а – схема цепной электропилы; б – схема дисковой электропилы; в – электрорубанок

Электродолбежник (рис. 4) служит для долбления гнезд, пазов, шипов. На выходном валу электродвига­теля 1 установлена звездочка 2, приводящая в движе­ние фрезерную цепь 6, охватывающую направляющую планку 7. Нажатием на рукоятки 3 долбежное устройст­во перемещают по направляющим колонкам 4 вниз. Для возврата долбежного устройства в верхнее положе­ние служат пружины 5. Глубина долбления ограничи­вается величиной хода долбежного устройства и длиной направляющей планки. Для долбления пазов различной ширины требуется соответствующий набор цепей и пла­нок.

Рис. 4 – Электродолбежник.

Для земляных, дорожных и камнетесных работ, а так­же для пробивки отверстий и канавок в каменных и бе­тонных стенах применяют: электротрамбовки, электри­ческие и электропневматические молотки и электричес­кие сверлильные машины.

Электрическая сеть, к которой подключают инстру­мент, должна быть заземлена. Заземляющее устройство выполняют из трех зарытых в землю труб внутренним диаметром 35 – 40 мм и длиной 2 м каждая. Верхние концы труб соединяют стальным проводом (полосой) сечением не менее 25 мм2 или медным – сечением не менее 16 мм2. Нулевой провод с распределительного щитка соединяют с заземляющим устройством. Защит­ное заземление выполняют при работе электромашин от сети напряжением 36 В. Все токоведущие части электромашин должны быть тщательно изолированы. Электромашины необходимо заземлить, для чего в пита­ющем шнуре имеется четвертый провод, соединенный внутри с корпусом машины.

Перед пуском ручных электрических машин проверя­ют наличие смазки, надежность креплений, свободное (от руки) проворачивание вращающихся элементов, от­сутствие биения в них и соответствие напряжения руч­ной машины напряжению питающей сети.

Движущиеся рабочие органы ручной машины долж­ны быть надежно закреплены и снабжены защитными ограждениями, обеспечивающими безопасность работы. При перерывах в работе двигатель машины необходимо выключать. Регулировку, крепление, замену рабочего органа можно проводить только после отсоединения машины от сети и прекращения его работы.


III

Широкое распространение в строительстве получили пневматические ручные машины, использующие для ра­боты энергию сжатого воздуха, вырабатываемого ком­прессором.

Различают пневматические ручные машины:

- ударного действия (отбойные и клепальные молотки, бетоноломы, трамбовки и бучарды),

- вращательного действия (свер­лильные и шлифовальные машины, развальцовки и гайковерты),

- ударно – вращательного действия (перфора­торы).

Отбойные молотки используют для рыхления раз­личных твердых и плотных пород. Клепальные молотки совместно с машинами давящего действия – пневмати­ческими поддержками – применяют при склепывании металлических конструкций. Бетоноломами разрабаты­вают плотные грунты, разрушают бетон и железобетон, вскрывают бетонные и асфальтобетонные дорожные по­крытия и т.п. Трамбовки служат для уплотнения грун­та, бетонной массы и для других работ. Бучарды при­меняют для обработки фактурного слоя стеновых крупных блоков, облицовочных камней, снятия поверх­ностной корки с бетонных и железобетонных элементов.

Сверлильные пневматические машины применяют для сверления отверстий диаметром до 32 мм в металле и в других материалах.

Шлифовальные машины служат для зачистки свар­ных швов, очистки металла от старой краски, ржавчи­ны, окалины и др. С помощью развальцовок можно сверлить и развертывать отверстия, нарезать резьбу и развальцовывать трубы.

Пневматические машины сравнительно просты в об­служивании и управлении, безопасны в работе, нечувст­вительны к длительным перегрузкам. Недостатками их являются низкий КПД и высокие эксплуатационные расходы, связанные с использованием компрессорной установки и с устройством разветвленной воздухопро­водной сети. Различают компрессорные установки ста­ционарные и передвижные, последние монтируют на од­ноосном (двухосном) колесном ходу или на шасси автомобиля.

Пневматический отбойный молоток (рис. 5) состо­ит из ствола 1, в котором под действием сжатого возду­ха перемещается поршень – ударник 2, наносящий удары по хвостовику рабочего наконечника 5, вставленного в буксу 3. Для управления подачей воздуха служит ав­томатическое пусковое устройство. Сжатый воздух к инструменту подается по рукаву 7. При нажиме от­бойного молотка на обрабатываемый материал рукоят­ка 9 вместе с цилиндрическим клапаном 8 смещается вниз (вправо) и сжатый воздух проходит в канал 10 и золотниковую коробку 12. Если прекратить нажатие на рукоятку, то пружина 6 отожмет ее вверх (влево), смес­тит клапан 8 и доступ сжатого воздуха прекратится. Для подачи сжатого воздуха в пространство над порш­нем и под поршнем служит полый золотник 11, передви­жение которого из одного положения в другое производится сжатым воздухом. Навинчиваемая на нижнюю часть ствола пружина 4 служит для удержания рабочего наконечника и для поглощения холостых ударов.

Рис. 5 – Пневматический отбойный молоток.

В пневматическом ручном перфораторе (рис. 6) под действием сжатого воздуха, поступающего в верхнюю часть цилиндра 1, поршень – ударник 2 наносит резкий удар по хвостовику 3 бура, в результате чего коронка 4 ударяет по породе и углубляется в нее на незначитель­ную глубину. При холостом ходе сжатый воздух посту­пает в нижнюю полость цилиндра и поднимает поршень – ударник. Изменение направления подачи воздуха производится автоматически с помощью золотникового устройства. При каждом холостом ходе поршня бур по­ворачивается на некоторый угол вокруг своей оси и пре вращает разрушенную породу в муку, которая уносится из шпура сжатым воздухом, подаваемым по каналу, имеющемуся внутри бура. При продувке шпура поршень молотка находится в неподвижном состоянии. Механизм поворота состоит из храповой буксы 5, стержня 9 со спиральными канавками, поршня 2, закрепленного на стержне, и поворотной буксы 6. Шлицы 8 хвостовика стержня 9 входят в шлицованное отверстие поворотной буксы 6. При рабочем ходе поршня – ударника 2 (вниз) поворачивается (по стрелке) храповая букса 5. Этому способствуют винтовые канавки на стержне 9. При хо­лостом ходе поршня храповая букса, упираясь в собач­ки 7, остается неподвижной и заставляет поворачивать­ся стержень 3, а вместе с ним и поворотную буксу 6 с буром. Бур состоит из хвостовика 3, коронки 4 и соеди­няющего их стержня. Буры обычно изготавливаются из шестигранной стали, имеющей внутренний продольный канал, по которому подается воздух (вода) для продув­ки (промывки) шпура. Коронка бура имеет однодолотчатую, двухдолотчатую, крестовую или звездчатую фор­му. Коронка может составлять единое целое со стерж­нем бура или быть съемной. Последняя часто армиру­ется пластинками из твердых сплавов.

Рис. 6 – Пневматический ручной перфоратор.

Перфораторы расходуют в 1 мин от 2 до 3 м3 возду­ха давлением до 0,6 МПа. Поршень – ударник совершает до 1700 ударов и около 100 оборотов в минуту. Скорость бурения в каменных породах средней твердости колеблется от 6 до 12 м/ч.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: