Все предметы и материалы с момента принятия их к транспортировке и до сдачи получателю являются грузами. На АТ перевозится практически вся номенклатура существующих грузов. От вида груза в значительной степени зависит тип используемого для перевозок ПС, погрузочно-разгрузочных машин или механизмов (ПРМ) и технология перевозок.
Классификация грузов отражает те их свойства, которые определяют различные стороны процесса их перевозки и хранения.
Для планирования перевозок применяется следующая номенклатура грузов:
1. Нефть и нефтепродукты, в т.ч. наливные;
2. Каменный уголь;
3. Кокс;
4. Руда железная и марганцевая;
5. Руда цветная и серное сырье;
6. Черные металлы;
7. Лесные грузы;
8. Химические и минеральные удобрения;
9. Хлебные грузы, в т.ч. зерно, мука, хлеб и хлебобулочные изделия;
10. Цемент;
11. Строительные грузы, в т.ч. кирпич;
12. Промышленные грузы и формовочные материалы;
13. Гранулированные шлаки;
14. Вскрыша пород (включая грунт);
15. Хлопок;
16. Молоко и масло животное;
17. Ликероводочные изделия;
18. Остальные продовольственные товары;
19. Промышленные товары народного потребления;
20. Грузы в контейнерах;
21. Прочие грузы.
На рис. 2.1 представлена транспортная классификация грузов и их влияние на тип используемого для перевозок ПС.
В зависимости от наличия упаковки грузы бывают бестарные и тарные.
Грузы, которые могут перекатываться, называются катными.
По массе одного грузового места грузы бывают: штучные нормальной массы (до 250 кг, а для катных грузов – до 500 кг), повышенной массы (от 250кг, а для катных от 500 кг до 30т) и тяжеловесные (штучные неделимые массой 30т и более).
По размерам грузы могут быть допускаемыми к перевозке по дорогам общего пользования и крупногабаритными, один из габаритов которого превышает допустимые: по ширине 2,5м, по высоте – 4,0м в транспортном положении вместе с автомобилем, длине со свесом за пределы заднего борта более 2м. Общая допустимая длина АТС не должна превышать 24м.
По способам погрузки и выгрузки грузы подразделяются на штучные, сыпучие, навалочные и наливные.
По величине отправок – мелкопартионные (массой до 5т), партионные (5…30т) и массовые (более 30т).
По признакам специфических свойств грузы делятся на: скоропортящиеся, опасные, антисанитарные и живье.
По степени опасности грузы делятся на следующие группы:
- малоопасные (стройматериалы, пищевые продукты и т.п.);
- опасные по своим размерам (длинномерные и крупногабаритные);
- пылящие или горячие (цемент, минеральные удобрения, асфальт, битум и т. п.);
- опасные грузы.
В свою очередь опасные грузы делятся на 9 групп. Перевозка опасных грузов регламентируется специальными нормативными документами.
Физико-химические и биологические свойства грузов могут привести к изменению массы, объема или целости груза и снижению его качества.