Один из методов познания является классификация информации. В рамках этого два пути:
· разграничение целого на частности
· обобщение частностей в категории, в целое
Для исследования одного явления необходимо разложить его на составляющие, разграничивать свойства, качества, атрибуты и т.п. Для исследования нескольких явлений необходимо сгруппировать их по каким-либо признакам, обобщая в категории, роды, виды, классы и т.п.
Пример разграничений. Яблоко имеет ряд параметров: зелёный цвет, округлая форма, специфический запах, твёрдое на ощупь и т.д.
Пример обобщений. Стол и стул – это мебель. Тарелка и кружка это посуда. Берёза, дуб и ясень это деревья. Малина, вишня, ежевика – это ягоды и т.д.
Можно пойти дальше и обобщать обобщения. Например: ягоды и деревья это растения. Мебель и посуда – предметы быта. Если пойти до конца, то мы приходим к предельно обобщающим понятиям, они же первичные различия из которых состоит мир. Мы видим, что всё, что нас окружает материально. Всё, что прилетало из космоса, было увидено в микроскоп и телескоп, измерено приборами было материальным.
Материю классифицировали и получили набор её агрегатных состояний: газообразное, жидкое, твёрдое, плазма и вакуум + общефизические поля.
Но как мы отличаем один фрагмент вселенной от другого?
Любой фрагмент вселенной имеет образ, о чём гласит русская пословица: «нет вещи без образа». Образ по-латыни – информация. Информация, так же как и материя есть во всём. Материя выступает носителем определённой информации, которая и придаёт ей определённый образ.
Можно привести такой пример демонстрирующий предельно обобщающее понятие информации. Фотография пейзажа не является пейзажем и в то же время образ идентичен. Пейзаж на бумаге, на экране монитора компьютера, телефона остаётся неизменным при этом материальный носитель всё время разный.
Но есть ещё что-то, что не является ни материей, ни образом. Например, пальцев на руке 5. Сам по себе счёт не является ни материей, ни образом, это количественная характеристика, а количество это мера.
«2. (2). … Он создал всякую вещь и размерил ее мерой .» (Коран, сура 25, пер. И.Ю.Крачковского)
Но мера это не только количество. Если взять мешок пазлов, то качество в состоянии собранной картины и в мешке разное при одинаковом количестве. Получается есть ещё порядковая характеристика. Изменение порядковых и количественных характеристик влекут за собой качественное изменение.
Всё познаётся в сравнении и материя по отношению к информации выступает как её носитель. Мера по отношению к информации выступает как система её кодирования, а по отношению к материи как матрица её возможных состояний.
Так тот же пример с фотографией пейзажа показывает, что один и тот же образ (информация) может быть записан на разных материальных носителях и в разных системах кодирования (jpg, png, gif), то есть иметь разную меру. Но предельные обобщения являются обобщениями, если выстраивать картину мира от частностей к общему. От общего к частностям же они будут первичными различиями.
Исходя из этого Мир является триединством материя-информация-мера, предстаёт как единый и целостный процесс череды переображения материи по мере её развития с множеством вложенных процессов причинно следственно обусловленных. Множество взаимовложенных процессов периодами от микросекунд до миллиардов лет и дают всё многообразие тварного мироздания.