Работоспособное состояние механизма характеризуется следующими признаками: низким уровнем вибрации и шума; плавностью работы, отсутствием толчков и ударов при изменении направления вращения; температурой корпуса не превышающих предельных значений; отсутствием раскрытия стыка корпусных деталей и затянутыми резьбовыми соединениями; отсутствием подтекания масла.
Работоспособное состояние механизма обеспечивается: соосностью валов, выдержанной в допустимых пределах и выставленной с учетом рабочей температуры двигателя и механизма; постоянным или периодическим поступлением в узлы механизма смазки с оптимальными техническими характеристиками; уровнем рабочих нагрузок, не превышающих допустимого значения; равномерной затяжкой резьбовых соединений; выполнением всех заданных функций; периодической смазкой зубчатых муфт, шарнирных соединений и заменой отработанной смазки; оптимальными значениями зазоров, находящихся в допустимых пределах и учитывающих тепловое расширение детали; оптимальными параметрами шероховатости рабочей поверхности; параллельным расположением валов на необходимом расстоянии.
Работоспособность подшипников качения характеризуется: отсутствием проворачивания колец подшипника на валу и в корпусе; отсутствием трещин в деталях подшипника; значениями зазоров в допустимых пределах; шероховатостью поверхности тел качения и беговых дорожек; качественным смазыванием.
Работоспособность зубчатых передач обеспечивается: необходимым размером пятна контакта; допустимыми значениями бокового зазора и размерами зубьев; шероховатостью поверхности зубчатых колес; отсутствием проскальзывания рабочих поверхностей; неподвижное соединение с валом.
Работоспособность валов обеспечивается прямолинейностью; правильным расположением; отсутствием следов износа посадочных поверхностей; целостностью шпоночных и шлицевых соединений.
Работоспособность муфт предполагает целостность деталей; равномерность износа элементов, в допустимых пределах; неподвижностью соединений деталей.
В целом работоспособное состояние узлов и деталей определяется: отсутствием трещин; отсутствием повреждений сопрягаемых элементов; определенными параметрами шероховатости рабочих поверхностей; наличием оптимальных зазоров сопрягаемых деталей.
Рассмотрим характерные неисправности центробежного компрессора как наиболее характерного примера механизма с двухопорным валом, и вид их проявления. Кинематическая схема данного имеет межопорное расположение исполнительного органа. Словарь неисправностей, представляющий перечень возможных неисправностей и их характеристик, наиболее типичных для центробежных компрессоров приведен в таблице 5.
| Характеристика неисправности | Причина неисправности |
| Вибрация и периодические стуки в подшипниках ротора | Повреждение подшипника |
| Глухой металлический стук и вибрация | Неплотная посадка рабочего колеса |
| Повышенная вибрация, стук, скрежет | Задевание ротора за статор |
| Вибрация и чрезмерный шум компрессора | Неправильное центрирование валов компрессора и электродвигателя |
| Характерный шум | Проворот подшипника на валу |
| Свистящий шум в подшипниках ротора, повышение температуры | Недостаточное количество смазки в подшипниках |
| Перегрев подшипников | Неправильное центрирование валов компрессора и электродвигателя |
| Нагрев подшипников | Перекос подшипника или вала |
| Нагрев подшипников | Зазоры в посадке подшипника на валу и в корпусе |
| Нагрев подшипников | Повреждения в подшипниках компрессора и двигателя |
| Перегрев подшипников | Повреждения в подшипниках компрессора, двигателя |
| Нагрев двигателя | Задевание ротора за статор |
| Нагрев двигателя | Крышки корпуса подшипников установлены в упор или с натягом |
| Резкий рост температуры подшипника | Разрушение сепаратор |
| Повышение температуры, вибрация и стук в подшипниках ротора | Усталостный износ подшипника |
| Резкий рост температуры подшипников ротора | Пережатие наружной обоймы из-за неправильной геометрической формы отверстия корпуса |
| Резкий рост температуры подшипников | Недостаток или загрязнение смазки |
| Повышение температуры подшипников ротора на 10-15 градусов от нормального уровня. Течь смазки через уплотнения. | Излишек смазки. Несоответствие типа залитой смазки рекомендуемой. |
| Повышенная вибрация электродвигателя | Недостаточная жесткость фундамента. |
| Повышенная вибрация | Увеличены зазоры в подшипниках |
| Повышенная вибрация | Дисбаланс ротора |
| Повышенная вибрация | Зазоры в посадке подшипника на валу и в корпусе |
| Повышенная вибрация | Ослабление крепления фундаментных болтов |
| Повышенная вибрация | Повреждения в муфтах |
| Вибрация компрессора и электродвигателя | Изгиб вала ротора |
| Повышенная вибрация | Повреждение лопаток рабочего колеса |
| Повышение вибрации электродвигателя | Недостаточная жесткость фундамента |