Трудовая терапия

Трудотерапия один из методов медицинской реабилитации больных и инвалидов, который по своей сути имеет не только медицинскую, но и ярко выраженную социальную направленность. Трудовая терапия основывается на закономерностях физиологии, психологии, социологии труда и клинической медицины. Она включает разнообразные виды физических упражнений, содер­жащих элементы бытовой и профессиональной деятельности. Основная цель трудотерапии — восстановление и развитие нару­шенных функций, формирование компенсаторных навыков по са­мообслуживанию, ведению домашнего хозяйства, рукоделию, вы­полнению трудовых операций. Трудотерапия осуществляется в комплексе с другими методами восстановительной терапии и ре­абилитации, закрепляя эффект их воздействия.

Трудовая терапия, индивидуально обоснованная и рациональ­но подобранная, выступает как лечебный фактор. Она способствует физическому и интеллектуальному развитию, коррекции двига­тельных функций и нормализации общих физиологических пара­метров организма (обмена веществ, состояния сердечно-сосуди­стой, дыхательной и иммунной систем), улучшению настроения, сна и аппетита.

При групповых формах работы трудовая терапия активизиру­ет, организует и коллективизирует деятельность больных, оказы­вает положительное влияние на формирование ценностных ори­ентации и потребностей. В процессе трудотерапии происходит становление личности, преодолеваются психологические комп­лексы, формируются новые межличностные взаимоотношения; человек вовлекается в коллективную деятельность, в результате чего повышается уровень его адаптации в социуме.

Требованием к организации трудотерапии выступают обеспе­чение многообразия трудовых процессов и постепенного их ус­ложнения, поддержание интереса к труду, психологический ком­форт, постоянное наблюдение лечащим врачом и трудинструкто-ром. При организации трудотерапии необходимо учитывать ряд клинико-физиологических и социальных критериев: нозологию за­болевания, характер функциональных нарушений, состояние ин-


теллектуально-мнестической сферы, уровень развития или сохран­ности профессионально-трудовых навыков, условия труда и быта.

С учетом указанных критериев трудовая терапия ставит различ­ные задачи и осуществляется на разных этапах реабилитации. Она может играть роль общеукрепляющей терапии, восстановитель­ной (функциональной) терапии, производственной (профессио­нальной) трудотерапии.

Общеукрепляющая трудотерапия направлена на восстановление физиологической толерантности пациента до определенного уровня. Она начинается на самых ранних этапах" реабилитации и пред­ставляет собой выполнение самых легких заданий и операций, целью которых служат отвлечение человека от мыслей о болезни, повышение жизненного тонуса, заинтересованности в активных физических действиях, мотивации к выздоровлению и восстанов­лению трудоспособности.

Восстановительная трудотерапия направлена на профилакти­ку двигательных расстройств больного и восстановление нарушен­ных функций организма. Она проводится в основном в адаптаци­онный период реабилитации, когда происходит приспособление к новым условиям жизнедеятельности, восстанавливаются и ком­пенсируются нарушенные функции. Восстанавливающая трудоте­рапия включает тренировку пострадавших функций и использо­вание заместительных функций при выполнении определенных операций, необходимых для жизнеобеспечения в быту, или при выполнении трудовых процессов на производстве. Регулярно вы­полняемые физические упражнения в процессе труда способству­ют развитию внимания, совершенствованию движений мелких групп мышц, повышению общего и эмоционального тонуса.

Производственная трудотерапия как заключительный этап ре­абилитации способствует восстановлению нарушенного или фор­мированию нового динамического рабочего стереотипа. В резуль­тате производственной трудотерапии приобретаются профессио­нальные навыки и умения.

Предлагаемые трудовые операции должны соответствовать ин­дивидуальным возможностям и интересам, побуждать к самосто­ятельности и творчеству, приносить удовлетворение, мотивиро­вать к восстановлению трудоспособности. Осваиваемые навыки и умения должны иметь общественную и личностную ценность, практическую направленность. Учебные тренирующие или произ­водственные задания по своей структуре, объему или времени должны быть посильными, но при этом выполнять тренирующую роль и вызывать дозированное напряжение психофизиологических систем организма больного.

Трудовая терапия используется в индивидуальных и групповых формах. Она организуется в стационарных лечебных учреждениях, интернатах, центрах социального обслуживания, реабилитацион-


ных центрах и проводится непосредственно на местах (например, в отделениях стационара) или в специально созданных трудовых мастерских либо специализированных цехах. Возможна организа­ция трудотерапии и на дому.

Тяжелые больные осваивают простейшие трудовые операции и навыки самообслуживания. Более легкие больные направляются в лечебно-трудовые мастерские (ЛТМ), реабилитационные центры, где трудовые процессы имеют профессиональную направленность.

К преимуществу труда в условиях ЛТМ относят возможность работы под медицинским контролем, использование дозирован­ных видов и режимов труда с учетом психофизических особенно­стей и сохранности профессионально-трудовых возможностей человека, ориентацию на приобретение полезных навыков трудо­вой деятельности. Немаловажное значение имеет коллективный характер работы, который способствует установлению новых ком­муникативных связей и отношений.

Производственная трудотерапия может рассматриваться не толь­ко как заключительный этап медицинской реабилитации, но и как одна из форм социально-трудовой реабилитации больных и инвалидов. Она проводится в условиях специализированных про­мышленных предприятий или специализированных цехов обыч­ных предприятий. При этом основные задачи реабилитации со­стоят в выработке трудовых навыков, трудовой переориентации, подготовке и обучении новой профессии.

Существует несколько вариантов организации специализиро­ванных цехов: 1) непосредственно на промышленных предприя­тиях или в сельских хозяйствах; 2) на базе больницы, диспансе­ра, дома-интерната.

При направлении пациентов в специализированные цехи про­мышленных предприятий должны быть определены следующие критерии: устойчивая компенсация состояния больного, овладе­ние необходимыми навыками, положительное отношение к труду.

При организации трудотерапии в стационарных лечебных или социальных учреждениях важно учитывать психологическую и ма­териальную заинтересованность человека при выполнении даже самых элементарных видов труда. Необходимо обеспечение дея­тельности, результаты которой используются самим инвалидом и тем сообществом, в котором он находится. Лицам, длительное время находящимся в учреждениях закрытого типа (интернатах, загородных больницах), предлагается работа на штатных должно­стях, в подсобных хозяйствах (садово-огородных, животноводче­ских), в столярных, швейных и других мастерских. Важно предо­ставить широкий выбор видов труда для удовлетворения индиви­дуальных наклонностей и способностей.

При трудоустройстве пациентов в ЛТМ, на участки специали­зированных цехов рекомендуется учитывать такие параметры про-


фессионально-трудовой деятельности, как темп, продолжитель­ность работы, нормирование, степень опосредованное™ работы механизмами и орудиями труда. При этом необходимо руковод­ствоваться медицинскими показаниями и противопоказаниями, нормативными актами о трудоустройстве и перечнем профессий, не рекомендуемых для лиц с теми или иными заболеваниями.

В настоящее время все большее распространение получают реабилитационные центры для инвалидов, в которых широко ис­пользуется метод трудовой терапии. Вся деятельность реабилита­ционного центра направлена на то, чтобы помочь больному воз­вратиться к обычному жизненному ритму, приобрести новые ком­муникативные связи, избавиться от чувства изоляции, научиться трудовым процессам, которые бы приносили удовлетворение и служили материальной поддержкой.

После Второй мировой войны в Великобритании, Канаде и ряде других стран получила развитие оккупациональная терапия как ме­тод социально-бытовой и трудовой реабилитации. Для России «ок­купациональная терапия» — понятие новое и мало востребованное. В переводе с английского языка термин оссирапоп (Петру означает «терапия повседневными занятиями». По своей сути оккупацио­нальная терапия совмещает в себе такие традиционные для нашей страны методы социальной реабилитации, как терапия занятостью и трудотерапия. Трудотерапия использует в основном производи­тельный труд с лечебной целью. Оккупациональная терапия — бо­лее широкое понятие, чем трудотерапия, и включает в сферу своей деятельности все виды активности. Она предполагает проведение индивидуально подобранных мероприятий по восстановлению соци­альных навыков, способности самостоятельно организовывать свой быт, досуг, содействие активным формам жизнедеятельности.

Цель оккупациональной терапии — профилактика осложнений и прогрессирования инвалидности, восстановление социальной независимости посредством значимой деятельности.

В оккупациональной терапии большое значение придается инди­видуальным потребностям, желаниям и возможностям человека. Для этого оккупациональными терапевтами проводится индиви­дуальная оценка состояния здоровья инвалида, его способности выполнять различные виды деятельности, его потребности во вспо­могательных технических средствах. Они проводят тренинги осу­ществления всевозможных действий с различными предметами, которые позволяют научить инвалидов пользоваться ими, одно­временно развивая нарушенные функции и обеспечивая полез­ный и приятный досуг. К видам деятельности, применяемым ок­купациональными терапевтами, относятся любые занятия, на которые инвалид тратит свое время, — уход за собой, работа по дому, хобби, общение, труд. Поэтому оккупациональная терапия включает следующие сферы:


- продуктивную деятельность — профессиональную деятель­
ность, оплачиваемую и общественную работу, учебу, родитель­
ские обязанности, заботу о близких людях и др.;

- самообслуживание — проблемы соблюдения личной гигие­
ны, одевания, приготовления и приема пищи;

-досуг — занятия физкультурой и спортом, музыкой, художе­ственным творчеством, рукоделием, садоводством, играми, раз­влечениями;

- игру. Детские игры считаются важной деятельностью для раз­
вития знаний, навыков и установок, связанных с продуктивной
деятельностью взрослых. Поэтому для детей игровая деятельность
считается их работой.

Оккупациональная терапия может применяться при реабили­тации инвалидов с физическими дефектами, тяжелыми послед­ствиями соматических заболеваний, при нарушениях психического развития и психических заболеваниях с дефицитарными синдро­мами, в практике семейной и социальной адаптации, при реаби­литации лиц с алкогольной или наркотической зависимостью, при социопатиях, при работе с пожилыми людьми.

Специалисты по оккупациональной терапии оказывают услуги лицам любого возраста, имеющим физическую, эмоциональную и социальную недостаточность.

В процессе работы большое внимание оккупациональными те­рапевтами уделяется психологической коррекции и личностному росту клиента. По данным наблюдений Е. И.Холостовой, оккупа­циональная терапия позволяет:

- увеличить самостоятельность в повседневной деятельности и
связанных с ней навыках самообслуживания (например, в обра­
щении с деньгами, планировании питания, приготовлении пищи);

- развить приемлемые навыки самостоятельного функциони­
рования индивида, решения проблем и управления жизненными
ситуациями;

- обеспечить средства и адаптирующее оборудование, компен­
сирующие недостаточность функций;

- затормозить или предупредить дегенеративные эффекты ста­
рения или функциональных затруднений;

- справиться с изменениями и утратами, сопутствующими по­
жилому возрасту (найти ресурсы в социальном окружении; рас­
познать и преодолеть депрессию);

- попутно обучить необходимым навыкам тех, кто ухаживает
за больным.

Таким образом, оккупациональная терапия содержит в себе элементы медицинской, трудовой, социально-бытовой и психо­логической реабилитации. Будучи междисциплинарной, оккупа­циональная терапия требует соединения усилий специалистов раз­ного профиля и различных ведомств.


В России метод оккупациональной терапии еще не получил сво­его должного статуса, однако имеются большие наработки в области реабилитации трудовыми процессами. Трудовая реабилитация в за­висимости от физического и психического состояния, функциональ­ных возможностей человека использует постепенный переход от раз­личных видов лечения занятостью и развлечениями (культтерапия) к более сложным видам трудовой терапии и трудоустройству.

На примере тяжелых психически больных, как отмечает Е. Д. Красик, можно проследить следующие этапы профессиональ­но-трудовой реабилитации: внутриотделенческая трудовая тера­пия, лечение трудом и профессиональная переориентация в ле­чебно-трудовых мастерских на территории больницы, трудовые процессы в подсобном хозяйстве и на внешних производственных объектах. По существу, реализуется целый цикл трудовых процес­сов — от более простых видов труда, в условиях больницы, к бо­лее сложным, вне стен лечебного учреждения или интерната — в обычном социальном окружении. При этом, как видно из «техно­логии» реабилитации, осуществляется не только профессиональ­ная реабилитация, но и социализация больных и инвалидов.

Важная часть деятельности социального работника —организа­ция тех или иных видов трудовой терапии в учреждениях медицин­ской или социальной службы, обеспечение трудового обучения, переквалификации, трудоустройство инвалида, которое может быть осуществлено (в соответствии с рекомендациями врачебно-трудо-вой экспертизы) либо в условиях обычного производства, либо на специализированных предприятиях, либо в надомных условиях.

Помощь социального работника может заключаться не только в личном участии в процессе реабилитации, но и в создании ре­абилитационной бригады (в которую будут входить врач, меди­цинская сестра, трудовой инструктор), а также в подключении к этому процессу ближайшего окружения больного.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем заключаются лечебные факторы трудовой терапии?

2. В каких формах и в каких учреждениях организуется трудовая терапия?

3. В каких случаях используется «оккупациональная терапия»?

Литература

1. Андреева О. С. Принципы формирования и реализации индивиду­
альной программы реабилитации инвалида // Медико-социальная экс­
пертиза и реабилитация. — 2000. — № 4.

2. Маршинин Б. А. Оккупациональная терапия: Курс лекций. — М., 2002.

3. Осадчих А. И. Теоретические основы трудовой реабилитации // Меди­
цинская реабилитация / Под ред. В. М. Боголюбова. — Пермь, 1998. — Т. 1.

4. Холостова Е. И. Оккупациональная терапия как новое направление ре-
абилиталогии // Развитие социальной реабилитации в России. — М., 2000.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: