Для эффективного осуществления образовательной и воспитательной функций очень важно уметь найти индивидуальный подход к учащимся на основе знания возрастных и психологических особенностей их личности, деятельности, различных аспектов взаимоотношений, возникающих между детьми и педагогами, а также их родителями, сверстниками.
Основная цель составления характеристики - полнее изучить и узнать ребёнка, на основе этого оказать помощь в развитии и становлении его индивидуальности, определить оптимальные пути взаимодействия с ним.
Для составления подробной психолого-педагогической характеристики необходимо придерживаться следующего алгоритма:
1. Выбрать ученика для написания характеристики.
2. Провести наблюдение за этим учеником в различных жизненных ситуациях с фиксацией и анализом наблюдаемых фактов.
3. С помощью психологических методик провести исследование некоторых особенностей его личности.
4. Написать психолого-педагогическую характеристику, отразив в ней разные сферы личности, особенности поведения, общения в школе и дома по предложенной схеме.
|
|
5. Оценить и сопоставить отношение школьника к общеобразовательным предметам и занятиям физической культурой и спортом, обосновав собранным материалом их причины. Охарактеризовать в рамках собранного материала личность школьника в плане всесторонности развития.
6. Наметить задачи для дальнейшего совершенствования или коррекции отношений ученика к учебной и спортивной деятельности со стороны учителя физической культуры и самого ученика.
Следует отметить, что характеристика составляется не в виде ответов по пунктам ориентировочной схемы. Характеристика - это связное целостное описание различных сторон личности ученика. Её значительно "оживляют" примеры и случаи из жизни школьника, подчеркивающие ту или иную его особенность и позволяющие составить четкий образ неповторимой индивидуальности человека.
Схема психолого-педагогической характеристики личности