Вопросы к экзамену по педагогике ФКиС
(для студентов дневного отделения)
1. Сущность понятий в педагогики: обучения, воспитания в широком и узком социальном и педагогическом значениях, развития, образования, социализации, формирования.
2. Структура профессионально-педагогической деятельности тренера, учителя физической культуры.
3. Требования к профессионально-педагогической деятельности тренера, учителя физической культуры.
4. Биосоциальная сущность человека.
5. Понятие личности. Характерные черты личности.
6. Движущие силы развития личности.
7. Факторы, определяющие развитие личности.
8. Особенности проявления закономерностей развития человека в спорте: неравномерность, гетерохронность, пластичность, интеграция.
9. Понятие «возраст». Разновидности возраста: паспортный, социальный, интеллектуальный, психологический.
10. Понятия: «акселерация», «ретердация».
11. Педагогическая возрастная периодизация.
12. Характеристика раннего детства.
13. Характеристика младшего школьного возраста.
|
|
14. Средний школьный возраст.
15. Старший школьный возраст.
16. Воспитание как педагогическое явление.
17. Общие и частные закономерности процесса воспитания.
18. Особенности процесса воспитания.
19. Принципы воспитания.
20. Понятие «цель воспитания». Факторы, влияющие на постановку цели.
21. Цели, задачи воспитания.
22. Цели и задачи физического воспитания.
23. Понятия «методы воспитания».
24. Классификация методов.
25. Методы, влияющие на сознание, чувства и волю воспитанника.
26. Методы организации деятельности.
27. Методы стимулирования и коррекции поведения и деятельности.
28. Формы воспитания.
29. Деятельностно-отношенческая концепция воспитания.
30. Сущность основных видов деятельности (средств воспитания): общение, игра, учение, труд.
31. Особенности деятельности в области ФК и спорта.
32. Психологическая структура спортивной деятельности: потребности, мотивы, цели, способы и условия, результат.
33. Понятие «индивидуальный стиль деятельности», «кризис спортивной деятельности».
34. Модели спортивной деятельности: облегченной деятельности, предельных напряжений, надежной деятельности.
35. Модели психолого-педагогической помощи спортсмену в овладении спортивной деятельностью: замещение и мобилизация.
36. Авторитарная, демократическая и либеральные технологии воспитания: способы и средства управления, культура общения, формы взаимодействия, способы поддержания дисциплины.
37. Понятие и особенности спортивной карьеры
38. Особенности психолого-педагогической помощи на этапе начальной спортивной специализации.
|
|
39. Особенности психолого-педагогической помощи на этапе углубленной тренировки в избранном виде спорта.
40. Особенности психолого-педагогической помощи на этапе кульминации спортивной карьеры.
41. Особенности психолого-педагогического сопровождения на заключительном этапе спортивной карьеры и после ее окончания.
42. Определение коллектива.
43. Социально-психологическая характеристика группы.
44. Признаки коллектива.
45. Стадии развития коллектива.
46. Пути сплочения коллектива.
47. Особенности сборной команды.
48. Особенности спортивного коллектива.
49. Управление конфликтами в спортивном коллективе.
50. Этапы реализации КТД.
51. Виды и характеристика воспитательных дел.
52. Понятие и функции семьи.
53. Динамика семьи.
54. Виды неправильного воспитания
55. Формы организации работы с родителями.
Основная литература
- Головнева Е.В. Теория и методика воспитания: учебное пособие /Е.В. Головнева. – 2 изд. – М., 2009. – 256 с.
- Государев Н.А. Психология и педагогика. Учебное пособие.- М.,2006.
- Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры. СПб.: «Лань», 2004. – 160 с.
- Марцинковская Т.Д., Григорович Л.А. Психология и педагогика: учебник. – М.: Проспект, 2009.
- Неверкович С. Педагогика физической культуры и спорта. Учебное пособие.- М., 2006.
- Педагогика: Учебник /Под ред. Л.П. Кривошенко. – М.,2004.
- Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: учебник для студентов высш. учебн. заведений: В 2 кн.- М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
- Прохорова М.В., Сидоров А.А. др. Педагогика физической культуры: Учебник.М.: Из-во «Путь»: ТИД «Альянс», 2006.- 288 с.
- Рожков М.И. Теория и методика воспитания: уч. пособие /М.И. Рожков. – М.,2004.
- Сидоров А.А., Прохорова М.В., Синюхин Б.Д. Педагогика. Уч-к для вузов ФК. М.: «Терра-спорт», 2000.
- Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2001.
- Щуркова Н.Е Прикладная педагогика воспитания: уч. пособие. – СПб., 2005. – 366 с.
Дополнительная литература
12. Алексеев А. Преодолей себя. Психическая подготовка в спорте. – Изд.5.- М.,2006.
13. Былеева Л. В.Подвижные игры. Учебник.- М., 2008.
14. Визитей Н.Курс лекций по социологии спорта. Учебное пособие.- М., 2006.
15. Волков И. П. Спортивная психология в трудах зарубежных специалистов. Хрестоматия.- М., 2005.
16. Волынкин В.И. Педагогика в схемах и таблицах /В.И Волынкин. – Ростов н/Д.:Феникс, 2007. – 283 с.
17. Галустова О.В. Конфликтология в вопросах и ответах:уч. посбие. – М., 2008. – 216 с.
18. Гогунов Е. Н., Мартьянов Б. И. Психология физического воспитания и спорта. – М., 2004.
Примерные темы мероприятий (бесед) со спортсменами:
· Физкультурно-спортивная тематика: «Спорт в жизни человека», «История моего вида спорта», «Таланты в моем виде спорта» (на примере биографий известных спортсменов), «История моей спортивной школы» (на примере успешных тренеров, результативных спортсменов»), «Честный поединок» (о принципе фейер-плэй в спорте), «Допинг в спорте»;
· Общекультурная тематика: «Культура речи», «Что такое образованность?», «Вежливость», «Как самому себя воспитывать?», «Ценности в жизни человека», «Как добиваться цели?», «Быть гражданином», «Досуг в жизни человека», «Культура общения», «Как стать хорошим собеседником?», «Конфликты. Как избегать и как решать конфликты», «Проблема дружбы и товарищества», «Как завоевывать друзей?», «Бережливость», «Этикет в общественных местах», «Как организовать собственное время?»;
· Здоровьесберегающая тематика: «Хорошие привычки», «Самомассаж – помоги себе сам», «Здоровый образ жизни», «Закаливание», «Питание спортсмена, режим питания», «Как регулировать свое эмоциональное состояние».