Урок 4. Потребности человека

Смотрю на собирающихся в классе ребятишек из шестого класса и думаю: «Весь урок «выдать» или разбить на две части? Маленькие они всё-таки ещё для таких тем».

И действительно, этот курс создавался для ребят 9-11 классов, но учителя настолько настойчиво просят прийти к шестым, а то и к пятым классам, что поневоле приходится адаптировать.

Сегодняшняя тема состоит из двух частей: врождённые потребности и приобретенные потребности. Если их изучать вместе, но кратко – эффект сильнее. Но для малышей он слишком ёмкий информационно.

Если «разбить» на два урока – усвоят лучше детали, но связь могут упустить, а жаль. Ладно, буду вести не спеша, но постараюсь при объяснении первой части максимально подготовить ко второй. В результате или вторую очень кратко можно будет рассказать - поймут, или, если времени не хватит, легче вторую с первой связать будет на следующем уроке.

Звонок…

- Здравствуйте, солнышки. Садитесь. Прошлые уроки помните? Это что такое (рисую окружность, точку в окружности, стрелку от точки за пределы окружности)?

- Общество! Человек в обществе! Человек покидает общество!

- Отлично помните материал! Наверное, одни отличники собрались?

(Ребята удовлетворенно смеются – класс-то проблемный).

- На прошлых занячтиях вы поняли, что общество обладает коллосальным влиянием на каждого человека, но оног и зависит от того, какие люди его составляют. Если оно не создаст условия для нужного человека, этот человек покинет это общество и уйдёт в другое. Слышали поговорку: «Рыба ищет где глубже, а человек – где лучше»?

- Да!

- Имонно об этом законе жизни поговорка и рассказывает. К чему я всё это вам говорю? – вы все когда-нибудь будете руководителями обществ: начальниками, бригадирами, командирами отделений в армии, главами семей, предпринимателями, создающими свои фирмы, учителями или просто родителями, которые должны воспитывать своих детей (управлять их поведением хоть немного). Как вы долны наладить жизнь в зависящих от вас обществах, чтобы люди от вас не убегали – дети из дома, жёны от мужей, солдаты из армии, работники – из организации? Что вы должны обеспечить своим близким?

Тема сегодняшнего занятия для вас, как для будущих руководителей, очень и очень актуальна. Сегодня вы узнаете, что надо людям для полного счастья. Начну с малого, но неизбежного – для любого живого существа самыми насущными потребностями являются потребность в продолении рода, потребность в поддержании жизнедеятельности (поесть-попить) и инстинкт самосохранения. Это физические потребности и каждая из них начитнает работать только тогда, когда находит своё удовлетворение предыдущая. Например, есть такая порода пауков – черная вдова. У них самка легко может съесть самца. Но, если ей надо продолить род, она забывает о еде и самец может к ней подойти. Самец юоится самку, но, раз продолжить род необходимо, он забывает о своем страхе и идёт к паучихе. Стоит только ему её оплодотворить, как самка вспоминает об обеде и мохнатой лапкой ловит удирающего супруга: «Иди сюда, любимый, я тебя скушаю!»

Как очередность этих потребностей проявляет себя у подростков? Когда у вас начинается этот самый переходный период – вы начинаете стремительно расти, в большом количестве выделяются половые гормоны, и мальчики вдруг обнаруживают, что у них в классе учатся ещё и девочки, а девочки обнаруживают присутствие мальчиков. И начинаются у вас записки, «валентинки», «обжимашки» и т. п.

Мамы особо «продвинутым» особям говорят: «Ты же ещё маленькая (кий), тебе же ещё учиться надо, у вас же жидья отдельного не!» - бесполезно, не работает потребность позаботиться о своей жизни.

Тогда к вам приглашают врачей, которые рассказывают о венерических и других заболеваниях, предупреждают о сложностях ранних беременностей – тоже впустую, не работает инстинкт самосохранения. Любовь одна нга уме. Ну и что, что Ромео и Джульетта погибли – зато история какая романтичная!

Но, ребятки, стоит только девочке забеременеть, как картина стремительно меняется! Помню, как я чуть не на коленях стояла перед пятнадцатилетней девчонкой, которая собиралась сделать аборт на сроке шесть месяцев беременности. Я ей говорю: «Роди и оставь в роддоме – у нас в городе очередь на таких детей!» А она как заведённая в ответ: «Я ещё маленькая, у нас жильё маленькое, мне учиться надо – от программы отстать боюсь, я не могу отдать – стыдно будет и т. д.» То есть всё знала, но это её не остановило.

Абортировала она дочку свою, потом плакала, рассказывая, через что пришлось пройти, но уже через три недели среди тех же пацанов занималась тем же самым, что и до беременности. Лучше бы родила нормально, понянькалась бы три года. За эти годы поумнела бы, посерьезнела. Учиться ведь и заочно можно.

С мальчишками ситуация не лучше. Помню, в вечерней школе (там ребята взрослые уже) разговаривали о жизни. Спрашиваю их:

- С девочками уже дружите?

- Конечно, Любовь Николаевна!

- Целуетесь-обнимаетесь?

- Разумеется, Любовь Николаевна!

- И всё остальное тоже?

- Естесственно, Любовь Николаевна!

- А теперь представьте ситуацию – ваша юная подруга забеременела, а у неё папа вечно пьяный, страшно сильный и вспыльчивый человек. Любому за подобную новость шею свернёт. Кто будет ему сообщать, что он скоро дедом станет?

- Её отец – пусть сама с ним и разговаривает!

- Но она же беременна! Ей нельзя бояться – адреналин, который апри страхе вырабатывается в организме, является страшно ядовитым веществом. Он может убить или повредить малыша.

- А мы-то здесь при чём? У неё своя голова на плечах – думать надо было!

Как видите, инстинкт самосохранения и здесь сработал очень поздно. Жаль, что у нас в жизни люди иногда по законам насекомых живут.

- Но Вы же сами сказали, что это законы такие, из потребностей исходящие!

- Верно, но, в отличие от насекомых, мы обладаем ещё и чисто человеческими потребностями, которые должны в идеале пересиливать потребности животные. Вы, ребята, запомните этот момент и навсегда решите для себя – всегда, в любой ситуации поступать надо по-человечески. Лесков когда-то написал своей матери в письме: «Лучше всю жизнь прожить глубоко несчастным человеком, чем стать сытой, самодовольной свиньёй».

- Но потребности же у всех живых существ одинаковые – Вы сами говорили!

- Некоторые одинаковые, а некоторые свойственны только и только людям. Но до них подняться надо. График-то я не случайно снизу вверх рисую.

Когда я только начала объяснять потребности, мелом на доске сразу стала строить таблицу в направлении снизу вверх – левую сторону, правую после «достраивала» по ходу рассказа. В конце концов она должна получиться такой:

Духовные потребности Жажда Бога, любовь к Богу Отторжение Бога
Нравственные потребности Любить и быть любимым Отторжение людей до ненависти
Творческая потребность Творчество Желание разрушения

________________________________________________________________

Психические потребности В признании Тщеславие Жажда денег (сребролюбие)
В общении Гордость, зависть
Физические потребности Самосохранение Страх, гнев, уныние
Поддержать жизнь Лень, тяга к комфотру и наслаждениям
Продолжить род Похоть
  Врождённые Приобретенные  

Когда физические потребности удовлетворены хоть немного, то в силу вступают потребности более высокого уровня – психические. Первая из них – потребность в общении. Не случайно одним из самых страшеных родительских наказаний является запрет нга общение с друзьями. Но, стоит вам только начать общаться, сразу появляется потребность в признании вас хотя бы равными остальным членам общества. Иначе вам будет неуютно в коллективе.

Это не чисто человеческая потребность – многие животные испытывают то же самое: старая курица никогда не сяден на насест ниже моложой, сороки ветки деревьев распределяют согласно статуса псиц в стае, волки создают пару на всю жизнь, с опасностью для жизни добывают питание, убегают от ружья, живут стаями, в стаях сражаются за власть. Как видите, все потребности у волков ярко выражены. Но мы же не волки! Что нам надо для счастья ещё?

- Деньги?

- Деньги позволяют обеспечить только психо-физические потребности, т. е. те, что я уже перечислила.

- Тогда не знаем!

- Есть в аудитории достаточно смелый и честный молодой человек? (выбираю из нескольких поднявшихся рук одну, знакомлюсь и продолжаю спрашивать) – скажите, Сергей, как Вы поступите в следующей ситуации: зима, мороз, поблизости абсолютно никого нет, а Вы «по-маленькому» очень сильно захотели. После Вас точка на сугробе останется или рисунок?

- Рисунок! Надпись! – классхохочет, а Сергей тихонько с выкриками соглашается.

- Но что за странная потребность? Ни одна обезьяна на это не способна, а у людей даже трёхлетние мальчишки пытаются солнышко нарисовать?

- Но мы же хотим, чтоб интереснее было!

- Вот, ребята, вот это «хочу сделать мир интереснее!» и есть потребность читсто человеческая – потребность в творчестве! Вопрос только в том, откуда она взялась? Зигмунд Фрейд объясняет это переориентированной энергией других потребностей (мол, когда физические потребности не утолены, человек пытается компенсировать свою неудовлетворённость) – но трёхлетние дети обычно вполне довольны жизнью, однако творят. Карл Маркс объяснят это явление неизбежностью экономической конкуренции (если один продавец будет продавать более интересный товар, то он обгонит своих конкурентов) – но за рисунки на сугробах деньги не платят, скорей, оштрафуют! Абрахам Маслоу, создавший эту схему в той части, в какой я вам её представила, полагал, что когда человек удовлетворён психо-физически, то по логике появления психо-физических потребностей должна появитьбся ещё более высокая – творческая потребность. Но история знает огромное количество случаев, когда люди теряли семью, страдали от голода и холода, рисковали жизнью, становились изгоями, слыли сумасшедшими – но создавали свои шедевры, учения, делали научные открытия. То есть эта человеческая потребность у них оказывалась намного сильнее, чем все ивотные потребности вместе взятые.

Что же это за силища такая прячется в душе у человека и тоблько человека – ни одна (даже самая человекообразная!) обезьяна не создала ни одного наскального рисунка! Откуда в нас стремление творить?

В этот момент замолкает любая аудитория – и шестиклассники, и взрослые люди. Я тоже задумываюсь. Ответ я знаю, но проблема в том, что ответ этот религиозен по сути своей, а аудитории встречаются различные. Нужен определённый такт, чтобы не возникло ощущение «вербовки в религию», а работа над темой продолжалась в нормальном темпе. Поэтому честно, просто и серьёзно предупреждаю любой коллектив, сидящий передо мной:

- Предупреждаю сразу, дальше текст пойдёт несколько религиозный. Если в аудитории есть убежденные атеисты, попытайтесь как-нибудь видоизмкенить информацию у себя в голове на атеистический манер. У меня это ещё ни роазу не получилось. Поэтому при ответе на вопрос о тайне творческой потребностей я могу аппелировать лишь к святоотеческому учению о душе. Дело в том, что психология по определению является наукой о психике, то есть о психических особенностях живых существ (реакция, нервы, память, логика и всё остальное, что позволяет существу реагировать на окружающий мир, отражать его в себе и влиять на него). Православная психология учитывает при этом влияние на психику не только тела, но и души. Светская психология наличие души или не признает, или признаёт как гипотезу. Но специально душу она не изучает. Значит, при ответе на вопросы, касающиеся принципиального отличия животного от человека (бессмертие души) мы можем опираться только на информацию, накопленную в течение тысячелетий религиозными деятелями.

А они утверждают, что человек является образом и подобием Бога. А Бог, как известно, Творец всего существующего. Вот человек, как Его подобие, и чувствует потребность тоже творить. Но как и для чего?

Смотрите (рисую сверху слева ячейку таблицы): каждый человек в глубине души чувствует необходимость в Боге. Помните у Булата Окуджавы была песня «Мне надо на кого-нибудь молиться»

- Нет.

- А ваши родители её наверняка знают. Хорошо, приведу другой пример. У студентов, даже самых неверующих, есть такой способ сдачи экзаменов и зачётов – они высовывают открытую зачётку в окно и кричат: «Халява, приди!» Слышали о таком?

- А мы и в школе так делаем иногда!

- То есть нутром вы чувствуете, что помочь вам вполне может нечто извне, к которому надо несколько молитвенно обращаться. Более того – у каждого человека в голове есть некий участок мозга, отвечающий за религиозную деятельность. Он реагирует на священные предметы, тексты и ихображения, а на еду, людей и прочее не реагирует – это доказано экспериментально. Потребность в служении высшему в человеке настолько сильно, что, даже если он является убежденнейшим атеистом, он всё равно найдёт, кому или ченму он должен служить, ради кого или чего он готов многим пожертвовать. Кто-то служит науке, кто-то искусству, кто-то семье. Для некоторых богом становятся наркотики или алкоголь.

В зависимости от ваших идеалов начинает реализоваться следующая потребность (пририсовываю ячейку таблицы ниже, навстречу психо-физическим потребностям) – любровь к тому, что в себе несёт образ Бога (или кумира, если это не Создатель всего). Например, у верующих это любовь к ближнему, у алкоголиков – любовь ко всему, что имеет в себе хоть каплю спирта, у учёных – любовь к экспериментам, учебникам и научным трудам и т. т.

А уж из этой потребности произрастает творчество: алкоголик что только не придумает, чтобы статьб пьяным, любящий людей постарается создавать красоту и удобство, лекарства и новые виды лечения …

Ваше религиозное развитие называется духовным развитием, а ваше отношение к людям – нравственным. Теперь, когда вы услышите термины «психо-физическое» и «духовно-нравственное» развитие, вы поймёте о чём идёт речь?

- Да!

- Прекрасно! Пойдём дальше – иногда психо-физическое и духовно-нравственное начинают противоречить друг другу. Например, девочка подросток хочет бросить школу и сбежать с «любимым». Как её можно переубедить?

- Если она любит родителей и пятую заповедь знает, он не сбежит!

- О, вы о заповедях слышали? Молодцы!

- Не поможет, всё-равно убежит. Сейчас все про Бога знают, а толку никакого!

- А почему?

- Не знаем, наверное, недоразвитые мы! Или переразвитые физически – акселерация!

- Вы поражаете меня своей эрудицией. В принципе, согласна с всеми точками зрения, Давайте искать причина духовно-нравственной недоразвитости (а то и деградации) и психо-физической «переразвитости». С Библейской историей вы, как я догадываюсь, немного уже знакомы. Как звали первых людей?

- Адам и Ева!

- С них процесс деградации и «переразвитости» начался, с них и начнём. Почему их из Рая Бог выгнал?

- Она Его не послушали! Они яблоко съели!

- А зачем они это сделали? Голодные были, что ли?

- Не-е, их змей обманул - сказал, что они как боги станут!

- Обычно люди, когда что-то хорошо получилось, говорят «Слава Богу!», а если люди сами хотят как боги быть, кому они славу ожидают, когда всё хорошо получится?

- Себе?

- Себе! Это явление в человеке называется тщеславием. Именно в тщеславие гипертрофитровалась потребность в признании после грехопадения людей, и сразу же нарушилось равновесие между духовно-нравственным и психофизическим (пририсовываю ячейку «тщеславие» и от этой ячейки обозначаю стрелку в ячейку «потребность в общении»).

Как только тщеславие стало неотъемлемой частью человеческой личности, потребность в общении сразу же видоизменилась. Нам стало недостаточно просто общаться с людьми. Мы теперь начинаем делить людей на тех, с кем общаться лестно для нас, и тех, с кем общаться – стыдно для нас. Например, такая ситуация. Вы с приятелями идёте по улице, а навстречу вам идёт ваш папа. Подбежите к нему? Поздороваетесь с ним?

- Конечно!

- Но папа с вами много лет не проживает – так иногда случается. Более того, у него произошло в жизни несчастье, он оказался без жилья и работы. Поэтому он живёт в подвале, стирать и мыться у него возможности нет, поэтому у него неопрятный вид и от него исходит подвальный запах. Подбежите к нему? Поздороваетесь с ним?

-?!

- То-то и оно. А ведь именно сейчас ему важна поддержка детей, он нуждается в помощи, чистой одежде. И вы вполне способны эту помощь оказать. Вы любите отцпа, но нечто в душе не позволяет вам подойти к нему в присутствии приятелей. Это нечто называется – гордость. Если эта гадость в вас завелась, очень скоро вы начнёте испытывать неприятное ощущение в душе при взгляде на успешных отцов ващих товарищей. То есть неизбежно в вас заведётся ещё и зависть – старшая дочь гордости (пририсовываю ячейку «гордость и зависть» к ячейке «потребность в общении», после от последней провожу стрелку к «самосохранение»).

Когда в душе расцветают гордость и зависть, и вы начинаете делить людей на «достойных и недостойных» вашего общения, когда люжди делятся для вас на уважаемых и презираемых, у вас в душе вскоре появится некоторое беспокойство – ощущение опасности от людей «не вашего круга», и некоторая агрессия и по отношению к тем, кому вы завидуете, и по отношению к тем, кого побаиваетесь. Так потребность в самосохранении усиливается страхом и гневливостью (пририсовываю соответствующие ячейки).

Самое обидное в этом явлении то, что и гнев, и страх являются потребностями, пусть противоестественными, приобретенными, но всё же потребностями. Они будут требовать своей реализации, поэтому вы неизбежно будете выискивать тех людей, с кем надо вступить в конфоликт, тех, кого стоит бояться. Сами себе создаем врагов, иногда – из самых близких людей. Становимся подозрительными и недоверчивыми. Вечно на всех нападаем, ни о ком слова доброго сказать не можем.

Думаем, что проблема в тех, кто нас окружает, а на самом деле проблема только в нас самих, и уйти от неё невозможно, даже если окажетесь на необитаемом острове – страхи и злость в нас живут!

Как только эта гадость внутри нас прочно обосновалась, сразу перевоплощается потребность в обеспечении жизнедеятельности. С нашим отношением к людям мы уже не можем получать нормальное удовольствие от общения с ними, поэтому начинаем искать радость в пользовании вещами, одиночном получении удовольствия. В нас расцветает лень, стремление вкуснее кушать, испытывать телесные наслаждения, «лювить кайф» - даже если это вредно для здоровья (самосохранение работает только после удовлетворения более низкой потребности, а зависимость от наркотика, табаки и алкоголя удовлетворить невозможно).

- Так поэтому наркоманы умирают от передозировки?

- Вы и это уже знаете? Да, ребята, вы правы. Только не думайте, что наркомания, алкоголизм и т. п – единственные ненасытные страсти. Любая приобретенная потребность растёт по мере её насыщения и становится всё более и более ненасытной. Тщеславный человек, как наркоман, стремится увеличить дозу похвал, а потом всё равно страдает от своеё «непонятости и неоцененности». Многие очень талантливые люди заканчивали жизнь самоубийством, когда не могли подняться выше самих себя. Многие гордецы не могут пережить простого замечания – закатывают в ответ скандал, стараясь максимально унизить человека. Бывали в вашей жизни случаи, когда вы возмущались тем, что вам поставили четвёрку вместо пятёрки?

- Да!

- То есть вы уже чувствовали как страсти болезненно реагируют на правду жизни. Может такой человек быть счастливым среди людей?

- Нет, но ведь без людей жить не станешь!

- Правильно, не станешь. Поэтому такие люди живут среди других, сами портят себе жизнь, обвиняют в этом окружающих, а значит, и им жизнь портят!

- А я знаю такого человека в нашем классе! – ещё несколько рук взлетают вверх.

- Вы мне лучше покажите человека, в котором нет на тщеславия, на гордости, на зависти, ни лени, ни уныния, ни злости, ни страха!

- Это… Это… - руки постепенно опускаются назад на парты и в классе устанавливается растерянная тишина.

- Давайте смотреть дальше – скажите, пожалуйства, если человек стремится к комфорту и лени, он может позволить себе завести большую семью?

- Нет, конечно!

- Значит, неизбежно видоизменяется и потребность в продолжении рода. Люди не хотят отказываться от близости, потому, что она дарит им удовольствие, но они делают всё, чтобы детей было мало или иъх не было совсем. Таким образом потребность в продолжении рода перевоплощается в так называемую похоть. Казалось бы – что в этом плохого. Но расскажу ка я вам одну историю, которая на стыке 20 и 21 веков произошла в африканском государстве под названием Кения.

Далее следуе пересказ статьи Кирилла Бутусова «Не лезьте со своими таблетками к слонам» из журнала «Чудеса и приключения» №2/2000. Я его приведу с сокращениями и некоторыми корреляциями, избегая слов «половой контакт», «секс» и т. п. Всё-таки передо мной сегодня сидят шестиклассники. Я понимаю, что у многих из них в телеыфонах есть очень скаберзные картинки и видеосюжеты, но… Я всё равно на определённые темы не могу говорить с ними, как со взрослыми. И не должна.

В Кении, в Крюгеровском заповеднике сверх всякой отпущенной природой меры расплодились слоны. Этот демографический взрыв угрожал животным других видов; вытаптывались посевы кофе, маиса и пщеницы племен и фермеров, живущих рядом. Надо было что-то делать. И поскольку заповедник существовалбольшей частью на благотворительную помощь из стран Европы и США, а там животных никто убивать не хочет, то руководству заповедника пришлось искать ненасильственные пути решения проблемы. Наука тут поспешила со своей помощью. И, ничтоже сумняшеся, охотника с пулями заменили на специалиста с противозачаточными таблетками. В теории всё было хорошо, но на практике получился полный конфуз.

Дело в том, что поведение мужских и женских особей у слонов очень зависит друг от друга. И только два дня в месяц слонихе для оплодотворения требуется самец. Вот в эти дни эти животные и испытывают друг к другу влечение, в результате чего слонихи беременеют. Остальное время самцы и самки просто дружат.

После обработки лекарствами самки перестали беременеть, но у них сильно увеличилось влечение к самцам. А самцы в результате были вынуждены увеличить свою активность. Заповедник стал похож на какой-то неприличный дом, где каждая самка окружена несколькими самцами, и они поочереди к ней лезут. Но самое страшное в том, что и мужские, и женские особи перестали заботиться о детёнышах, которые начали умирать от голода.

Умирать стали и взрослые самцы –х от истощения.

Пилюли слдонихам давать перестали, но поведение у них не изменилось.

Кстати, в научном мире слонов приводили как образец пуританских моногамных семейных отношений на всю их долгую жизнь. До введения таблеток, естественно.

Вот, ребятки, даже у слонов иногда приходится создавать дома малюток. После люди планировали отстрелять этих испорченных слонов и завести в заповедник нормальных неиспорченных слонов. То есть от сильного размножения популяция стремительно докатилась до полного вырождения, как только заболела похотью. Вам эта ситуация никого не напоминает?

- Людей?

- К сожалению. Многие древние великие цивилизации вымерли после того, как стали культивировать роскошь, безделье и удовольствия, отказались от семейных отношений и труда. Это и Древний Рим, и Афины.

Когда-то я читала, что один из врачей гитлеровских концлагерей написал Гитлеру: «Мой фюрер, прошу остановить наступление на Россию. Все незамужние женщины, поступающие в концлагерь, даже если им сорок лет, девственны. Страну с таким уровнем нравственности победить невозможно!»

Но, прежде чем начнут вырождаться государства, сначала начинают вырождаться отдельные семьи. Вы своим семьям такого не желаете?

- Нет, клнечно!

- Тогда давайте, посмотрим, как лично вы развиваетесь. Что в вас быстрее растёт – духовно-нравственное (человеческое) или психофизическое (животное). Посчитаем, сколько времени у вас должно уходить на врождённые психофизические потребности в сутки (сон, еда, гигиена, необходимое общение) – обычно получается 12 часов. Остальные 12 часов должны уходить или на духовно-нравственное, или на приобретенные потребности. Давайте посчитаем время, расходуемое на приобретенные потребности. Мальчики, скажите честно – на мысли о девочках, на разговоры о них, на прочитывание определённых текстов и просмотр определённых картинок, видео и сайтов сколько времени в сутки уходит?

- Шесть часов! – класс смеётся.

После я эту цифру привела на уроке в профессиональном колледже. Юноши посмеялись над шестиклассниками, но потом сообщили: «Для их возраста это нормально».

- Пишу «6» напротив нижней строки таблицы и считаем дальше. Кроме 10 часов на сон и еже, сколько времени расходуете на лень и удовольствия?

- Часа 4.

- Итого 14. Записываем. Дальше «самосохранение» - сколько уходит на «разборки», «выяснение отношений», конфликты?

- Часа 2!

- Плюс 1 час на гигиену. Итого 3. Пишу. Теперь общение, гордость и зависть: сколько болтаете, сидите в контакте, висите на телефоне, сплетничаете, обсуждаете других и т. п.?

- Весь день! Даже на уроках! Даже когда едим! Пишите часов 10!

- Пишу. Теперь тщеславие – сколько времени даже мысленно хвастаетесь, или стараетесь выделиться, обогнать других?

- Наверное, часа три.

- Пишу. Теперь всё считаем. Всего набралось 36 часов в сутки на удовлетворение животных потребностей.

- А в сутках всего 24 часа!

- Вот именно! Теперь поняли, почему у вас нет времени на уроки, на домашнюю работу, на общение с родными и близкими, на сон, в конце концов. А родители ваши как живут? Им же на все эти потребности – и ваши, и свои – деньги заработать надо. Вот они и работают порой на двух-трёх работах. А вы плачете – телефон вам не той модели купили. Сребролюбие – страсть к деньгам, потребность в накоплении денгег – тоже, кстати, начинает у людей быстро развиваться в таких условиях. Поэтому люди даже творческие часто создают что-то не по любви к творчеству, а из-за денег. Для души это вредно.

Видите, как много нам рассказали полученные цифры распределения времени? Цифры, конечно, очень грубые – в жизни не всё так плохо. Но обратить внимание, пожалуй, стоит на то, в кого вы незаметно для себя превращаетесь. Чисто человеческие потребности в вас потихоньку умирают, а животные – растут. Сами не заметите, как озвереете!

- Да мы и так уже звереем! Знаете, как дерёмся иногда из-за пустяков!

- Это только начало. Беда в том, что духовно-нравственные потребности в таких условиях не исчезают, а уродуются. «Свято место не бывает пусто» - на нём неизбежно образуется «мерзость запустения» (пририсовываю ячейку к ячейке «творчество»). Смотрите – творчество в таких условитях приобретает черты разрушения. Даже в мультфильмах у нас всё время что-то взрывается и ломается. Так?

- Так.

- А снеговик, который на улице сделает ещё неиспорченный малыш долго простоит?

- Нет, его сломают сразу!

- Так вот и живём – подъезды красить бесполезно, цветы на улице не выпастишь… А всё ЖЭУ ругаем, что чистоты в городе нет.

В таких условиях, когда всё рушим, всем завидуем, то злимся, то хвастаемся – может любовь к ближнему процветать?

- Нет!

- Постепенно она заменяется равнодушием к чужим проблемам, а потом и ненавистью к тем, кто нас окружает (создаю и заполняю ячейку возле ячейки «любовь к ближнему»).

Человек, который готов всё разрушить, который не любит людей, после смерти куда может попасть?

- В ад.

- Такой человек будет стремиться к Богу, будет ждать второго Его пришествия?

- Нет, конечно!

- Поэтому фильмы про Апокалипсис у нас «ужастики», а не нечто радостное и жизнеутверждающее. Противостояние Богу, враждебность по отношению к Нему называется сатанизмом («сатана» с греческого «враг»).

- Говорят, самоубийцы все в ад попадают!

- Думаю, что говорят справедливо. Ведь, если в человеке нет любви даже к тем, кто его любит и будет очень горевать после похорон (даже к маме), если в человеке такая жажда разрушения, что он готов уничтожить себя, если человек горд настолько, что не может перенести обид и неудач, зол до такой степени, что себя убивает – а именно это характеризует самоубийц – этот человек ни по одному вероучению в Рай попасть не может.

Но у нас нет задачи обсуждать всех несчастных, у нас задача – разобраться в себе. Давайте посмотрим, как мы расходуем время «не туда» и подумаем, что можно изменить. Итак, 6 часов на мечты эротического характера куда лучше израсходуем?

- Я иностранный учить буду!

- Поясни!

- Как только думать начну – сразу в словарь посмотрю!

- Любовь Николаевна – он скоро отличником станет! – класс хохочет, но я поддерживаю неожиданный почин:

- Монахи разработали именно такой метод со страстями – как только страсть начинает себя проявлять, они её сначала подавляют (не дают ей воли), а потом делают наоборот. Например, вы разозлились, но вместо того, чтобы обозвать или ударить, вы сказали доброе слово человеку или предложили помощь. Монахи всё это делают с молитвой, чтобы не возгордиться. Ведь, если человек осознает сенбя очень хорошим, он неминуемо заболеет гордостью, а гордость ему всё сломает потом (показываю на правую колонку таблицы).

Продолжим анализ времени. Сколько часов сэкономим на лени и удовольствиях?

- Отдыхать тоже надо!

- Отдыхать и бездельничать – не одно и то же. Разумнее обеспечить смену деятельности (учёба – спорт – прогулка – уроки – труд на кухне - телевизор и т. п.). Отдых может быть творческим.

- Ладно, вычитайте 4 часа на творчество. А домашняя работа и уроки – это творчество?

- Да. А если вы это делаете с заботой о маме, о братишках и сестренках, то это и любовь к ближнему.

- А если с молитвой как монахи, то это будет считаться как любовь к Богу?

- Совершенно верно.

- То есть если 4 часа от лени убрать, то они в 12 превратятся?

- Вы уже больше меня понимать начинаете. Я раньше об этом не задумывалась.

- А от болтовни если время убрать на хорошие разговоры – чтобы утешить или посоветовать, это же и общение, и любовь будет!

- Да!

- Классно! Короче, часов 14 остается на «животное», и 10 – на «человеческое»!

- Уже неплохо. Только имейте ввиду – планировать новую жизнь легко и интересно, а жить по-новому ой как непросто. Но этот разговор нас ждёт на следующем занятии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: