Перед рассмотрением методов диагностирования следует определить и изучить объект диагностирования. Наиболее характерной для механизма роторного типа является схема: электродвигатель -соединительный элемент - исполнительный орган. Данная схема позволяет обеспечить разнообразие конструкций и выполняемых операций на базе единого конструкторского решения. Конструктивное исполнение основывается на однотипных элементах и является типичным для электропривода.
Основным конструкторским решением, наиболее характерным для роторных механизмов, является кинематическая схема с двухопорным валом (рисунок 4). По расположению исполнительного органа 6, в качестве которого может выступать ротор насоса или вентилятора, колесо компрессора, зубчатое колесо, различают схемы с межопорным (рисунок 4а) и консольным (рисунок 46) расположением. В целом механизм включает ротор электродвигателя 1 с подшипниковыми опорами 2. соединительный элемент - муфту 3, вал 4 исполнительного механизма. Вал 4 установлен на подшипниковых опорах 5. Различное конструкторское исполнение узлов позволяет использовать ее в большинстве механизмов.

Рассмотрим функциональное назначение и основные требования к элементам данного механизма.
1. Ротор - приводной элемент, обеспечивающий преобразование, совместно со статором, электрической энергии в механическую, во вращательное движение вала.
2. 5- Подшипниковые опоры двигателя и ротора, включающие: подшипники - служащие опорами для валов, обеспечивающие вращение с минимальным коэффициентом трения, совместно с системой смазывания; корпусные детали - поддерживают подшипники, должны обеспечивать правильное расположение валов; резьбовые соединения - соединяют корпусные детали, с целью обеспечения нераскрытия стыка соединяемых деталей; уплотнения - детали, герметизирующие внутренний объем корпуса механизма от утечек масла и попадания загрязнений (иногда устанавливаются на соединительные элементы).
3. Соединительный элемент - предназначен для передачи вращающего момента от приводного вала к ведомому, компенсации углового и радиального смещения валов.
4. Вал - деталь, вращающаяся вокруг своей оси и предназначенная для передачи крутящего момента, основное требование для жестких валов - прямолинейность, работа в области упругих деформаций, правильность расположения вала.
5. Исполнительный элемент (рабочие колеса, зубчатые колеса) -предназначены для выполнения полезной работы или преобразования механических параметров системы, требования определяются правильностью выполнения поставленной задачи.
Приведенным кинематическим схемам отвечают практически все механизмы, используемые в промышленности: насосы; углесосы; центрифуги; воздуходувки; дымососы. Схема же механизма с двухопорным валом является типовой для любой конструкции. Это входные, выходные, промежуточные валы редукторов, валы исполнительных органов и так далее.






