Координация деятельности, обмен опытом: первые шаги

Пока подобных фактов мало, но они заслуживают внимания. Так, с 30 июня по 2 июля 2010 года в Астрахани прошел всероссийский обучающий семинар для пресс-секретарей и специалистов региональных управлений образования. В нем приняли участие специалисты из 30 регионов России. Семинар был организован при содействии Министерства образования и науки Астраханской области на базе Астраханского государственного университета (АГУ).

На семинаре был дан старт Всероссийскому открытому конкурсу профессионального мастерства пресс-секретарей и специалистов по связям с общественностью органов управления образованием субъектов РФ в 2010 году. Конкурсы, как и семинары, являются составляющими единой образовательной политики Министерства образования и науки РФ, направленной на повышение информационной открытости органов управления образованием. "Известия" напоминают, что следующий семинар планируется провести осенью в Москве.

Большая часть семинара была посвящена обсуждению итогов информационного сопровождения Года учителя в регионах за прошедшие шесть месяцев. На "экваторе" Года учителя определилась группа регионов-лидеров по активности информационного сопровождения всероссийского коммуникационного проекта. По данным мониторинга СМИ, это Тюменская и Вологодская области и республика Татарстан. Успехи и перспективы освещения Года учителя своим коллегам представили Кемеровская, Рязанская, Вологодская, Пензенская области и республика Кабардино-Балкария.

Современные проблемы региональных служб по связям с общественностью. Если обобщить основные суждения и оценки, напрашивается вывод: повышение эффективности и результативности служб PR в региональных фирмах и органах власти невозможно без пересмотра сложившихся подходов к организации и управлению этими структурами.

Актуальным является вопрос разработки критериев PR-деятельности, проблема отчетности сотрудников PR-служб. Необходимо, чтобы руководители компаний отчетливо понимали, что остаточный принцип финансирования служб PR, надежда на то, что один человек без образования и специальной подготовки сможет обеспечить создание и продвижение имиджа фирмы (городской администрации), уже не отвечает современным требованиям.

Очень нужен обмен опытом! Порой на семинарах встречаются специалисты, занимающие одинаково высокие должности (руководители PR-под­раз­де­ле­ний из разных городов), а уровень их подготовки невероятно контрастен: «первый класс» и диплом вуза… Знакомство с опытом друг друга помогает всем расти, закрепляет нормы цивилизованных PR.

Велика роль профессиональных ассоциаций в развитии отрасли. Явным упущением является то, что нет регулярных исследований о проблемах развития PR в регионах. На наш взгляд, российские PR не прошли путь самоидентификации в социальном плане. Не сформулирована и не осознана миссия профессии, ее роль в развитии российского общества. Отсутствуют механизмы защиты этических норм, не отработаны методы борьбы с их нарушениями. Не менее больной вопрос – социальная защита представителей профессии.

Среди экспертов существует опасение, что недостаточная активность профессиональных ассоциаций может привести к потере уже завоеванных позиций PR на рынке коммуникативных технологий. Как отмечают многие специалисты, сегодня не решена задача первичного позиционирования профессии. PR пока воспринимается как профессия двойных стандартов, нет четкого представления об этой деятельности у многих потенциальных и реальных заказчиков, а также у выпускников соответствующих факультетов и отделений.

Означает ли сложившаяся ситуация, что PR в России «не пойдут»? Что следует пересмотреть перспективы развития данной сферы деятельности в стране? На наш взгляд, цивилизованные связи с общественностью в России переживают процесс трудного формирования вслед за иными социальными институтами, составляющими основу демократического, в перспективе гражданского общества. В последние годы все активнее проявляются ориентиры на принятые в мировом сообществе стандарты деятельности, в которых всегда есть место PR. Так, российские крупные компании все больше стремятся «действовать по правилам», то есть демонстрировать открытость, приверженность корпоративной культуре. Сегодня большинство кредитных учреждений провозглашают миссию, корпоративные ценности, то есть следуют нормам, отраженным в документах международного Базельского комитета. В практике российских органов власти и муниципального управления появляются примеры открытости, интерактивности: блоги высших государственных чиновников, видеокамера в рабочем кабинете мэра, дни свободного микрофона у мэра, возможность ознакомиться с текстом городского бюджета в приемной городской Думы и др. Для многих регионов – это завтрашний день. Но в то же время это сегодняшняя российская реальность.

Период затянувшегося «созревания» профессии создает для специалиста ситуацию выбора: или следовать текущей «повестке дня», смириться с двойными стандартами, или содействовать развитию ростков цивилизации. Возникает проблема особой ответственности профессионала по связям с общественностью именно на региональном рынке.

Отметим, что «профессионал» в нашем контексте – это специалист, получивший определенную систему знаний по PR.Сегодня существует большой выбор центров получения таких знаний как в системе высшего, так и дополнительного образования. Как показывает опыт и проведенные автором исследования, даже многолетняя работа в PR-структурах или на выборных кампаниях не являются гарантией освоения цивилизованных основ профессии. Более того, практик без системы знаний, амбициозен и упорен в своих превратных представлениях о PR и часто способствует дискредитации профессии.

Функции профессионала по связям с общественностью в данный период видятся более широкими, чем выполнение должностных обязанностей. Назовем некоторые из них:

1) внедрение цивилизованных стандартов профессии в практику работы организации;

2) соблюдение этических стандартов профессии;

3) просвещение заказчика (работодателя), партнеров, коллег.

Формирование грамотного представления о сути профессии является важным фактором преодоления попыток ее дискредитировать. Ответственность за осуществление этой деятельности призваны взять на себя профессионалы в сфере связей с общественностью. Важнейшей тенденцией в этом направлении видится процесс объединения специалистов, создание организаций по принципу профессиональных сообществ, становящихся центрами просвещения, экспертизы, обмена опытом. Именно в регионах такие центры играют (могут играть) важную роль. Ее можно считать миссионерской, так как задачи просвещения, донесения нового знания до разных групп бизнеса, представителей власти, СМИ являются сегодня первоочередными.

Исходя из перечисленных выше оснований, мы считаем возможным предложить следующий текст миссии профессионала по связям с общественностью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: