С целью того, чтобы наиболее обосновано подойти к разработке данных методических основ, которые бесспорно являются одним из направлений повышения благополучия существования, как отдельных людей, так и любых человеческих сообществ, приведём раскрытие понятия «экология», как это представлено в «ТЕРРА ЛЕКСИКОН. Иллюстрированный энциклопедический СЛОВАРЬ», изд. ТЕРРА, 1998:
Экология, наука об отношениях организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. Термин «Э.» предложен в 1886 нем. биологом Э.Геккелем. С сер. 20 в., в связи с усилившимся воздействием человека на природу, Э. стала науч. основой рационального природопользования и охраны живых организмов, а термин «Э.» приобрёл более широкий смысл. В 70-х годах 20 в. как междисциплинарная наука формируется Э. человека или социальная Э., изучающая взаимодействие общества и природы с целью сохранения окружающей природной среды. Включает, наряду с биологическими, разл. филос., социол., экон., геогр. и др. аспекты (напр., Э. города, техн. Э., экологич. этика и др.). В широком смысле Э. часто рассматривают как науч. основу стратегии выживания человечества.
|
|
Из всего этого обширного раскрытия понятия «экология», мы выделим, что экология человека или социальная экология является междисциплинарной наукой, изучающей взаимодействие общества и природы с целью сохранения окружающей природной среды. Совершенно очевидно, что окружающей средой по отношению к любому человеку или любому человеческому сообществу является не только сама природа, но и всевозможные сооружённые людьми объекты, а также и сами другие люди и человеческие сообщества. И в этом аспекте в рамках социальной экологии нас будет в первую очередь интересовать характер такого взаимодействия, который в максимально возможной степени обеспечивает сохранение окружающей среды, включая и такое же сохранение самих субъектов взаимодействия.
А ведь качество такого сохранения напрямую коррелирует с решением проблемы продления для человечества феномена – Будущее, которой посвящена вся настоящая книга «ИНОГО НЕ ДАНО!». Поэтому раскрытие настоящих методических основ мы, в основном, будем производить через призму элементов методологии продления, раскрытой в книге первой, и универсальной методологии, раскрытой в книге второй. Кстати, решением проблем, связанных с социальной экологией в рамках общественно-политической деятельности, занимается «движение синих», которое заключается в поиске подходов, направленных на улучшение отношений, прежде всего, между социальными объектами.
Теперь, с целью достижения единого понимания объекта настоящей методологии, приведём его смысловое раскрытие. Социальная экология – это интегральный показатель характера сосуществования социального объекта (отдельного человека – индивида или группы людей – социума) с окружающей средой. Отсюда следует, что совершенствование социальной экологии должно заключаться в максимизации уровня благополучия существования рассматриваемого социального объекта и минимизации ущерба для окружающей его среды. При этом следует заметить, что по отношению к любому социальному объекту в качестве окружающей среды могут рассматриваться как другие социальные объекты, так и объекты живой и неживой природы. Значит, уровень благополучия существования любого социального объекта напрямую будет зависеть от стиля жизни во благо самого этого объекта и такого характера взаимодействия с окружающей средой, который способствовал бы сохранению или даже улучшению благополучия, как самого объекта, так и окружающей его среды.
|
|
Таким образом, совершенствование в человеческих сообществах социальной экологии может рассматриваться через улучшение характера сосуществования отдельного индивида и любого социума с другим индивидом, другим социумом, включая и объекты живой и неживой природы. Теперь напомним, что, согласно обоснования, приведенного в «Авторском представлении (преамбуле)» к книге «ИНОГО НЕ ДАНО!», любой человек имеет вполне определённую монаду разума, в которой сознание человека определяется через неразрывное сочетание его души (характера информации) и духа (характера энергии), которые, исходя из сочетания в них Светлого и Тёмного начал, обладают вполне определённой монадностью. Если мы имеем дело с группой людей в виде какого-то типа социального сообщества, то фактически возникает сочетание монад разума всех этих людей, которую принято называть эгрегором.
В основе разработки любых стратегий совершенствования социальной экологии должен быть учёт объективного состояния как самого социального объекта, по отношению к которому разрабатывается такая стратегия, так и окружающей среды. Совершенно очевидно, что наибольшей сложностью и наивысшей доминантой, характеризующей состояния социальной экологии является стратегия социум – социум. Поэтому назовём наиболее характерные возможные варианты таких взаимодействий: человечество в целом – планета Земля, государство – Мировое сообщество, структурный элемент в государстве – государство в целом, подразделение трудового коллектива – трудовой коллектив в целом, религиозная конфессия в государстве – государство в целом, политическая партия в любом масштабе – в политической системе в рамках данного масштаба и т.д. и т.п.