Управление операционным и рыночным рисками

Управление рисками представляет собой совокупность процессов внутри организации, направленных на ограничение уровней принимаемых организацией рисков в соответствии с интересами собственников организации - аппетитом к риску.

Управление операционными рисками представляет собой систему мероприятий по их идентификации, оценке, профилактике и страхованию с целью минимизации связанных с ними финансовых потерь в процессе операционной деятельности банка.

Группировка операций банка по уровню риска позволяет определить какие из них находятся за пределами уровня допустимого риска (особенно в зоне катастрофического риска) с тем, чтобы еще раз взвесить целесообразность их проведения.

Внутренними и внешними факторами (причинами) операционного риска являются:

- случайные или преднамеренные действия физических и (или) юридических лиц, направленные против интересов кредитной организации;

- несовершенство организационной структуры кредитной организации в части распределения полномочий подразделений и служащих, порядков и процедур совершения банковских операций и других сделок, их документирования и отражения в учете, несоблюдение служащими установленных порядков и процедур, неэффективность внутреннего контроля;

- сбои в функционировании систем и оборудования;

- неблагоприятные внешние обстоятельства, находящиеся вне контроля кредитной организации.

Управление операционным риском входит в систему управления рисками кредитной организации.

В отношении контроля за операционным риском наиболее важным является:

- контроль за соблюдением установленных лимитов по проводимым банковским операциям и другим сделкам;

- соблюдение установленного порядка доступа к информации и материальным активам банка;

- надлежащая подготовка персонала;

- регулярная выверка первичных документов и счетов по проводимым банковским операциям и другим сделкам.

Снижению операционного риска может способствовать развитие систем автоматизации банковских технологий и защиты информации. При этом кредитной организации рекомендуется принимать во внимание возможную трансформацию операционного риска: при ручной (неавтоматизированной) обработке существует высокая вероятность наступления события, приводящего к убыткам (например, ошибка при вводе данных), а величина потенциальных убытков - небольшая или умеренная, в то время как с повышением уровня автоматизации вероятность наступления события, приводящего к убыткам, снижается, но величина потенциальных убытков может быть весьма значительной (например, ошибка в программном обеспечении или системный сбой).

Снижение уровня отдельных видов операционного риска может быть осуществлено путем передачи риска или его части третьим лицам.

Решение об использовании механизмов передачи риска (например, аутсорсинга - привлечения специализированной сторонней организации для выполнения отдельных видов работ) рекомендуется принимать по результатам тщательного анализа с учетом ожидаемого эффекта, стоимости и возможности трансформации одного вида риска в другой. Кредитной организации рекомендуется наряду с контролем за уровнем остаточного риска сохранять возможность контроля за размером передаваемого операционного риска.

Аутсорсингрекомендуется осуществлять на основе договоров, предусматривающих распределение прав, обязанностей и ответственности между кредитной организацией и поставщиком услуг. Кредитной организации рекомендуется предусмотреть во внутренних документах порядок регулирования рисков, связанных с аутсорсингом, в том числе риска отказа в обслуживании.

Уменьшение финансовых последствий операционного риска (вплоть до полного покрытия потенциальных операционных убытков) возможно с помощью страхования. С использованием традиционных видов имущественного и личного страхования кредитными организациями могут быть застрахованы носители информации и сама информация - на случай утраты.

Защита информации - это обеспечение непрерывности внутренних бизнес-процессов и безопасности обмена данными с клиентами при использовании информационных систем. На случай возникновения чрезвычайных ситуаций, таких как атаки на основной сервер или сбои в его работе, журнал транзакций периодически копируется на резервный сервер, находящийся в другом помещении, поэтому максимальный объем информации- это данные за последний час работы.

Управление рыночным риском основано на принципах разграничения источников рыночного риска, ответственности за принимаемый риск, ограничения возможных потерь и централизации управления рыночным риском.

Банк организует систему управления рыночным риском в следующих целях:
- недопущение возможных убытков вследствие колебания рыночных цен;
- соблюдение требований Центрального Банка по обеспечению финансовой устойчивости Банка;

- обеспечение соблюдения законных интересов Банка и его клиентов при работе с рыночными инструментами.

Основными задачами создания системы управления рыночным риском являются:
- организация контроля за диверсификацией торговых портфелей;
- поддержание открытых позиций Банка на уровне, не угрожающем его финансовому положению.

В соответствии с принципом разграничения рисков каждый из центров ответственности несет рыночный риск, характерный только для конкретного вида бизнеса. Установление данного принципа обеспечивает эффективное распределение лимитов, а также проведение оперативного контроля за их использованием.

Правление определяет перечень подразделений Банка, которым разрешается совершать операции на внешнем рынке и открывать позиции.

В соответствии с принципом ограничения потерь суммарный объем установленных Правлением лимитов (в том числе лимитов ОВП) не должен превышать установленные ЦБ РК нормативные соотношения. Помимо этого, Банк также проводит аналитическую работу по ограничению уровня рыночных рисков и может устанавливать лимиты с учетом результатов такого анализа.

В соответствии с принципом ответственности за риск, подразделения, наделенные полномочиями на проведение операций, связанных с рыночным риском, несут ответственность за эффективное использование данных полномочий.

В соответствии с принципом централизации управления рыночным риском вся информация о сделках, влияющих на открытые позиции Банка (в том числе ОВП), по мере совершения данных операций поступает в Департамент Финансового Менеджмента в целях внутридневного регулирования позиций и прогноза позиций на конец дня.

Методы управления рыночным риском зависят от характера возникающих рисков и подразделяются на:

- общие, т.е. применяемые ко всем видам рисков, входящих в понятие рыночного (валютного, процентного, фондового);

- специальные, т.е. применяемые только к какому-либо конкретному виду рисков или финансовому инструменту (торговому портфелю).

2 Применение инструментов регулирования рисков на примере АО “Дельта Банк”

2.1 Краткая характеристика АО “Дельта Банк”

На сегодняшний день АО «Delta Bank» динамично развивающийся финансовый институт, деятельность которого направлена на предоставление широкого спектра банковских продуктов и услуг с учетом рыночных предложений и потребностей клиентов.

Банк, основанный 1 сентября 1993 года в г. Актау по инициативе крупных нефтегазовых компаний Западного Казахстана, за 16-летнюю историю существования заметно укрепил свои позиции на финансовом рынке страны.

После переезда центрального офиса из Актау в Алматы, Банк приобрел статус республиканского, что способствовало укреплению корреспондентских отношений с ведущими банками Казахстана и расширению сотрудничества с коммерческими банками России и Прибалтики.

Основные цели Банка на сегодняшний день - выход на новый уровень, благодаря разработке и внедрению новой стратегии, новых продуктов и стандартов обслуживания.

Команда Банка из года в год идет по пути создания универсального Банка с полным спектром финансовых услуг, используя при этом передовой опыт и современные банковские технологии, необходимость применения которых обусловлена значительным расширением возможностей предоставления финансовых услуг. С этой целью АО «Delta Bank» внедряет ряд программных продуктов, позволяющих обеспечить эффективное функционирования банковских процессов.

У «Delta Bank» множество партнеров, он не первый год сотрудничает с банками стран СНГ и стран дальнего зарубежья. Среди них Cбербанк, Связь- Банк, Райффайзенбанк, ЮниКредитБанк, Промсвязьбанк, Транскапиталбанк, Citibank, Commerzbank и другие.

Региональная сеть АО «Delta Bank» насчитывает 9 филиалов. В планах Банка – расширение территориального присутствия за счет открытия дополнительных филиалов.

Активы АО «Delta Bank» составляют 30 494 млн.тенге, ссудный портфель-20 806 млн.тенге. Собственный капитал – 7 272 млн.тенге (данные приведены по состоянию на 1 января 2010 года).

Миссия. Банк видит свою миссию в качественном и оперативном обслуживании корпоративных и розничных Клиентов, с использованием передовых технологий, ориентируясь на предоставление банковских продуктов и услуг, в соответствии с финансовыми потребностями Клиентов.

Цели Банка:

- увеличение клиентской базы;

- внедрение стандартов качества обслуживания клиентов;

- разработка и совершенствование продуктов и услуг в соответствии с рыночной конъюнктурой и потребностями клиентов;

- увеличение финансовых показателей Банка;

- расширение регионального присутствия;

- совершенствование систем управления и внутреннего контроля;

- выход на международные рынки капитала.

Филиальная сеть. Одно из стратегических направлений Банка - расширение территориального присутствия за счет развития сети филиалов. Учитывая, что потребность в ритейловых услугах со стороны населения возрастает, возникает необходимость в повышении доступности Банка для клиентов. Совершенствование работы филиалов АО «Delta Bank» позволяет максимально приблизить банковские услуги к розничным и корпоративным клиентам.

Разветвленная филиальная сеть Банка охватывает крупнейшие промышленные областные центры Западного, Восточного, Южного Казахстана и деловой центр республики.

Принимая решение об открытии филиала, Банк основывается на анализе платежеспособности населения региона, количества предприятий, конкурентной среде. В соответствии с планами развития филиала, определяется приоритетное направление деятельности, которое позволяет не только удовлетворять потребность в банковских услугах население, но и способствовать экономическому развитию региона.

2.2 Руководство по операционному и рыночному риску АО “Дельта Банк”

Модель операционного риска используется ревизионно - контрольным департаментом банка. Она включает количественные и качественные факторы, где каждому фактору приписывается определенный вес, в зависимости от его влияния на присущий банку риск, и уровень значимости в зависимости от рассматриваемого подразделения. Присущий риск – это сумма произведений весов и уровня значимости всех факторов. Максимальное значение присущего риска равно пяти.

Количественные факторы:

- объемы транзакций (15% присущего риска). Это не прямой доступ к активам путем инициирования или изменения сделки, а не с помощью непосредственного физического контакта с деньгами. Автоматизированные системы позволяют приобретать активы без физического доступа с помощью системы электронных платежей;

- последствия ошибок (11% присущего риска). Ошибки могут повлиять на финансовую отчетность и на информационную систему поддержки принятия решений. Например: ошибки в финансовых и транзакционных отчетов в следствии большого количества операций могут сильно повлиять на решения принимаемые на основе неправильных данных;

- надежность данных (8% присущего риска). Здесь рассматривается доверие банка или клиента к данным, где необходимо учитывать опыт клиентов и ошибки, которые могут повлиять на банковскую деятельность. Особенно важно учитывать те ситуации, где клиент непосредственно отсутствует;

- суть процесса (3% присущего риска). При рассмотрении той или иной деятельности важно учитывать тип и уровень используемой автоматизации. Автоматизация и хорошие средства управления позволяют проследить за последовательным уменьшением возможных ошибок. Отсутствие автоматизации может отразиться на риске;

- доступ к физическим активам (3% присущего риска). Активы, доступ к которым можно получить непосредственно через физический контакт, например наличные деньги, чеки, ценные бумаги. Фактор ликвидности используется чтобы отразить возможность конвертируемости в наличные деньги.

Качественные факторы:

- качество управления (10% присущего риска). Фактор относится к управленческим уровням, на которых не осуществляется непосредственный контроль, но они задают общий тон и определяют стратегическое направление группы. Это, как правило происходит на уровне высшего руководства банка, и зависит от структуры организации;

- административное решение (10% присущего риска). Фактор относится непосредственно к административной свободе действий в осуществлении всех или выборочных сделок (определить простые сделки по сути и статусу – решаемые «в низу», и сложные решаемые на более высоком уровне);

- степень/качество наблюдения (10% присущего риска). Фактор управленческого уровня, который предусматривает ежедневное наблюдение за осуществляемыми операциями в определенной области;

- оценка среды (11% присущего риска). Фактор оценки эффективности среды., в которой осуществляется управление. Самооценка менеджеров, результаты мониторинга, которые необходимо учитывать при оценки среды, где осуществляется управление;

-характеристика продукта/услуги (7 % присущего риска). Учитывается риск связанный с самим продуктом/услугой. Новый банковский продукт более рискован, так как нет опыта в его использовании, продажи. Возникновение трудностей в предоставлении продукта, бухгалтерском учете и юридическом оформлении следует повышенный риск, также с продажей продукта;

- особенности системы (6% присущего риска). Фактор связан с риском автоматизированной системы, которая помогает выполнять операции. Новая система более рискованна, чем старая, поскольку отсутствует историческая информация в надежности ее использования. Трудности в использовании системы также связаны со способом разработки технологического процесса (онлайн-пакет), эффективностью используемых технологий, количества и видов интерфейсов, так как многие интерфейсы оказывают влияние на другие системы и могут увеличить риск;

- давление, оказываемое для достижения целей (6% присущего риска). Подразумевается давление, оказываемое на руководство и коллектив компании для достижения определенных целей. Реальная цель важна для ее достижения.

Программа самооценкиАО “Дельта Банк”. Банком разработана ежегодная программа самооценки на основе анкетирования. Администрация использует свои средства управления и отвечает за их эффективность и свою компетентность. Эффективный внутренний контроль позволяет Балтийскому банку:

- достигнуть высоких показателей своей деятельности и предотвратить потерю ресурсов;

- гарантировать надежность финансовой отчетности;

- гарантировать выполнение тех или иных действий по инструкции и в рамках закона.

Прилагаемая анкета является инструментом, с помощью которого можно оценить контроль в рамках банка. Анкета состоит из пяти разделов, соответствующих внутреннему контролю.

Раздел 1. Среда контроля – это фундамент, на котором формируются другие элементы внутреннего контроля, обеспечивающие дисциплину и слаженную деятельность организации (честность, этика, компетентность, философия и стиль управления, полномочия, обучение персонала и др.).

Раздел 2. Оценка риска – оценка внешних и внутренних рисков.

Раздел 3. Контролирующая деятельность (в анкете этот раздел отмечен пятым пунктом) – контролирующая деятельность предполагает определенные правила и действия, которые способствуют успешному осуществлению решений руководства.

Раздел 4. Информация и коммуникации (в анкете этот раздел отмечен третьим пунктом) – информация основа, выполнения обязанностей наилучшим образом. Необходимость информации при составлении правильных отчетов, где содержится операционная и финансовая информация, способствует контролю. Эффективный обмен информацией, тоже должен осуществляться в более широком контексте, затрагивая всю деятельность компании.

Раздел 5. Мониторинг (в анкете отмечен шестым пунктом). Имеется в виду мониторинг систем внутреннего контроля. Это оценка эффективности функционирования самой системы на протяжении заданного периода времени. Мониторинг выполняется по мере выполнения той или иной деятельности. Рамки и частота проверок и контроля зависят от оценки риска и эффективности проводимого мониторинга. Отчет об ошибках во внутреннем контроле направляется высшему руководству (совету директоров).

Руководство банка, прежде всего пользуется возможностью снижения операционного риска, при помощи различных программ страхования. Страховой рынок трактует операционные риски кредитных учреждений весьма широко, и выделяет, с точки зрения возможности управления, следующие две группы рисков:

- традиционные риски (потеря активов, мошенничество, ответственность перед третьими лицами и т.д.);

- развивающиеся риски (корпоративное управление, компьютерное мошенничество, потеря репутации и т.д.).

В группу традиционных рисков попадают большинство рисков физического ущерба, технологических и внутренних рисков. Для этих рисков уже имеются страховые продукты, успешно применяемые в России. Страхование развивающихся рисков, является достаточно новым для европейского рынка. В настоящее время специалистами компании Марш в отношении развивающихся рисков разработаны страховые продукты, которые предлагаются и на российском рынке. Эти продукты позволяют компаниям изменить структуру развивающихся рисков (как операционных, так и стратегических) за счет передачи части этих рисков третьим сторонам.

В то же время, именно по банковским операционным рискам использование страховых инструментов может быть максимально эффективным и позволяет банкам сократить возможные убытки, которые, даже, несмотря на принимаемые меры безопасности, и существующие процедуры контроля, все-таки могут произойти.

Целью управления рыночным риском является поддержание принимаемого на себя Банком риска на уровне, определенном Банком в соответствии с собственными стратегическими задачами. Приоритетным является обеспечение максимальной сохранности активов и капитала на основе уменьшения (исключения) возможных убытков и недополучения прибыли по вложениям Банка в финансовые инструменты, включая вложения в иностранную валюту и драгоценные металлы.

Цель управления рыночным риском Банка достигается на основе системного, комплексного подхода, который подразумевает решение следующих задач:

- получение оперативных и объективных сведений о состоянии и размере рыночного риска;

- выявление и анализ рыночного риска, возникающего у Банка в процессе деятельности;

- качественная и количественная оценка (измерение) рыночного риска;

- установление взаимосвязей между отдельными видами рисков с целью оценки воздействия мероприятий, планируемых для ограничения одного вида риска, на рост или уменьшение уровня других рисков;

- создание системы управления рыночным риском на стадии возникновения негативной тенденции, а также системы быстрого и адекватного реагирования, направленной на предотвращение достижения рыночным риском критически значительных для Банка размеров (минимизацию риска).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: