В Дагестане тюрем в строгом понимании этого слова прежде не было. Как это было принято в традиционных обществах, почти вес уголовные преступления регулировались посредством кровомщения или по воле и прихоти феодального правителя. Такая мера пресечения как арест, не применялась и не могла быть применена, так как до этого не было ни возможностей, ни ресурсов. Совершившему преступление – убийство или похищение женщины – грозила немедленная смерть, если он попадал в руки родственников жертвы. Но механизм сдерживания был столь отлажен, что даже в отсутствии тюрем и арестантских помещений виновного изолировали от гнева родственников жертвы и назначали, согласно адату, меру наказания, которая состояла в выплате дията (плата за кровь) и высылке в другой округ. Все это время, пока преступнику не разрешали вернуться и родственники жертвы не прощали его, он мог быть убит в результате кровной мести. Арест как наказание назначался только у кумыков. При этом с виновного же взыскивалась плата для найма караула – по 20 коп. за каждые сутки. В феодальных владениях имелись свои «тюрьмы», вкоторых содержались арестованные до тех пор, пока им лично ханом не выносился приговор. Абдулла Омаров в своих воспоминаниях описал такую ханскую тюрьму, в которой ему пришлось, будучи еще подростком-муталимом, провести несколько месяцев. Речь идет об арестантском помещении при дворе Казикумухского хана. Оно состояло из комнаты и ямы, вырытой в центре комнаты. В яме содержались за более серьезные преступления, а за менее серьезные – наверху.
В имамате Шамиля также имела место система пенитенциарного наказания: в селения Акнада и Читль Андийского округа высылались политически неблагонадежные лица, т.е. противники шариатского правления в Дагестане. В Дарго-Ведено (Чечня) у Шамиля была тюрьма, где также содержались политические противники имама. В с. Кудутль Аварского округа высылались кровники – канлы. Мудиры и наибы Шамиля также имели возможность влиять на ситуацию на подконтрольных им территориях путем применения различных наказаний, в том числе и лишения свободы. Тюрьмы и арестантские помещения в Дагестане появились при русских, главным образом после образования области, когда Дагестан был включен в правовое пространство России. В каждом округе, а также в городах предусматривалось наличие арестантского помещения. Но отбывали наказание осужденные за пределами области. В частности, виновные в убийстве умышленном, преднамеренном и с корыстной целью подвергались наказаниям по военному суду или высылкой административным порядком в арестантские роты и в отдаленные губернии России на срок. По данным на 1897 г., как следует из обзора о состоянии Дагестанской области, число арестантских помещений здесь было 13. Из них четыре тюрьмы находилось в городах Темир-Хан-Шуре, Порт-Петровске и Дербенте. Причем в Порт-Петровске было две тюрьмы. Из четырех тюрем Дагестана три состояло в ведомстве Министерства внутренних дел и одна – в ведомстве Министерства юстиции. Остальные девять тюремных помещений находилось в округах при окружных словесных судах и состояло в ведении военного народного управления.Во всех тюремных помещениях области к 1 января 1897 г. заключенных было: в городах – 509 мужчин и 17 женщин, в округах же – всего 95 заключенных-мужчин. Хозяйство трех городских тюрем Министерства внутренних дел находилось в ведении Темирхан-шуринского попечительского комитета о тюрьмах. К январю 1897 г. на счету комитета состояло 2466 рублей 75 копеек. В течение года поступило 14 879 руб. 20 коп., израсходовано было 15 598 руб. 42 коп. и осталось к 1 января 1898 г. 1747 руб. 42 коп.73. Значительную часть денег арестанты зарабатывали сами. В Петровском исправительном арестантском отделении, находившемся в ведомстве Министерства юстиции, арестанты заработали 12 769 руб. 55 коп. Из этой суммы на долю арестантов отчислено было 3830 руб. 86 коп., в доход казны – 4469 руб. 34 коп., в пользу арестантского отделения – 4469 руб. 34 коп. Арестанты, заключенные при окружных управлениях, содержались за свой счет, за исключением беднейших из них, которым, как и в прежние годы, отпускались за счет общественных штрафных сумм округов кормовые деньги в размере от 6 до 10 коп. в сутки каждому. В 1913 г., в последний предвоенный год, в Дагестане было 4 тюрьмы и 12 арестантских помещений. Тюрьмы находились в городах Темир-Хан-Шуре, Порт-Петровске и Дербенте и принадлежали тем же, что и прежде, ведомствам. Аналогичным образом в округах (уже в восьми) имелось 8 тюремных помещений, состоявших в ведении военного народного управления, а в Аварском и Гунибском округах арестантские помещения находились в Хунзахской и Гунибской крепостных гауптвахтах. Кроме того, при участковых и сельских управлениях области имелось по одному помещению, приспособленному для краткосрочного содержания под стражей за незначительные проступки по приговорам этих управлений. В трех городах области имелись арестные помещения для арестованных по приговорам мировых судей. После Октябрьской революции 1917 г. и гражданской войны 1918-1920 гг. перед новыми властям Дагестана стала насущная необходимость наведения порядка в тюрьмах. Впрочем, даже в этот период нестабильности, когда власть часто переходила из рук в руки, тюрьмы не оставались без вниманиям/Завотделом внутренних дел Дагестанского исполнительного комитета С. Габиев в своем письме от 24 августа 1918 г. на имя завотделом внутренних дел при Темир-ханшуринском городском совдепе писал: «Прошу по получении сего представить список всех содержащихся под стражей в арестном доме с указанием, по чьему распоряжению они содержатся, за что и за кем числятся». С приходом Красной Армии в Дагестане началось восстановление Советской власти, создание революционных органов власти – ревкомов. Ревком, как уже отмечалось в предыдущей главе, развернул советское строительство в округах и начал проводить первые социально-экономические мероприятия. Тюремными учреждениями в Дагестане занимался карательный подотдел отдела юстиции Дагревкома. В частности, как следовало из сводки по отделу Внутреннего управления Дагестанского ревкома от 20 сентября 1920 г., «карательный подотдел составил смету расходов по всем местам заключения Дагестанской области и инструктировал все тюрьмы по части всех изданий декретов, касающихся мест заключения, и подробно обследовал Темир-Хан-Шуринскую, Петровскую и Дербентскую тюрьмы на предмет приведения их в соответствующий вид, согласно новым социальным условиям! Подотдел организовал для тюрьмы библиотеку и подробно выяснил все декреты мест заключения». В тюрьмах области содержалось в то время 290 заключенных. Состав заключенных в тюрьмах в то время постоянно менялся. Например, в сводке о числе арестованных, содержащихся в тюрьме г. Порт-Петровска, 3 мая 1920 г. комиссар тюрьмы И. Маркин сообщал о 634 заключенных. В целом же выборочные сведения о числе заключенных в Порт-петровской тюрьме за период с 3 мая по 3 июня выглядели следующим образом: 8 мая заключенных в тюрьме было 424 чел.; 20 мая – 231 чел.; 21 мая – 172 чел.; 2 июня – 208 чел.; 4 июня- 194 чел.; 8 июня- 195 чел.; 17 июня – 198 чел.; 18 июня-196 чел.; 21 июня- 189 чел.; 25 июня- 198 чел.; 2 июля- 100 чел.; 3 июля – 98 чел. В Дербентской тюрьме, или в доме заключения, как она тогда называлась, на 26 июня 1920 г. насчитывалось 95 арестантов. Как уже отмечалось в предыдущем параграфе, после победы Советской власти на местах Советы и военно-революционные комитеты стали назначать в тюрьмы комиссаров для контроля за деятельностью тюремной администрации, т.к. в основной массе пенитенциарных учреждений страны сохранялась прежняя, еще царская администрация. Комиссаром Портпетровской тюрьмы был назначен упоминавшийся уже И. Маркин. Комиссаром дома заключения г. Дербента был назначен В. Фадеев. Характер наметившихся перемен можно видеть из приказа по дербентскому дому заключения от 20 июня 1920 г. № 1 за подписью комиссара В. Фадеева. В своем приказе комиссар В. Фадеев, в частности, писал, что он назначен военным комиссаром дома заключения г. Дербента на основании постановления экстренного заседания чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и преступлением по должности совместно с председателями военных и советских учреждений, и дом заключения с 20 июня с.г. объявлен на военном положении. Бывшее руководство тюрьмы было помещено под домашний арест. В последующем В. Фадеев освободил из-под домашнего ареста помощника заведующего тюрьмы К. Гедзихадзе, назначив его «деловодом дома заключения». Вступив в исполнение служебных обязанностей военного комиссара дома заключения г. Дербента, В. Фадеев приказал всем служащим, включая и находящихся под домашним арестом, строго выполнять предписания военного положения. Начальнику дома заключения вменялось в обязанность объявить настоящий приказ всем служащим. К нарушителям приказа применялись все строгости военно-революционного времени. Одним из первых приказов комиссара Дербентского дома заключения был приказ о порядке расположения постов в здании тюрьмы и во дворе. Пост № 1 находился на втором этаже в коридоре, пост № 2 – во дворе корпуса – недалеко от караульного бастиона, пост № 3 – у ворот, которые вели во двор тюрьмы. Наружные посты были расположены в следующем порядке: пост № 4 – от ворот тюрьмы до угла тюремной стены в сторону моря (восточная сторона), пост № 5 – от угла с южной стороны, пост № 6 – с западной стороны до угла северной стороны. Столь же энергично взялись за выполнение своих обязанностей новые руководители Портпетровской тюрьмы. Помощник комиссара тюрьмы Прокофьев в докладе от 12 июня 1920 г., адресованном в Портпетровскую организацию РКП(б), писал, что, будучи откомандированным Петровской организацией РКП(б) в Портпетровскую тюрьму в качестве помощника комиссара тюрьмы, он вступил в свои обязанности с 29 мая 1920 г. Ознакомившись с положением и деятельностью тюрьмы и замещая на этом посту комиссара И. Маркина, который находился в командировке, Прокофьев стал исполнять обязанности комиссара. За период исполнения обязанностей комиссара тюрьмы им было сделано следующее: из служащих тюремного учреждения была организована комячейка; при тюрьме была открыта библиотека как для служащих, так для и заключенных, хотя при этом Прокофьев жаловался, что книг и вообще литературы в библиотеке мало и необходимо увеличить их количество.
В числе мероприятий, устроенных в тюрьме помощником комиссара, был концерт-митинг, на котором даже присутствовал важный партийный чин. Он прочел небольшую лекцию о текущем моменте, о положении на трудовом фронте, о мероприятиях по строительству и укреплению Советской власти. По окончании концерта-митинга был исполнен «Интернационал». «Все заключенные, – писал в своем отчете Прокофьев, – остались довольны и вынесли с чувством большую благодарность члену партии Кумаеву за то, что он уделил время для беседы и разъяснения светлой жизни заключенным узникам». В тюрьме заключенными был поставлен также любительский спектакль в двух действиях, которым все остались довольны. Этот спектакль также заканчивался пением «Интернационала». Помощник комиссара выражал надежду, что «в будущем работа на политическую тему разовьется в более широком масштабе». Дагестанский ревком уделял немало времени наведению порядка в тюрьмах Дагестана, упорядочению режима содержания заключенных. В частности, в приказе по Дагревкому от 8 января 1921 г. № 11, который касался деятельности отдела юстиции, председатель ревкома С. Габиев предупреждал, чтобы всеми советскими учреждениями Дагестанской области в будущем «ни при каких условиях не посылались в областную тюрьму лица без постановлений о заключении под стражу». Всем советским учреждениям, обладавшим судебными функциями (Ревтрибунал, ЧК и шариатские суды всех инстанций) и за которыми в тюрьмах числились заключенные, предписывалось ускорить рассмотрение дел об арестованных и тем самым разгрузить тюрьмы, так как они были сильно переполнены. Из постановлений распорядительного заседания коллегии Ревтрибунала Дагестана от 9 января 1921 г. следовало, что ею было предложено выяснить причины голодовок в Дербентской тюрьме, а виновных привлечь к ответственности. Слушая дело о 23 арестантах, содержавшихся в Темирха-ншуринской тюрьме без обвинительного материала, коллегия Ревтрибунала постановила «дело прекратить за неимением обвинительного материала; арестованных из-под стражи освободить, а виновных в незаконном содержании арестованных привлечь к законной ответственности». В рапорте от 1 мая 1920 г. заместитель начальника особым отделом Дагестанского ЧК сообщал, что меры по разгрузке тюрьмы со стороны отдела приняты.
При обсуждении в Дагревкоме доклада карательного подотдела отдела юстиции отмечалось плохое состояние в области домов заключения и принимались решения в отношении их благоустройства. Выступившие в прениях единогласно указали на слабую работу подотдела «в проведении задач, возложенных на него Советской властью в отношении к заключенным». В постановлении отделу юстиции было предложено произвести чистку надзирателей по всем тюрьмам. Заключенных рекомендовалось разграничить, разбив их на две группы, включив в первую группу заключенных, обвиняемых в контрреволюционных преступлениях, а во вторую – отбывавших наказание красноармейцев, рабочих и т.д., не смешивая их при этом в одних и тех же камерах. В качестве срочной меры предписывалось произвести ремонт тюрем. Особое внимание обращалось на технико-профессиональное образование и культурно-просветительскую работу среди отбывающих наказание. Кроме того, председатель ревкома потребовал дать в срочном порядке объяснения о причинах голодовки в Дербентской тюрьме. Завотделом здравоохранения при ревкоме докладывал во внутренний отдел ревкома, что «больные из арестованных, находящиеся в Порт-Петровской тюрьме и нуждающиеся в стационарном лечении, сегодня же могут быть переведены во 2-й эвакогоспиталь, где для них отведена палата, о чем прошу непосредственного распоряжения начальнику тюрьмы о переводе больных с должной охраной». Портпетровской тюрьме уделялось особенно пристальное внимание. В ответ на телеграфное распоряжение председателя Дагревкома С. Габиева о принятии решительных мер к устранению «безобразного» состояния Портпетровской тюрьмы зампредседателя Портпетровского городского ревкома докладывал 6 февраля 1921 г., что, согласно постановлению особой комиссии по разгрузке тюрьмы, были освобождены условно досрочно и переданы в лагерь принудительных работ 157 человек заключенных «для использования по специальности как работников». Таким образом, как следовало из доклада, на 31 января 1921 г. заключенных состояло, главным образом по преступлениям уголовного характера, 130 человек, а на 6 февраля их было 125 человек. Было оборудовано помещение под больницу (две камеры). По предписанию завотделом здравоохранения осуществлялся постоянный надзор за больными. Отремонтирована и приведена в исправность находившаяся при тюрьме баня, пущена в ход котельная, как для нужд тюрьмы, так и для снабжения бани при ней. Было улучшено продовольственное снабжение заключенных. Комиссар Петровской тюрьмы И. Маркин в своем донесении на имя завотделом внутренних дел ревкома от 28 апреля 1920 г. писал о тяжелом положении вверенного ему учреждения. «Петровская тюрьма, – указывалось в нем, – требовала немедленного и безотлагательного ремонта. Почти во всех помещениях необходимо было исправить и застеклить оконные рамы, исправить двери и замки во многих камерах и других помещениях. В камерах необходимо было обустроить места для параш с вытяжкой, сами параши следовало бы побелить. Требовалось привести в исправность умывальники, полы. Поставить койки в тех камерах, где их не было вообще, и добавить недостающие койки в другие камеры. Необходимо было отремонтировать помещение бывшей больницы, после чего туда предлагалось перевести всех больных из общего корпуса. Тем самым можно было увеличить число свободных мест для арестованных. Требовалось также починить крышу здания тюрьмы, произвести другие срочные работы». Проблемы со снабжением Петровской тюрьмы продолжали еще довольно продолжительное время привлекать внимание властей Завотделом юстиции в докладной записке председателю городского ревкома от 3 декабря 1920 г., в частности, писал, что «в Петровской тюрьме нет никакой арестантской одежды. Заключенные в тюрьмах совершенно голы и босы. И если были старые арестантские одежды, то они уже использованы, и в одежде для заключенных является самая острая нужда».
В телеграмме временного исполняющего делами НКВД Лобанова от 23 января 1921 г. содержится следующий текст: «В порядке боевого приказа под личную ответственность вашу предлагаю отремонтировать баню тюрьмы». 20 января 1921 г. была образована Дагестанская АССР. На учредительном съезде Советов ДАССР были сформированы высшие органы власти и управления – ЦИК и СНК республики. Председателем ЦИК был избран Н. Самурский, а первое правительство республики возглавил Д. Коркмасов. Образование ДАССР окончательно закрепило победу Советской власти в республике. Вновь образованные органы власти также прилагали немалые усилия к преодолению кризиса в системе исправительных учреждений Дагестана, вызванном общим сложным положением в стране и республике и постоянной нехваткой средств в самих исправительных учреждениях из-за отсутствия должного финансирования. В качестве одной из мер по оказанию помощи исправительным учреждениям Дагестана Президиум ЦИК и СНК ДССР принял 19 февраля 1923 г. постановление «О закреплении в постоянное пользование за Дагестанскими исправдомами № 1 и № 2 огородных участков земли». С развитием исправительно-трудового законодательства и с принятием новых законов и постановлений менялась и номенклатура мест лишения свободы. В частности, общие места заключения перестали называться тюрьмами. Они стали именоваться исправительно-трудовыми домами или просто исправдомами новое название тюрем было предписано Положением об общих местах заключения, утвержденным Народным комиссариатом юстиции 15 ноября 1920 г. Что же касается вышеупомянутого постановления Президиума ЦИК и СНК ДАССР, то в нем говорилось следующее: «Придавая весьма важное значение развитию огородной культуры при местах заключения как в смысле производственном, так и в исправительно-трудовом, ЦИК и СНК ДССР постановляют: закрепить в постоянное и безвозмездное пользование дагестанских исправдомов... два огородных участка земли в размере около 9 казенных десятин, расположенные по шоссе Махачкала-Буйнакск близ исправдома № 1, согласно плану». В постановлении указывалось, что «означенные огороды, как не преследующие промышленно-производственных целей, а имеющие исключительно лишь исправительно-трудовое назначение и содержащееся на местные средства, от всяких местных налогов и сборов освободить». В другом постановлении Президиума ЦИК и СНК ДССР «О порядке расходования заработанных сумм заключенных» отмечалось, что ввиду того, что Дагестанский исправдом № 1 «находится на местных средствах» и что по роду содержащихся там заключенных перевести его на самоокупаемость в то время не представлялось возможным до оборудования внутри его мастерских, в которых могли бы быть использованы все категории заключенных, ЦИК СНК ДССР постановил установить с 1 февраля для указанного исправдома в изменение существующих положений следующий порядок расходования заработанных сумм: а) со всего поступающего заработка отчислять в пользу заключенных, выполнявших данную работу, 25 %; б) на развитие работ (организация оборудования мастерских, наем инструкторов, покупка машин, инструментов и проч.) 50 %; в) остальные 25 % сдавать в Наркомфин в доход местных средств. Наблюдение за расходованием заработанных сумм возлагалось на НКВД (по управлению местами заключения). Несмотря на выработанную стратегическую линию правительства СССР в отношении исправительно-трудовых учреждений об их полной самоокупаемости, решать подобные задачи в Дагестане в условиях безработицы и неполной занятости населения было довольно сложно. На заседании ЦИК и СНК ДАССР 2 июля 1924 г. было принято постановление о возбуждении ходатайства перед ВЦИК и СНК РСФСР о принятии на госбюджет Дагестанского исправтруддома, как имеющего общегосударственное значение. Докладчиком по этому вопросу выступил К. Мамедбеков. Во второй половине 20-х- первой половине 30-х годов места заключения Дагестана находились в постоянном поле зрения наркомата Рабоче-крестьянской инспекции ДАССР и СССР. РКИ принимали заявления и жалобы от заключенных, и сами устраивали инспекционные проверки. Как действовал механизм взаимосвязи РКИ и органов внутренних дел можно видеть на примере дела о Дербентском доме заключения. Заключенные этого учреждения обратились в начале апреля 1927 г. в Рабоче-крестьянскую инспекцию ДАССР с жалобой на слишком медленное рассмотрение дел и на невыносимые условия пребывания. «Нас побудило обратиться с просьбой за содействием в РКИ, – писали они, – следующее. Юридические организации подолгу задерживают дела судимости... Не все же мы заключенные являемся социально-опасными преступниками для СССР. Между нами есть верные сыны и борцы революции, которые кровью своей завоевали власть рабоче-крестьянского правительства, которые потеряли свое здоровье в боевых дружинах и подпольных работах, где им приходилось находиться. Жизнь в Дербентском домзаке ужасно тяжела за отсутствием средств. Камеры находятся в ужасном антисанитарном положении, имеются паразиты (клопы, блохи, вши), которые переносят различные микробы от заключенного к заключенному. Между заключенными, находящимися в общих камерах, имеются лица, которые страдают социальными болезнями, как-то: сифилисом, туберкулезом и т.п. Органами юридической части г. Дербента не уделяется никакого внимания к заключенным в Дербентском домзаке. А посему просим Вас, как орган контролирующий, обратить особое внимание на просьбу и сделать Ваши надлежащие распоряжения об ускоренном разборе дел и предложить принять во внимание вышеописанные болезни к сведению и устранению других недостатков. А посему просим поставить нас в известность о Вашем заключении на настоящее заявление. Если нами не будет от вас получено соответствующего распоряжения, то в течение двухсуточного периода времени, считая с 5 апреля и до 7 апреля, нами будет объявлена общая смертельная голодовка». Вопрос о положении в Дербентском доме заключения обсуждался на заседании президиума исполкома Дербентского округа 28 апреля 1927 г. Была заслушана докладная записка начальника административного управления Наркомата внутренних дел ДАССР Н. И. Тутышкина и принято следующее постановление: а) предложить Водосвету регулярно отпускать достаточное количество воды для арестного дома; б) предложить Горсовету отпускать для арестного дома средства для посещения арестантами бани два раза в месяц; в) предложить начальнику исправдома и начальнику милиции выделить самостоятельную камеру для венерических и туберкулезных больных, и в дальнейшем не допускать совместного пребывания больных арестованных со здоровыми; г) предложить тов. Тарасенко (член Дербентского окружного исполкома) совместно с начальником окружной милиции немедленно отремонтировать камеру для арестованных при окружной милиции, отпустив соответствующие средства со смет коммунхоза; д) вопрос о приобретении белья для арестованных оставить открытым ввиду отсутствия средств, возбудив ходатайство перед Главмилицией и НКВД об отпуске соответствующего количества белья. Начальник управления Наркомата внутренних дел Н. И. Тутышкин представил 3 мая 1927г. докладную записку и в РКИ ДАССР. Содержание ее следующее: «При обследовании Дербентского дома заключения действительно выяснились те недостатки, о которых указывается в заявлении заключенных, но все они главным образом происходят от тесноты и недостатков операционных средств. Домзак совершенно не отвечает своему назначению и по размерам, и по характеру самой постройки, но в этом отношении каких-либо коренных изменений провести невозможно и нецелесообразно, т.к. в смету будущего года вносится расход на оборудование левого здания под ИТД. Что касается антисанитарного состояния, то в этом случае председатель ОИКа обещал разрешить вопрос на заседании президиума об отпуске специальных средств на баню. Кроме того, начальнику домзака предложено предоставлять заключенным достаточно воды как для купания, так и для мытья полов и нар. Больных сифилисом предложено мною изолировать в отдельную камеру. А для соблюдения чистоты вообще предложено установить во всех камерах плевательницы, исправить параши, посуду и т.д.». В 1932 г. Центральной контрольной комиссией ВКП(б) проводилось масштабное обследование всех районных предварительных мест заключения, т.е. бывших домов заключения. В посланном на места на имя председателей районных контрольных комиссий ВКП(б) инструктивном предписании отмечалось: «В связи с проводимым ЦКК ВКП(б) по Союзу обследованием мест заключения с целью выявления их состояния и имеющих место злоупотреблений служебным положением – неправильное обращение с заключенными, скверное санитарное и бытовое состояние, затяжка разборов следственных и судебных дел до года, нарушение революционной законности и т. д. – с помощью сего Вам поручается организовать бригаду для обследования райизолятора (бывшего домзака), согласно прилагаемой к сему рабочей программы». Письмо было подписано группой улучшения Госаппарата. Рабочая программа, включала в себя разнообразный перечень вопросов. В отношении персонала районных изоляторов или домзаков вопросы касались того, каков состав всех штатных работников изолятора по социальному происхождению и национальности, сколько среди них было «коренных националов», какова их партийная принадлежность и насколько они соответствовали своему назначению, каковы взаимоотношения между собой; насколько правильно и четко велось делопроизводство, статистика и отчетность всех видов заключенных (например, сколько прибыло и убыло за определенный промежуток времени, состав по характеру преступлений и срокам отбывания и сроков отбывания заключения, а также по национальности, по социальному происхождению и положению, по партийной и профессиональной принадлежности, по возрасту и полу и т.д.), их соответствие предписанным формам; как велось дело материального и имущественного учета и каково было общее финансовое состояние изолятора на день обследования и состояние работы бухгалтерии. Целый блок вопросов рабочей программы касался производственных дел изоляторов, а именно: какие виды производств имеет изолятор, а если их нет, то где и в качестве кого и на каких основах (условиях, договорах) используются заключенные на внешних работах? Каково состояние производства: степень его оборудования с точки зрения механизации и рационализации труда, а также санитарно-бытовые условия его (наличие тесноты, пыли, грязи, отсутствие вентиляции, питьевой воды и т.д.), рентабельность производства? Как поставлено дело учета прихода и расходования материалов производства, насколько бережно и рационально они расходуются в процессе производства? Наличие и непригодность хранилищ для инвентаря, инструментов и орудий производства, а также произведено ли прикрепление к определенным лицам инструментов, орудий и других средств производства, которые несли бы ответственность за целостность их? Имеются ли в наличии скотные дворы и какова их пригодность, какова обеспеченность скота кормами, насколько правильный и хороший уход за ним? Имелись ли случаи падежа скота, если были, то указать причины их и сколько? Существуют ли нормы выработки на производственных работах, если да, то кем они выработаны и что было взято в основу определения той или иной нормы выработки, а также их расценок? Какие мероприятия проводились и проводятся для увеличения производительности труда, поднятия его качества, также и по улучшению выпускаемой продукции и снижению себестоимости таковой, за счет чего это происходит? Куда сбывалась продукция производства и на основе чего? Наличие финансово-производственного плана на 1932 г., его содержание, рациональность и степень выполнения за 1 полугодие? Практикуются ли созывы производственно-технических совещаний при изоляторе и степень привлечения на них заключенных? Все ли заключенные привлекаются к труду, если нет, то указать причины? Какова степень проведения в жизнь социалистических форм труда (соцсоревнование, ударничество, сдельщина) и хозрасчета? Сколько человек участвуют из общего количества заключенных в этих формах труда? Ряд вопросов касался условий быта и содержания заключенных. Насколько правильно и хорошо снабжаются продуктами питания, спецодеждой, постельными принадлежностями и т.д. все группы заключенных? В каком состоянии содержатся камеры, степень обеспеченности заключенных кроватями, топчанами, столами и т.д., каково санитарное состояние их (нет ли грязи, тараканов, насекомых), наличие и состояние уборных, умывальников? Наличие бань и прачечных, их санитарно-гигиеническое состояние, пропускная способность, если нет, то как поставлено дело банного и прачечного обслуживания заключенных. Какова постановка дела медобслуживания заключенных: а) наличие аптек и ее снабжение медикаментами; б) деятельность медперсонала, знание ими своего дела и отношение к больным (нет ли случаев притворств, симуляции, отказа в помощи больным и формального отношения к ним и т.д.)? Вопросы касались и профессиональных обязанностей персонала мест заключения. В частности, имелись ли случаи халатного и формального отношения со стороны штатного персонала к исполнению служебных обязанностей, о наличии случаев «пьянства, склок, подсиживания, нарушения революционной законности, взяточничества, вымогательства, издевательства и избиений заключенных, самоснабжения, явного нарушения дисциплины и существующих правил изолятора, а также случаев хищения или открытого разбазаривания его имущества», указать факты, фамилии, занимаемые должности совершивших тот или иной проступок, какие меры принимались с целью пресечения перечисленных подобных явлений со стороны руководства? Насколько хорошо организовано дело сбора и разбора жалоб заключенных, юридической помощи им, консультаций и справок, а также своевременного и быстрого разбора следственных дел? Имели ли место случаи побегов заключенных лиц, если да, то в силу каких обстоятельств: плохого надзора, подкупа и т.д. – указать причину и виновных в этом лиц. Среди вопросов рабочей программы особое внимание уделено вопросам политико-воспитательной работы, как среди штатных работников, так и среди заключенных. Следовало указать, насколько хорошо она поставлена, какие формы этой области работы существуют и количество участвующих в них; какими силами проводится агитационная работа. Имеется ли при изоляторе библиотека? Если таковая имелась, то насколько хорошо была поставлена ее работа, какая имелась в наличии литература по характеру и содержанию? Степень обеспеченности периодической печатью: газетами, журналами и т.д., наличие, согласно запросам дня, плакатов, а также рекомендательных списков литературы, как художественной, так и по специальным вопросам, интересам заключенных. Сколько проведено отчетных и других докладов руководством изолятора в партийных, советских и др. организациях? В достаточной ли степени осуществляется письменное и живое руководство, а также практическое обслуживание вышестоящими инстанциями изолятора? Отдельные вопросы касались наблюдательных комиссий. Если таковые имелись, предлагалось кратко охарактеризовать проделанную ею работу (хотя бы с января 1932 г.).
Согласно Исправительно-трудовому кодексу, при каждом месте заключения учреждалась наблюдательная комиссия в составе: 1) начальника места заключения, 2) народного судьи, в районе которого находится данное место заключения, и 3) представителя бюро профессиональных союзов. На наблюдательные комиссии возлагалось множество разнообразных обязанностей, в их числе:
1) надзор за распределением заключенных согласно установленной Исправительно-трудовым кодексом классификации;
2) наблюдение за переводом заключенных из одних разрядов в другие после установленных минимальных сроков;
3) предварительное обсуждение и представление в распределительную комиссию по собранным о личностях заключенных данным вопроса о досрочном их освобождении;
4) представление в распределительную комиссию о переводе заключенных из одного исправительно-трудового учреждения в другое;
5) разрешение отпусков заключенным и наложение дисциплинарных взысканий за просрочку отпусков;
6) разрешение непосредственных свиданий заключенным среднего разряда;
7) представление в распределительную комиссию о желательности отмены содержания под стражей как меры пресечения;
8) сообщение областному прокурору о содержании под стражей сверх установленных сроков. По результатам обследования предварительных мест заключения по районам ДАССР группой улучшения Госаппарата была составлена докладная записка. В записке указывалось, что обследованием были охвачены Гунибский, Хунзахский, Левашинский, Ахтынский, Касумкентский, Кайтагский, Хасавюртовский и Ачикулакский дома заключения и проведено оно силами РайКК РКИ. Прежде всего было отмечено, что личный состав аппарата домов предварительного заключения по партийности, национальности и социальному положению нужно считать удовлетворительным. Обследованием было выявлено, что учет движения заключенных организован и проводится в целом в соответствии с предписанными формами, также в удовлетворительном состоянии находится учет материальных и имущественных
ценностей. В отношении трудового воспитания отмечается, что оно поставлено еще слабо. Заключенные у себя и на внешних работах используются в среднем на 25 – 70 %. Кроме того, указывалось, что беседы с заключенными о производстве не проводятся, в производственных совещаниях они не участвуют, социалистических форм труда они не внедряют. Отмечалось, что снабжение заключенных было организовано недостаточно удовлетворительно, особенно по Хунзахскому и Хасавюртовскому домзакам. «В домзаках заключенные всюду находятся в антисанитарных условиях, живут скученно, часто из-за переполненности даже нар спят на полу. Топчаны, как правило, всюду отсутствуют, ни бань, ни прачечных при домах заключения нет, и заключенные имеют возможность стирать белье и купаться только летом. В помещениях домов заключения – клопы, вши и другие паразиты (Кайтагский, Ачикулакский, Хасавюртовский районы)», – следовало из текста акта обследования. Медобслуживание заключенных везде было организовано через райбольницы, специально при крепленного персонала и аптечек в домзаках не было. Побеги из предварительных мест заключения носили в основнол единичные случаи, да и то по причине недосмотра и халатности работников. Культурно-воспитательная работа в домах заключения, за исключением ликвидации неграмотности, не велась, а где если и выписы вались газеты и имелись библиотеки, то не было помещения, крас ного уголка, читален и т.д. Не работали наблюдательные комиссии За 1932 г. собирались по 2-3 раза. Руководство домзаками со стороны районных организаций почтг не осуществлялось. Живого инструктажа и практической помощи I работе оказывалось недостаточно". По результатам обследования предварительных мест заключения было принято также постановление объединительного президиума ДКК и ДК ВКП(б) и коллегии НК РКИ ДАССР, в котором предписывалось поручить Наркомюсту в дальнейшем в своей работе в отношении районных ПМЗ не ограничиваться только письменным руководством, а оказывать живую практическую помощь и инструктаж как по организации, так и хозяйственной работе. В целях большего охвата заключенных трудовым воспитанием и улучшения их материального положения в 1933 г. рекомендовалось развернуть сельскохозяйственную производственную деятельность в полном объеме с охватом труда заключенных в каждом доме заключения. То же самое рекомендовалось и в отношении приговоренных к принудительным работам. Особое внимание требовалось обратить на внедрение механизации в области сельского хозяйства путем приобретения машин и заключения договоров на обслуживание МТС".
К началу 1933 г. необходимо было обеспечить все дома заключения соответствующими помещениями для организации красных уголков, читален, библиотек, в соответствии с чем развернуть культурно-воспитательную работу «в разрезе поднятия политико-культурного состояния заключенных и приучения к труду».
Предписывалось также к 1933 г. при всех домах заключения построить бани и прачечные. Вместо нар снабдить дома заключения топчанами и кроватями, а также принять все необходимые меры к уничтожению в помещении дома заключения насекомых".
В 1933 г. был принят новый Исправительно-трудовой кодекс. В качестве основного вида исправительно-трудовых учреждений утверждалась исправительно-трудовая колония разных производственных профилей. В Дагестане основной производственный профиль таких колоний был сельскохозяйственный и рыболовецкий. В 1934 г., как уже отмечалось, все исправительно-трудовые учреждения, находившиеся в ведении наркоматов юстиции, были переданы в систему НКВД СССР. Система исправительно-трудовых учреждений и управление ими с этого момента по существу стали централизованными. Республиканские органы перестали играть какую-либо роль в деятельности исправительно-трудовых учреждений. В середине 30-х годов в Уголовном кодексе восстанавливается тюремное заключение как один из видов лишения свободы; максимальные сроки лишения свободы увеличиваются до 25 лет. Как средство перевоспитания широко стал применяться труд. В этот период в Дагестане происходит некоторая перестройка существовавшей системы исправительно-трудовых учреждений. Места заключения здесь вновь обретают статус тюрьмы. К концу 30-х годов на территории Дагестана действовало 6 тюрем. Тюрьма № 1 располагалась на окраине г. Махачкалы. Это была самая крупная тюрьма в республике. К 1940 г. лимит содержания заключенных в ней составлял 275 человек. Кстати, в 1942 г. лимит заключенных в ней составлял 800 чел. К тюрьме было прикреплено 5 районов Дагестана: Кумторкалинский, Махачкалинский, Карабу-дахкентский, Сергокалинский и Каякентский. Спецконтингент (приговоренные к высшей мере наказания и особо опасные преступники) поступал в тюрьму со всех районов республики. Персонал тюрьмы состоял из 60 человек". Тюрьма № 2 находилась в г. Буйнакске. К 1940 г. лимит заключенных составлял 150 человек. К ней было прикреплено 19 районов Дагестана: Буйнакский, Левашинский, Унцукульский, Гергебильский, Акушинский, Лакский, Гумбетовский, Кулинский и др. Кроме того, из Хунзахской тюрьмы сюда также пересылались заключенные с Нагорного Дагестана. Здание тюрьмы находилось на окраине города и состояло из двух корпусов. В первом корпусе содержались подследственные и осужденные мужчины, во втором корпусе содержались женщины, несовершеннолетние правонарушители и осужденные к малым срокам.Тюрьма № 3 г. находилась в г. Дербенте. Лимит заключенных этой тюрьмы к 1940 г. составлял 85 человек. К ней было прикреплено 12 районов Дагестана: Дербентский, Табасаранский, Хивский, Агульский, Курахский, Касумкентский, Магарамкентский, Докузпаринский, Ахтынский, Рутульский, Кайтагский, Дахадаевский районы. Территория тюрьмы располагалась в самом центре города, в районе вокзала, там, где начиналась улица Ленина, в связи с чем власти города неоднократно обращались с просьбой о переносе тюрьмы, так как «прибывающие в город с вокзала проходят мимо здания тюрьмы».Тюрьма № 4 г. находилась в с. Хунзах. Лимит заключенных этой тюрьмы к 1940 г. составлял 65 человек. Как и прежде, тюрьма располагалась в здании бывшей Хунзахской крепости, приспособленной под тюрьму еще в царское время. К Хунзахской тюрьме были прикреплены следующие районы Дагестана: Ботлихский, Гунибский, Кахибский, Тляратинский, Цунтинский, Цумадинский, Ахвахский, Чародинский.Тюрьма № 5 находилась в г. Хасавюрте. Лимит заключенных этой тюрьмы к 1940 г. составлял 75 человек. Располагалась тюрьма в центре города, и к ней было прикреплено 8 районов Дагестана и необходимо заметить, что в годы войны лимит некоторых тюрем Дагестанской АССР был значительно увеличен. Лимит тюрьмы № 1, как уже отмечалось, достиг 800 человек, тюрьмы № 3 – 220 человек, тюрьмы №:4 – 120 человек, тюрьмы № 5 – 200 человек.Помимо основных тюрем НКВД ДАССР, имелась и одна Внутренняя тюрьма, относившаяся к ведомству УГБ НКВД. Она находилась в центре Махачкалы и лимит ее на 1940 г. был 153 человек.В Махачкалинской тюрьме № 1 при лимите 800 заключенных камер было 49, из них одиночек – 6; общих камер – 43. Общая площадь: одиночных камер – 34,08 м2; всех общих камер – 1403,74 м2. Средняя площадь: одной одиночной камеры – 5,68 м2; одной общей камеры – 32,64 м2. Предельное количество коек могло быть установлено: во всех одиночных камерах – 13; во всех общих камерах – 561; во всех камерах тюрьмы – 574. В Буйнакской тюрьме № 2 при установленном лимите 150 заключенных камер было 12; одиночек – 2; общих камер – 10. Общая площадь: одиночных камер – 14,70 м2; всех общих камер – 408,88 м2; всех камер тюрьмы – 496,88 м2. Средняя площадь: одной одиночной камеры – 7,35 м2; одной общей камеры – 48,22 м2. Предельное количество коек могло быть установлено: во всех одиночных камерах – 5; во всех общих камерах – 133; во всех камерах тюрьмы – 138. В Дербентской тюрьме № 3 при установленном лимите 85 заключенных камер было 8; одиночек – 1; общих камер – 7. Общая площадь: одиночных камер – 20,25 м2; всех общих камер – 184,48 м2; всех камер тюрьмы – 204,43 м2. Средняя площадь одной одиночной камеры – 20,25 м2; одной общей камеры – 29,20 м2. Предельное количество коек может быть установлено: во всех одиночных камерах – 8; во всех общих камерах – 74; во всех камерах тюрьмы – 82.
В Хунзахской тюрьме № 4 при установленном лимите тюрьмы 120 заключенных камер было 8; одиночек – 2; общих камер – 6.осуждения они со всех тюрем Дагестана свозились в тюрьму № 1 до получения нарядов и отправки их в исправительно-трудовые колонии.
Таковы в общих чертах этапы становления исправительно-трудовых учреждений Дагестана в 20-30-е годы XX столетия. Итак, организационная структура и материальная база мест лишения свободы в Российской Федерации, а после в СССР, складывались во многом схоже с системой, сложившейся в прежней России, хотя развитие пенитенциарной системы пошло в ином направлении. Сразу же обозначился процесс постепенной трансформации пенитенциарной политики в политику исправительно-трудовую, основная идея которой заключалась в перевоспитании осужденного путем использования общественно-полезного труда как основного средства исправления. Эта система должна была реализовать два основных принципа новой тюремной политики: самоокупаемость и полное перевоспитание заключенных.
В последующем система мест лишения свободы рассматривалась руководством СССР как структура для изоляции профессиональных уголовных преступников, как воспитательное учреждение для остальных нарушителей закона и как подсистема аппарата подавления политических противников. Автономные республики имели собственные управления местами заключения, подчиненные местным наркоматам внутренних дел. Постоянно меняющаяся экономическая ситуация в стране была объективной основой серии реформ в системе мест заключения. В 30-х годах начался стремительный рост советской лагерной системы. Преобладающими в системе исправительно-трудовых учреждений стали крупные исправительно-трудовые лагеря. Остальные места заключения были сокращены до минимума, сохранив за собой в основном только функции изоляторов для лиц, находящихся под следствием, и пересыльных пунктов. Для содержания лишенных свободы на срок от года до трех лет организовывались сельскохозяйственные и промышленные колонии. Общая площадь: одиночных камер – 8,28 м2; всех общих камер – 255,82 м2; всех камер тюрьмы – 265,10м2. Средняя площадь: одной одиночной камеры – 4,14 м2; одной общей камеры – 51,40 м2. Предельное количество коек могло быть установлено: во всех одиночных камерах – 2; во всех общих камерах – 144; во всех камерах тюрьмы – 146. В Хасавюртовской тюрьме № 5 при установленном лимите 150 заключенных камер было 8; одиночек – 1; общих камер – 7. Общая площадь: одиночных камер – 4,20 м2; всех общих камер – 359,81 м2; всех камер тюрьмы – 364,11 м2. Средняя площадь: одной одиночной камеры – 4,20 м2; одной общей камеры – 51,40. Предельное количество коек могло быть установлено: во всех одиночных камерах – 2; во всех общих камерах – 144; во всех камерах тюрьмы – 146.
Контингент тюрем находился в постоянном движении. Ежедневно прибывали и убывали заключенные. Например, в Махачкалинскую тюрьму № 1 в среднем каждый день прибывало 35 человек, а убывало 15; в Буйнакскую тюрьму № 2 прибывало 10-12 человек и столько же убывало; в Дербентскую тюрьму № 3 прибывало 12-15 человек и убывало 5-7 человек. Для координации всех этих перемещений в Дагестане имелся также пересыльный пункт.
Кроме тюрем, в Дагестане в это время функционировало четыре исправительно-трудовые сельскохозяйственные колонии: «Манас», «Тарки», «Шамхал» и «Такалай» (Буйнакский район), исправительно-трудовая колония Махачкалы, а также «Северная» и «Южная» группы рыбзаводов. В северную группу рыбзаводов входили зоны Сулак-Коса и остров Яичный, а в южную группу – Турали и Инчхе.Какой-то период в конце 30-х – начале 40-х в Дагестане существовала исправительно-трудовая колония для несовершеннолетних, но более конкретных сведений, кроме штатного расписания, установить не удалось. Первоначально малолетние правонарушители содержались в тюрьмах вместе со взрослыми. Затем после в Дагестане становление исправительно-трудовых учреждение происходило в полном соответствии с развитием таковых учреждений в РСФСР и в СССР, и, исходя из требований пенитенциарное политики Советского государства, становление их происходило I сложных условиях, вызванных тяжелым экономическим и политическим положением в стране и республике, постоянной нехваткой средств в самих исправительных учреждениях из-за отсутствия должного финансирования, острой нехваткой квалифицированных кадров. В этих условиях вновь образованные органы власти прилагали немалые усилия к опреодолению кризиса в системе исправительных учреждений Дагестана.
Дальнейшее развитие исправительно-трудовых учреждений Дагестана шло в соответствии со сложившейся в стране ситуацией.
4.9. Манифест императора Александра Ι «Об учреждении министерств»
8 сентября 1802 год
4.9.1. Министерство внутренних дел России учреждено императором Александром I. 8 сентября 1802 года он подписал Манифест «Об учреждении министерств», в нем сказано:
«Благоденствие народов, премудрым промыслом Скипетру нашему вверенных, есть священная и главнейшая цель, которую мы поставили себе, приняв бремя царствования над обширною империей Российскою... Воспламененные ревностным желанием изыскать и употребить все удобные способы к скорейшему и благопоспешнейшему достижению сего, столь драгоценного сердцу нашему предмета, устремили мы внимание свое на причины и обстоятельства, содействующия оному, и по строгом испытании и сравнении их между собою, твердо утвердились, что благоденствие народа незыблемо и нерушимо утверждено быть может тогда, когда Правительство будет иметь спасительные средства не только направлять всякое явное, пагубными средствами обнаруживаемые зло, но и в особенности искоренять самое начало оного, отвращать все причины, могущие подать повод к нарушению общего и частного спокойствия, открывать нужды народа, предупреждать их, и благоразумно, ревностно и деятельно способствовать соблюдению и утверждению необходимого во всем порядка...
Следуя сему правилу и внушения сердца нашего, следуя великому духу преобразования России Петра Первого..., мы заблагорассудили разделить государственные дела на разные части, сообразно естественной их связи между собою, и для благоуспешнейшего течения поручить оные ведению избранных нами Министров, поставив им главные правила, коим они имеют руководствоваться в исполнении всего того, чего будет требовать от них должность, и чего мы ожидаем от их верности, деятельности и усердия к благу общему».
Современники по разному оценили нововведения Александра I о создании министерств. Его сподвижник и поверенный многих душевных тайн князь Адам Чарто-рижский, сыгравший заметную роль в российской политике, писал: «...Россия должна быть благодарна императору Александру...за желание ввести больше порядка и системы в правительственный механизм государства. Реформа имела целью учредить, по примеру большей части европейских государств, отдельные министерства, точно определять область работы каждого из министерств, сосредоточить в каждом министерстве все подлежащие ему дела, сконцентрировать, таким образом, их деятельность и этим увеличить ответственность главных государственных чиновников. Кроме того, помимо разных других последствий, которых ждали от этой реформы, надеялись, что она послужит также и действительным средством против злоупотреблений, взяточничества и бесчисленных хищений, составляющих страшную язву России, и против которых все принимавшиеся до сих пор меры были бессильны».