидем". Опекун братьев Перикл, опасаясь дурного влияния старшего брата, отдал Клиния на воспитание к Арифрону, но тот вернул его обратно, не зная, что с ним делать.

[ 28 ] Пифодор упоминается в "Пармениде" как друг Зенона. Каллий, сын Каллиада из дема Эксоны, – афинский полководец и политик, которого схолиаст называет "прославленным". Он погиб в 432 г. при осаде Потидеи. Зенон из Элеи (Италия) (490-430), философ, ученик Парменида, развивал теорию о едином непрерывном бытии как подлинном предмете мысли. Чувственное бытие, лишенное непрерывности и вызывающее лишь смутные ощущения, немыслимо вообще. Видимо, поэтому Аристотель называет Зенона изобретателем диалектики. Знаменитые апории Зенона ("Ахиллес", "Стрела", "Дихотомия", "Стадий") парадоксальны с точки зрения чувственного познания мира, которое является недостоверным. В сочинениях Платона Зенон иронически именуется "элейским Паламедом", т. е. необыкновенно изощренным и мудрым человеком. Намекая на апории Зенона, Сократ говорит, что слушателям Зенона "одно и то же представляется подобным и неподобным, единым и множественным, покоящимся и несущимся". В диалоге "Парменид" Зенон – зрелый самоуверенный человек, обремененный славой. Заключительные слова данной реплики Сократа подчеркивают ее вполне ироничный характер: оказывается, от общения с Периклом никто не становится мудрым, а вот от общения с Зеноном, которому платят огромные деньги за обучение, таковыми становятся просто с необходимостью. Приводимые здесь в качестве примера Пифодор и Каллий в действительности ничем особенно не проявили себя на поприще мудрости.

[ 31 ] Афинянин Мидий, желавший сделать политическую карьеру, был известен своей никчемностью. Он, в частности, увлекался перепелиными боями, что соответствовало дурным и низменным вкусам толпы. Рабы в отличие от свободных коротко стригли волосы, что, по общепринятому тогда мнению, вполне соответствовало грубости и невежеству их нравов.

[ 35 ] Имеется в виду Артаксеркс I, который в 465 г. вступил на персидский престол. Эгина, о-в в Сароническом заливе (Эгейское море), назван по имени нимфы Эгины, дочери речного бога Асопа, которую поселил на этом острове влюбленный в нее Зевс. Сыном Зевса и Эгины был Эак, отец героя Аякса.

[ 36 ] Эфоры, должностные лица в Лакедемоне (Спарте), представлявшие народное собрание, назначались ежегодно в количестве 5 человек. Они обладали судебной, законодательной, правительственной властью и даже контролировали деятельность царей, т. е. имели большое политическое влияние.

[ 39 ] Зороастр (Заратустра), мудрец, пророк и зачинатель древнеиранской дуалистической религии, в основу которой он положил мистическое учение о противоборстве Ормузда (Агурамазды – владыки мудрости) – светлого божества и Аримана – черной силы зла. В греческой традиции Зороастр считался первым магом.

[ 40 ] О воспитателе Алкивиада других сведений нет.

[ 41 ] Илотами называли жителей Спарты – потомков некогда побежденного племени. Они не обладали правами свободных граждан, это были государственные рабы, предоставленные в пользование частным лицам.

[ 44 ] Аместрида (Amestris) – дочь Отана, супруга Ксеркса, мать Артаксеркса I. Мина = прибл. от 25 до 36 руб., т. е. убор Диномахи стоит от 1250 до 1800 руб. Эрхия – дем в филе Эантида или Эгеида. Здесь имеется в виду квадратный плетр, т. е. мера плоскости, а не длины. 1 кв. плетр = 10 кв. м (1 плетр = около 1,01 га). Значит, Алкивиад владеет землей в 3 тыс. кв. м.

[ 45 ] Леотихид (Левтихид) – спартанский военачальник, возглавлявший в 479 г. союзный морской флот греков в битве при Микале. Архидам II – спартанский царь, возглавлявший в 431 и 428 гг. поход на Аттику. Агис I, сын Архидама и Лампидо, начал править в 426 г. В 434 г. царем еще не был.

[ 46 ] В оригинале gnothi sayton. Сократ вспоминает надпись, начертанную на храме Аполлона в Дельфах (храм принято также называть Дельфийским, или Пифийским, – в память о подвиге Аполлона, убившего чудовищного змея Пифона). Это же самое изречение приписывают одному из семи мудрецов – спартанцу Хилону. Оно стало одним из принципов бесед Сократа. Знаменита была и другая надпись на Дельфийском храме: "Ты еси". Ее философско-религиозную интерпретацию дает Плутарх в сочинении "De Е Delphico" ("Об "Е" в Дельфах"). По его мнению, эта надпись указывает, что божество присутствует и в храме и в мире.

[ 47 ] Имеется в виду гений Сократа.

[ 48 ] В оригинале caloi cagathoi – словосочетание, имеющее терминологическое значение и выражающее неразрывное единство прекрасного (calos) внешнего облика человека и его хорошей (agathos) внутренней сущности. Идеал калокагатии с течением времени менялся: постепенно все большее значение приобретала внутренняя красота. И сам Сократ, внешне безобразный, оказывается тем не менее "калокагатийным" человеком.

[ 50 ] Тяжелое вооружение (копье, большой щит, меч, панцирь, шлем, набедренники) – принадлежность пехотинца-гоплита.

[ 51 ] Схолиаст приводит в данном месте стихи: "Познать самого себя на словах не великая важность, а на деле это знает один бог".

[ 52 ] В оригинале ayto to ayto, т. е. "самое само". По Платону, здесь следует подразумевать общее понятие "идеи", или "эйдоса", человека. Только познав эту идею как родовое, общее понятие человека, можно познать каждого конкретного индивида.

[ 56 ] В угловых скобках Барнет помещает текст, включенный автором III-IV вв. Евсевием, другими переписчиками он опускался как спорный.

[ 58 ] Ср. "Пир", где Алкивиад утверждает, что, только слушая Сократа, он испытал негодование на свою рабскую жизнь и чувство стыда.

[ 60 ] По распространенному мнению, аист, став взрослым, заботится о своих родителях.

[ 61 ] В этих словах как бы предсказывается будущая судьба собеседников: Алкивиад, изгнанный из Афин, бесславно погибнет в 404 г., а Сократа в 399 г. одолеет "толпа", о мнении которой он так мало заботился.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: