Сегодня на уроке ггостья – чья-то родительница. С одной стороны – это хорошо (родители должны интересоваться всем, что происходит в жизни их детей), с другой стороны – тревожно. На прошлом занятии была задета тема суицида – болезненного явления современности, которое широко «набирает обороты», захватывая судьбы всё более юных граждан этого мира.
Остаться в стороне, не пытаться повлиять на процесс – совесть заест, попытаться поговорить об этом с ребятами 12-13 лет – могут «съесть» на работе, обвинив в росте суицида. Ну и что, что никто из учащихся пока не погиб – а вдруг такое случится? И кто будет виноват? Тот, кто пытался остановить.
Хорошо, если пришедшая мама «с пониманием», а если заранее настроена негативно, то хоть как идеально я проведу урок, всё равно найдёт повод для претензий.
Звонок…
- Здравствуйте, ребята. Что мы там на прошлом уроке изучали?
- Про самоубийство! На экскурсию по кладбищу ходили!
У мамы рассеяность с лица исчезла моментально – сосредоточенно слушает ребят. Ладно, разберемся как-нибудь.
|
|
- Выводы какие сделали?
- Надо помнить, что всё всегда будет хорошо, и поэтому надо терпеть и жить, даже если страшно и трудно!
- Неплохо. Напомните мне, пожалуйста, правила трудных периодов.
- Не уходить из дома, из жизни, из школы! Радоваться чему-то! Работать старательно, хоть и не получается!
- А правила хороших периодов помните?
- Стараться на полезное силу израсходовать!
- А какие силы расходовать будем?
- Здоровье, ум! Нервы, доброту! Веру, надежду! Любовь!
- А если сил не хватает?
- Надо другим начать помогать, и они прибавятся!
Мама ошарашенно слушает гвалт в классе. Последнее заявление, судя по её лицу, логики не содержит. Это временно – к концу урока пройдёт.
- Сейчас о гармоничном сочетании сил мы с вами и поговорим. Кого сегодня будем «мучить»? - поднимаются руки желающих, я выбираю одну из них, - как Вас зовут?
- Саша, - девочка довольно улыбается.
- Рисую на доске Сашеньку (изображаю на доске круг, разбитый на три сектора, далее продолжаю чертить схему согласно хода урока)
- Рисую я её очень красиво: есть у Сашеньки ум (рисую У), есть тело филическое (рисую Ф), есть эмоции (рисую Э). Остальное пририсуем позже.
Все эти сферы между собой очень хорошо и бустро взаимодействуют.
Внимание, ребята, не пропустите ни одного из произносимых мною слов – именно сейчас я буду делать из вас настоящих психологов (людей, которые способны оказать человеку психологическую помощь в трудной жизненной ситуации).
Ребята, в том числе и мама, сосредоточились, разговоры утихли окончательно.
Начнём с того, что расскажу о том, сто такое стресс и как он в человеке развивается.
|
|
Стресс – это реакция нашей личности на то, что наши потребности невозможно удовлетворить, это наша реакция на потерю, на удары судьбы. То есть это наше категорическое несогласие с происходящим. Стресс поражает умственную, эмоциональную и волевую сферы личности, отражается на психофизическом здоровье. Кроме того, он имеет свойство развиваться внутри человека и поражать слабые его места. Как это происходит?
Известно, что умственная, эмоциональная и физиологическая сферы человеческого организма тесно связаны между собой и взаимно влияют друг на друга. Как это происходит?
Некоторые ребята уже потеряли интерес к происходящему у доски. По классу пополз шопот разговоров. Придётся им про них и рассказывать – они это любят, всегда внимательно слушают.
Например, я, ведя урок, заметила, что учащиеся практически не слушают меня («заметила» - физиологическая сфера). Заметила и подумала, что урок сделать интересным у меня не получается («подумала» - умственная сфера).
Ставлю стрелку от Ф к У.
Подумала так и расстроилась («расстроилась» - эмоциональная сфера).
Стрелки от У к Э, потом – от Э к Ф.
В таком состоянии моё сердце стало учащенно биться и поднялось давление (физиология), мысль приобрела более тревожный характер - с мысли сбилась (умственная), я занервничала (эмоции) и т. д.
Вдруг у меня сердечко этой накрутки раз – и не выдержало. Я в обморок перед вами - «хлоп»! «Ничего себе, - скажете, - психолог, её саму к психологам пора отправить!»
Таким образом, очевидно, что эмоции, мысли и здоровье взаимно связаны между собой и могут влиять друг на друга.
Поговорка гласит: «Где тонко, там и рвётся». Если личность развита неравномерна, одна из сфер слабее остальных, то что-то в человеке не выдержит первым – или нервы (эмоциональная сфера, самоубийство), или ум (сделает необдуманный шаг – уйдёт из семьи или школы, работы), или здоровье (сердечный приступ, проблемы с хроническими заболеваниями).
Все эти сферы (умственная, эмоциональная и физическая) в процессе стресса вновь и вновь по кругу «подстёгивают» друг друга, усиливают напряжение друг в друге, пока одна из них не выдержит и не даст сбой.
Чтобы этого не случилось, необходимо:
- во-первых, как можно быстрее остановить этот процесс (выйти из стресса);
- во-вторых, не иметь в себе «слабых» мест (вовремя выявить и укрепить их).
Как выйти из стресса? Как разорвать порочный круг взаимосвязи «ум – эмоции – здоровье»?
Рвать его не надо, надо его просто заставить действовать иначе. Причём начинать можно с любой сферы: мыслей, эмоций, физиологической составляющей. Их влияние друг на друга может быть не только негативным, но и позитивным.
Например, девочку «бросил» парень. Она непрестанно об этом думает, расстраивается всё больше и больше, не может спать по ночам. То есть имеет место стресс во всей своей «красе». В результате она не выдерживает, и после одного из трудных разговоров по телефону с этим юношей напивается большого количества таблеток.
Лично я таких случаев знаю большое множество. Большинство девочек благополучно возвращаются к жизни в реанимации, потом вырастают, встречают настоящую любовь, выходят замуж, рожают детей, а о попытке суицида им напоминает «только» порушенное здоровье в виде гастрита или язвы желудка. Поэтому они все жалеют о том, что не удержались от глупости, но ни одна не жалеет о том, что осталась жива.
Но рассуждать о том, что будет потом, легко. Вопрос есть более насущный. Как вам поступить, если вы попали в водоворот стресса и душевная боль становится всё более невыносимой?
Попробуйте чем-нибудь занять свою голову. Какой предмет больше всех не любите?
- Географию! Алгебру! Иностранный!
|
|
- Очень хорошо! Поэтому, если хотите «выйти» из стресса, начните всякий раз, когда ваш ум попытается думать на «больную тему». Брать в руки нелюбимый учебник и читать его параграфо за параграфом, прорешивая все задания, которые после этих параграфов будут напечатаны.
- О-о! Так неинтересно!
- Зато эффективно с двух сторон: во-первых, цепочка стресса разорвётся, во-вторых, пятёрки по нелюбимому предмету появятся. А за ними – и настроение хорошее придёт. А за настроением и сон наладится. Чувствуете, что стресс в другую сторону разматываться начал?
- Да.
- Дело в том, что в если противовес мрачному настроению начать думать о хорошем (или просто начать изучать что-нибудь), позитивные мысли (умственная сфера) повышают или, по крайней мере, не ухудшают Вашего настроения. При этом они довольно долго «держатся» в голове – они же приятны (или очень нужны) вам! Как следствие – негативные мысли на время вас покидают. В результате снижается воздействие стресса на организм, а это ведёт к тому, что здоровье от стресса не ухудшается, настроение начинает меняться.
Когда Вы становитесь крепче физически (физическая сфера), Вам опять же легче думать о хорошем, а это благотворно повлияет на настроение.
Кроме умственной сферы, вход в систему «Ум – Эмоции – Здоровье» можно осуществить с любой другой сферы. Например, настроению тоже можно помочь какой-нибудь радостью (торт, вечеринка, смена обстановки).
Физические нагрузки при правильном применении ускорят этот процесс. Они способствуют выработке в организме гормонов, под действием которых улучшается и сон, и настроение.
Если вы через все три сферы попробуете воздействовать на человека, то очень эффенктивно начинается «раскрутка пружины нервов», происходит постепенный выход из стресса.
Кроме этих трёх сфер, у человека есть ещё духовные и нравственные силы. Они являются определяющими, так как не зависят от здоровья, эмоций и получаемой информации (дорисовываю ещё две окружности на схеме и вписываю туда буквы Н и Д).
|
|
Нравственная сфера задействуется несколько иначе – когда вам будет очень плохо, найдите того, кто нуждается в Вашей помощи, и помогите этому человеку. Если вы умудритесь сделать доброе дело тому, кто вас обидел – вы ощутите реальный прилив сил, почувствуете странное облегчение и радость. Ручаюсь!
Если Вы так будете поступать, то с честью переживёте труднейшие периоды в своей судьбе.
Есть одна замечательная история.
Молодого француза бросила любимая девушка, и он от горя решил утопиться. В последний момент от задуманного поступка его отвлёк человек неожиданным вопросом:
- У вас деньги есть?
- Есть.
- Они вам «там» не нужны будут?
- Нет, конечно.
- Тогда вот вам адрес – сходите туда, отдайте деньги женщине на лекарства для ребёнка, а потом делайте, что задумали.
Юноша пошёл по указанному адресу, увидел одинокую мать с троими детьми в ужасающей нищете, отдал деньги, часы, пальто, шляпу и даже ботинки, пошёл домой. Шёл под дождём босой, плохо одетый и … улыбался. Ещё бы! Впереди его ждала долгая и прекрасная жизнь!
В практике порой встречаются, конечно, очень серьёзные случаи стреса, когда ни один из перечисленных методов не помогают. Помню, как-то раз к нам в Воскресную школу в трапезную незнакомая женщина принесла детям огромный торт: «Ешьте, - говорит, - у моей дочки день рождения сегодня». И чуть не плачет.
Увела я её в библиотеку, стала расспрашивать. Оказывается, дочка у неё в реанимации, потому, что в автоаварию попала. Да ещё в такой счастливый момент своей жизни: она ребёночка ждала (два месяца беременности), свадьба джолжна была быть через неделю. А тут на тебе – малыш внутриутробно умер, сама с множественными переломами и разрывами внутренних органов между жизнью и смертью находится, жених в больницу даже не приходит…
Как помочь такой девочке? Учебники читать посоветуем?
- Не-е, Вы что!
- А, может, историю ей весёлую расскажем или на дискотеку позовём?
- Не получится, у неё же горе, она же вставать даже не может?
- А может, про чужие несчастья ей расскажем, помощи попросим?
- Да Вы что, ей и так плохо!
- А как же ей помочь? Врачи тело как могут, лечат, но у неё не заживает ничего, потому, что онга плачет всё время, всё время о горе своём думает.
- Может, через духовную сферу как-нибудь?
- Мама её так и поступила. Она в Церковь пришла – детям в Воскресной школе торт подарила, в храме молилась, других просила о дочке молиться. Священника позвала в больницу к дочери.
Такие молитвы без ответа не могут оставаться. Через пару недель девочку эту перевели в общую палату, а через месяц – выписали. Я не знаю, как у неё сложилась судьба. Для меня на тот момент было главное – чтобы она не погибла.
Ребята, когда у ваших родных и близких возникают серьёзные проблемы – попробуйте оказать им духовную поддержку. В качестве примера могу рассказать интересный случай из своей практики.
Помню, как-то раз подружилась я с детьми – братом и сестрой - из интерната. Они были абсолютными сиротами, у них не было родни вообще никакой. Поэтому на выходные их к себе никто не брал, и они безвыездно находились в этом учреждении. Я стала навещать их, приводила к себе в гости. Дети были крещеные, поэтому я сводила их на исповедь и причастие. Вскоре стала в интернате проводить беседы для всех желающих по православию. И тут среди педагогического состава появились недовольные. Явно свои претензии никто не проявлял, просто каждый раз, стоило мне прийти в установленное для занятия время, в интернате начиналась генеральная уборка, и дети не могли присутствовать на беседе. Я и не поняла сначала, в чем дело. Дошло до меня, что происходит, только тогда, когда я пришла за выше упомянутыми братом с сестрой, чтобы забрать их к себе на зимние каникулы. С администрацией всё давно было согласовано, и дети уже два месяца ждали этих каникул как праздника.
Ребятишки встретили меня с заплаканными глазами – за какой-то пустяк их наказали запретом на выход из стен интерната в течение всех зимних каникул.
Возвращаясь одиноко домой, я кляла себя за то, что познакомилась с ребятнёй, что дала им какие-то надежды, что из-за меня они теперь как в тюрьме в интернате себя чувствовать будут. С горя я взмолилась: «Господи, я совершила глупость, не со зла, хотела как лучше. Сейчас они плачут. Сделай что-нибудь, утешь их как-нибудь. Пусть Ангел Твой их порадует!»
На следующее утро звонит телефон. Беру трубку и слышу голос Леночки: «Л. Н., Вы за нас не переживайте! Я вчера, когда спать ложилась, вдруг такой счастливой стала! Я такой радости еще никогда в жизни не испытывала! Мы с Витькой и сейчас самые счастливые какие-то! Я не знаю, от чего так, но Вы за нас не волнуйтесь!»
Я не могу с уверенностью делать выводы, но в данном случае, наверное, действительно - Ангел детей утешил.
Итак, запомните следующие правила преодоления стресса:
Не допускайте бессмысленного повторения негативных мыслей в своей голове! Заставляйте думать себя о чём-то ином. Начните изучать умную книгу или какую-нибудь науку, когда вам плохо. Не смейте ни на кого обижаться – отвлеките себя от повторения в памяти негативного эпизода
С эмоциональной сферой сложнее – настроением не покомандуешь. Ищите радость, отвлекитесь на что-нибудь вкусное, сходите на концерт, поболтайте по телефону с мамой, примите душ… Не велики радости, но всё-таки.
С физиологической сферой Вам скучать не придётся: можно посещать бассейн или тренажёрный зал, сделать работу, которая Вам нравится или которая давно назрела. Во время физических нагрузок в организме меняется гормональный баланс, и человек начинает испытывать эмоциональный подъем (спортсмены после особо тяжёлых тренировок обычно долго улыбаются).
Через нравственную сферу вход тоже возможен - постарайтесь найти того, кому тоже плохо, и помочь ему (или хотя бы подумайте о тех, кому хуже, чем вам, или кому будет очень плохо без вас).
С духовных позиций поступите так, как вам подсказывает ваша вера.
Если здоровье не позволяет исполнить все эти советы, сделайте то, что возможно, и станет легче.
Как видите, если больше работать физически, заставить себя думать о хорошем, помогать людям и молиться, снежный ком развития стресса вполне можно преобразовать в повод, чтобы страть сильнее и лучше.
Более того, если Вы научитесь чередовать в своей жизни физическую, умственную, эмоциональную, нравственную и духовную виды деятельности, то в своей жизни вы сможете многое успеть, не уставая при этом очень сильно.
Если по этим правилам будет строится ваше детство, вы без перегрузок будете равномерно и гармонично развивать все сферы своей личности, не оставляя для стресса на одного слабого места.
Это очень важно, ведь если хоть одна из сфер в своем развитии сильно отстает от остальных, то даже небольшой стресс может вызвать серьёзные последствия. Например, если у человека слабое здоровье, то при плохом известии он может попасть в больницу. Именно поэтому человек с детства должен развиваться гармонично.
Когда я рисовала Сашеньку, я не случайно сказала, что рисую её очень красивой – видите, ум, эмоции и здоровье развиты вровень, есть и нравственность, и духовность.
К сожалению, не все люди так гармонично сложены. У кого-то ума много, но человек не может ни эмоций выразить, ни чужое настроение почувствовать. Некоторые – наоборот – очень хорошо развиты физически, но при этом совсем туго соображают.
В современном мире к воспитанию и развитию детей подход несколько специфический: если ребёнок спортивен, но «тугодум», его определят в спортивный класс, и отставание умственной сферы от физической начнёт прогрессировать.
Если же ребёнок хрупкий, но очень умный – в спортзал ему некогда будет ходить (доклады готовить будет). Вырастет типичным «ботаником» (умный, но слабый), которого «дурные спортсмены» будут обижать, а он будет страдать из-за этого (что первым не выдержит – здоровье или нервы?)
Если ребёнок эмоционально беден, вял, то нас это обычно вполне устраивает – с усидчивостью и дисциплиной никаких проблем. А ведь все помнят, что «в тихом омуте черти водятся».
Ребятки, обратите внимание на своё развитие - не допускайте в нём перекосов: «умник» должен регулярно заниматься спортом, «спортсмен» посвящать умственной работе больше времени, чем «умник» (надо нагонять отставание ума от здоровья и наоборот), оба должны находить времени для игр, общения с родными и друзьями и радости.
Нельзя самих себя делать заложниками собственного таланта. Козьма Прутков писал когда-то: «Специалист подобен флюсу». Флюс, кстати, это очень болезненная болезнь, требующая срочного вмешательства!
В крайности впадать тоже не стоит – таланты развивать всё же нужно, просто не в ущерб всему остальному.
Определить соответствие развития разных сфер можно, составив небольшую таблицу:
Сфера | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | Всего | Процент |
Духовная | |||||||||
Нравственная | |||||||||
Умственная | |||||||||
Эмоциональная | |||||||||
Физическая | |||||||||
Итого | 100 % |
Заполняем таблицу по десятибалльной системе, оценивая свои поступки и переживания (например, решали трудную контрольную – умственная сфера 6 баллов, поработали на велотренажёре немного – физическая сфера 3 балла, почитали хорошую книгу – эмоциональная сфера 7 баллов, молились, читали Библию – 6 баллов духовной сферы, поссорились с другом и наговорили ему гадостей – нравственная сфера минус 4 балла).
- Тренировки в понедельник были?
- Да, тяжёлые!
- Ставим +7 баллов на «физическая». Нервишки и эмоции сдерживать приходилось?
- Ещё как!
- И на «эмоции» +7 баллов. Как с учёбой – голове сильно напрягаться приходится?
- Целых две контрольных были!!
- Прекрасно. На «ум» тоже +7 баллов поставлю. Теперь по нравственности… Когда вас толкнули нечаянно – простили, в ответ не толкались? Не обзывались?
- Щас прямо!
- Ставим минус 2 балла. По «духовности» теперь… Кто-то молился, духовную литературу сегодня читал?
- …
- Понятно. Матерились - чертыхались?
- Было такое.
- Духовность – минут три балла.
Так, наблюдая за собой несколько дней, можно будет заметить, какие сферы у нас не получают нормальных нагрузок и потому отстают в развитии.
Если в течение периода перекос становится явным, в выходные или отпускные дни постарайтесь его выровнять за счет перераспределения времени нагрузок в пользу «отстающих сфер».
- Кстати, у вас где «перекос»?
- У нас человеческое всё «по минусу»!
- Серьёзное отклонение, и встречается, между прочим, очень часто. В современных образовательных учреждениях психо-физические сферы развиваются целенаправленно и подконтрольно (психологи следят за эмоциональностью, учителя – за интеллектом, физруки и медики – за здоровьем). И это правильно и справедливо.
Нравственность и духовность всегда развивались в основном семьёй и Церковью. Но долгое время Церковь была искусственно «отделена» от процесса воспитания, семья и сейчас почти всё время находится в разрозненном состоянии (днём работа для взрослых, а школа для детей, вечером – для всех телевизор, друзья и компьютеры).
Поэтому с развитием духовности и нравственности возникли серьёзные проблемы - влияние улицы, СМИ на подрастающее поколение – на вас, ртебята! - не просто безнравственно и бездуховно, оно противоположно простейшим нравственным и духовным нормам жизни! Это грозит развитием многих проблем – от роста преступности до роста количества суицида и психических заболеваний среди молодёжи, появлением агрессивных и извращенных политических сил.
В результате мы имеем много умных, здоровых, с крепкими нервами нацистов, представителей криминального мира, коррупционеров и просто циников.
Помните события Беслана – боевики-террористы уже знали, что их дело проиграно, но они упрямо срывали чеки с гранат и бросали гранаты в толпу перепуганных ребятишек. Военные, ребята, они всегда люди крепкие филически, хладнокровные, умные (дурня на задание с собой никто не возмёт). Однако это психофизическое совершенство не помешало им потерять человеческий облик. Напроотив, превратило их в существ, которые многократно опаснее самых опасных зверей.
Рост количества таких людей (умных и сильных, но без чести и совести) – это не просто социальная проблема. Попытайтесь взглянуть на этот процесс немного глубже.
Сейчас модно говорить о надвигающемся конце света, об апокалипсисе. Журналисты то и дело поднимают этот воприс в средствах массовой информации. Скажу сразу – верить в даты второго пришествия не стоит, даже в Библии сказано, что никто не знает ни дня, ни часа этого события.
Лучше обратьить внимание на то, в кого преврашается современный человек относительно «образа и подобия Божьего», по которому люди, если верить Библии, созданы.
Дело в том, что Иисус Христос по данным параметрам (сферам) является максимально гармонично развитым человеком. В Нём всё – от здоровья до духовности было развито максимально (ставлю в таблице знаки «+бесконечность» в каждой ячейке).
Антихрист будет по внешне измеримым параметрам очень похож на Христа, только сферы «нравственность» и «духовность» в нём будут со знаком «минус бесконечность» (вписываю данные в таблицу).
Теперь сравним знаки «+» и «-» у Христа и антихриста с полученными знаками рядовых школьников, то есть у вас. Кто формируется при однобоком воспитании? - антихристы.
- Дак антихрист же один должен быть! Он типа против Христа всосстанет!
- Антихрист – это не тот, кто «против Христа», а тот, кто «вместо Христа». Любой эгоист для себя является антихристом. При этом он старается стать «вместо Христа» и для окружающих. Если он на меньшее не согласен, то может просто отвергнуть этот мир и уйти в мир иной.
А теперь вернёмся к нашему примеру «Девочку бросил парень и она страдает». Как будем оказывать помощь? Вы пообсуждайте, а я послушаю. Можно спорить.
- Я ей скажу, что он не стоит её страданий!
- И чо? Она ещё и злиться начнёт – нравственность уменьшится, обиды больше станет. Ослабеет с такой подругой!
- Я ей кофточку свою подарю – она просила её поносить дать.
- Ага, и на дискотеку с ней в этой кофточке – сразу о «другом» думать начнёт!
- Вот так подруги и учат девчонок «по рукам идти».
- Зато не отравится!
- Лучше уроки с ней учить начни!
- Ага, они обе будут вместо уроков парня проклинать!
- Нет, ребята, тут надо как-то через нравственность подойти!
- В волонтёрское движение пусть вступит – ветеранам порядок в вкомнатах понаводит!
- Может, в Церковь зайти, свечку поставить?..
Звонок. Ребята поднимаются, идут к дверям, а поиск решения задачи не оставляют. Это хорошо – в жизни так много разных дорог, всегда есть из чего выбрать. Пусть привыкают к этому изобилию.
Несколько человек задержались у дверей, оглянувшись:
- Л. Н., а когда Вам плохо, Вы что делаете?
- Возьму гитару, сама про себя песню придумаю и пою её потом в одиночестве, пока не надоест.
- Круто! – уходят, засмеявшись.
Мама, о которой я успела забыть, осторожно трогает меня за плечо: «Спасибо! Мне сын про Ваши уроки все уши прожужжал, я потому и пришла. Действительно, очень интересно. И нужно».