Актом огромного исторического значения стало объявление автономии Дагестана 13 ноября 1920 года. Законодательно автономия Дагестана была оформлена решением Президиума ВЦИК от 20 января 1921 года. Таким образом, в этот день ВЦИК как высший орган государственной власти РСФСР в законодательном порядке закрепил предоставленные народам Дагестана автономные права. Декрет ВЦИК об образовании автономии Дагестана установил основы государственного устройства Республики. В нем указывалось, что Дагестанская АССР образуется как часть РСФСР в составе 10 округов и территории каспийского побережья Дагестана. Декрет предусматривал организацию в республике Центрального Исполнительного Комитета, Совнаркома и местных Советов. Для управления делами республики учреждались 11 народных комиссариатов. Были определены порядок взаимоотношений федеральных и местных органов, а также права местных органов власти и управления. Высшим органом государственной власти являлся Революционный Комитет Дагестана, созданный 11 апреля 1920 года и возглавленный в то время Коркмасовым Д. Совет обороны Северного Кавказа и Дагестана, Ревкомы городов, а затем Революционный Комитет Дагестана и Ревкомы округов, являясь чрезвычайными органами Советской власти, практически с первых дней своего существования приступили к строительству нового государственного аппарата, в том числе органов общественного порядка и в частности милиции. Так, на основании приказа командно-экспедиционного корпуса XI Красной армии от 30 марта 1920 года в г. Порт-Петровске была упразднена городская управа и организован Революционный комитет. 31 марта 1920 года при Порт-Петровском Революционном комитете образуются 9 отделов, в том числе внутренний под руководством Г. Далгата, которому предлагалось немедленно организовать народную милицию. Указанная директива Ревкома была выполнена, как и предписывалось, немедленно. Фактически уже с 1 апреля 1920 года Порт- Петровская милиция, под руководством своего начальника Ш.И, Таркинского приступила к своим обязанностям по охране общественного порядка в городе. Улицы и общественные места города с целью обеспечения правопорядка взяли под контроль красные милиционеры. В соответствии с решениями органов Советской власти милиция Дагестана в этот период в основном формировалась из числа красных партизан, красноармейцев, рабочих и крестьян. Так, решением Ревкома г.Порт-Петровска от 31 марта 1920 года предлагалось сформировать милицию «из числа слабосильных красноармейцев и из рабочих». Особое внимание уделялось комплектации руководящего состава дагестанской милиции и ответственных сотрудников уголовного розыска. Согласно указанию уполномоченного Главмилиции НКВД на Северном Кавказе от 9 мая 1920 года наиболее ответственные работники должны были представлять подробные сведения о себе. Характер этих сведений был определен в специально разработанной анкете, состоящей из 28 пунктов. В числе другая вопросов в анкете содержались такие: «Его членство партии сочувствие партии коммунистов», «Чем занимался во время войны с 1 января по 1 августа 1914 года и во время воины с августа 1914 до 27 февраля 1917 года», «Верит ли он (т.е. кандидат) во всемирную революцию». Назначение кандидатов производилось только после тщательного изучения этих сведении. В соответствии с приказом Дагревкома № 43 от 3 августа 1920 года местным ревкомам предлагалось «уделить милиции – «большое внимание, с этой целью рекомендовать на посты начальников милиции надежных коммунистов». В апреле 1920 года по рекомендациям руководителей Совета обороны Северного Кавказа военкомом и одновременно первым начальником рабоче-крестьянской милиции Дагестана назначается 21 летний уроженец с. Ерси Южного Дагестана, сын сельского письмоводителя Керим Гусейнович Мамедбеков, 17 летним юношей он встал на революционный путь. Он был руководителем революционной молодежи в г. Дербенте, затем с оружием в руках защищал Советскую власть в Дагестане, принимал активное участие в обороне Астрахани и Царицына от белоказачих войск в качестве военного комиссара кавказской бригады. Заведовал горским отделом Кавбюро ЦК на Северном Кавказе. После окончательной победы Советской власти в Дагестане более десяти лет руководил органами милиции, ЧК и ОГПУ республики. В последние годы жизни он был главой правительства Дагестана – Председателем Совета Народных Комиссаров республики. После установления Советской власти в г. Порт-Петровске начальником городского, а затем областного управления милиции был назначен уроженец с. Тарки, бывший рабочий Ш.И Таркинский. В 1903г. в 19 летнем возрасте он поступил в подпольную революционную организацию в г. Порт-Петровске. 4 мая 1920 года решением Ревкома Дагестана заведующим отделом внутреннего управления назначается Н. Самурский, а его заместителем М. Кундухов, В введение указанного отдела с назначением Н.Самурского был передан отдел путей сообщения, почты и телеграфа на правах подотдела. Этим же решением Ревкома был утвержден штат строевой милиции в округах: Даргинском – 100 конных всадников, Андийском – 150 конных и 320 пеших, Хасавюртовском – 150 конных и 50 пеших, Кюринском – 120 конных и 30 пеших, Кайтаго-Табасаранском – 125 конных и 25 пеших, Аварском – 150 конных. Начальный период организации милиции в городах и округах республики характеризовался разным подходом на местах к этому вопросу. Связано это было с отсутствием у начальников Милиций четких инструктивных документов. Работа милиции в этот период носила партизанский характер. Аналогичное положение складывалась во многих регионах Северного Кавказа, где была окончательно установлена Советская власть. С учетом сложившегося положения Главмилицией РСФСР были предприняты меры по оказанию помощи в строительстве на Северном Кавказе Советских органов власти, в том числе и милиции. В апреле 1920 года на Северный Кавказ был командирован уполномоченный Главмилиции НКВД на Северном Кавказе П.Я. Салин, усилиями которого в республиках Северного Кавказа, в том числе и в Дагестане, милиция стала приобретать стройную структуру, строилась по типу губернских, уездных, волостных милиций РСФСР с учетом местных условий жизни. В соответствии с приказом Севкавревкома №37 от 5 мая 1920г. и телеграммы уполномоченного Главмилиции НКВД на Северном Кавказе № 87 от 6 мая 1920 года «Для охраны революционного порядка от всевозможных преступлений», 13 мая 1920 года приказом Дагревкома был учрежден высший орган по милиции – Областное управление милиции в г. Темир-Хан-Шуре. Начальником милиции временно назначается Магомед Айша, которому было предложено немедленно приступить к организации милиции в Дагестане. Этим же приказом был определена подчиненность участковых милиций окружным, а последних начальнику Областного управления милиции, который в свою очередь находился в подчинении центральных органов главмилиции на Северном Кавказе и РСФСР. 15 мая 1920 года на состоявшемся экстренном заседании Дагревкома подчеркивалось, что создание милиции является одной из ближайших задач окружных, городских и участковых ревкомов Дагестана. Решено было на содержание рабоче-крестьянской милиции отпустить 15 миллионов рублей. Главными задачами для милиции в тот период являлись охрана революционного порядка, исполнение всех приказов и распоряжений Советской власти, наблюдение за санитарным состоянием улиц, зданий и сооружений, охрана путей сообщений, борьба с уголовными преступлениями. В начале июня 1920 года в целях инспектирования и оказания практической помощи в организации милиции в Дагестан прибыл уполномоченный НКВД на Северном Кавказе П.Я. Салин. В ходе проверки Порт-Петровской милиции наряду с отмеченными недостатками П.Я. Салин выразил общее удовлетворение организацией работы городской милиции, возглавляемой в то время ее начальником Ш.И. Таркинским. Данное обстоятельство, видимо, явилось основанием для его выдвижения. 16 июня 1920 года приказом по Отделу внутреннего управления Дагревкома Ш.И. Таркинский назначается начальником областных органов предварительного следствия. Непродолжительное время также просуществовал отдел железнодорожной милиции, в функции которого входили, организация работы линейных железнодорожных милиций по выполнению гражданами железнодорожных правил, декретов, распоряжений центральной и местной власти, борьба с преступностью, соблюдению санитарных правил на вокзалах и прилегающих путях и т.д. Однако к концу 20 годов особое значение приобрела борьба с бандитизмом, в связи, с чем во исполнение постановления Совета труда и обороны от 1 сентября 1920г. НКВД в ноябре 1920 года перевел железнодорожную и водную милицию в полное распоряжение командующего войсками внутренней службы РСФСР. В этой связи следует отметить, что процесс организации отдела водной милиции в Дагестане относился к более позднему периоду становления Дагестанской милиции и поэтому проходил под руководством командующего войсками внутренней службы РСФСР. В январе 1921 года приказом командующего войск внутренней службы РСФСР была образована Махачкалинская районная водная милиция, которая вошла в состав милиции Каспийской водной области, объединяющей части водных милиций на территории пяти прикаспийских социалистических республик. Основными задачами водной милиции являлись: поддержание порядка и охран безопасности граждан на водных путях сообщений, охрана водных сооружений, складов, бунтов, ссыпок, грузов, а также судов, борьба со спекуляцией и деяниями уголовного характера и т.д. Махачкалинская районная водная милиция в этот период состояла из строевого и хозяйственного отделений, политсекретариата, уголовного розыска и резерва милиционеров. Штатная численность милиции составляла 51 единица. Первым начальником Махачкалинской водной милиции был назначен Ф.Е.Новиков. Он же был и ее последним начальником, так как вскоре, а именно 7 января 1922 года в исполнения постановления ВЦРЖ и СТО республики от 9.12.1921 года водная милиция РСФСР была ликвидирована, а ее функции и личный состав были распределены между Мортрансом и ТЧК. Особое место в Управлении милиции занимал инспекторский отдел, которым руководил в то время Юсуп Аскаров. На указанный отдел, были возложены, исключительно ответственные задачи: осуществление контроля за выполнением органами милиции и их сотрудниками и всеми служащими своих прямых обязанностей, производство ревизий органов милиции в отношении административного, военного и технического состояния, оказание содействия органам милиции в их организации, укреплении правосознания и дисциплины в рядах сотрудников милиции и
т.д. О плодотворности работы инспекторского отдела в этот период и исключительной добросовестности его начальника Ю.Аскарова свидетельствует, приказ помощника уполномоченного НКВД Ревсовтрудармии Юго-Востока России за № 6 от 15 января 1921 года: «В последние месяцы Управлением милиции Дагестана предоставлено много чертежей и схем конструкций Управления областной и окружной милиций, расположение округов и районов, схемы подразделений милиции и т.д. Весь этот материал свидетельствует о добросовестном отношении к делу со стороны инспекторского отдела указанной милиции. Видна инициатива и деятельность инспекторского отдела дагестанской милиции, ставлю в пример всем областным управлениям милиции Юго-Востока России, а начальнику его за умелую постановку дела от лица Рабоче-крестьянской власти объявляю товарищескую благодарность». Параллельно с созданием Областного управления милиции велась работа и по строительству 10 окружных и 3 городских управлений милиции. Рабочий аппарат каждого управления состоял из 5 отделов: секретариата, инспекторского, следственного розыска, снабжения, политико-просветительного. Кроме того, в каждом окружном и городском управлении создавались участковые (районные) управления милиции при Учревкомах. К ноябрю 1920 года в городах и округах Дагестана было создано 57 участковых милиций. Согласно указанию уполномоченного Главмилиции НКВД на Северном Кавказе от 6 мая 1920 года были отменены все ранее созданные штаты и утверждались новые по следующему принципу: в городе 1 милиционер на 400 жителей, в округе 1 милиционер на 3 тыс. жителей, на участке 1 милиционер на 1 тыс. жителей. Устанавливались также штаты аппаратов окружных управлений в составе начальника управления, троих его помощников, начальника районного управления и двух его помощников, начальника уголовного розыскного стола (при окружных управлениях), двоих его помощников и агентов, количество которых должно было равняться 10 % совершенных в регионе преступлений. Штаты областного и городского отдела уголовного розыска состояли из его начальника, грех, пяти его помощников, секретаря и фотографа. Однако вскоре, а именно в июне 1920 года, в соответствии с указаниями, исходящими из центра, происходит перераспределение штатов милиции. В городах устанавливается следующий штат:
|
|
|
|
|
|
|
|
§ Порг-Петровск – 100 чел., в том числе конных 20, пеших 80;
§ Темир-Хан-Шура, – 65чел., в том числе конных 15,пеших 50;
§ Дербент – 100 чел., в том числе конных 20, пеших 80.
В округах:
§ Аварский -89, в том числе: конных 77, пеших 12; Андийский – 158, в том числе конных 138, пеших – 20;
§ Даргинский – 132, в том числе, конных 102, пеших 30;
§ Гунибский – 261, в том числе конных 235, пеших 26;
§ Казикумухский -112, в том числе конных 95, пеших 17;
§ Кайтаго-Табасаранский -- 250, в том числе конных 222,пеших 28;
§ Кюринский – 275, в том числе конных 245, пеших30;
§ Самурский – 124, в том числе конных 100, пеших 24;
§ Темир-Хан-Шуринский – 302, в том числе конных 272,пеших 30;
При начальнике Управления милиции – 24 конных милиционеров. Эти штаты 23 июня 1920 года были утверждены в Дагревкоме. Следует отметить, что с обострением общественно-политической и криминогенной обстановки в окружных, городских и участковых милициях штаты строевой милиции менялись в сторону увеличения. Так, в августе 1920 года в связи с осложнением криминогенной обстановки штат Порт-Петровской городской милиции, состоящий из 80 пеших милиционеров, был увеличен до 130. Аналогичное увеличение штатов, в связи, с осложнением криминогенной обстановки и активизацией антисоветских сил, под руководством Гоцинского и Алиханова было произведено и в других городах и округах Дагестана. 11 сентября 1920 года согласно приказу уполномоченного Главмилиции НКВД на Северном Кавказе начальником Областного управления милиции назначается П. Светличкин. Бывший начальник управления Ш. Таркинский согласно этому же приказу вновь вступает в исполнение обязанностей начальника Порт-Петровской милиции. 26 сентября 1920г. согласно приказу П.Светличкина Управление милиции Темир-Хан-Шуринского округа и Управление милиции г. Темир- Хан-Шуры объединяются в одно окружное. Начальником объединенного Темир-Хан-Шуринского Окружного управления назначается Кара Караев, которому предлагается в ускоренном порядке организовать работу Окружного управления по вновь утвержденным штатам, в том числе по 5 районам (участкам) округа: Темир-Хан-Шуринского, Дженгутаевского, Карабудахкентского, Чир-Юртовского, городского Темир-Хан-Шуринского в количестве 329 милиционеров (без учета штата управления и уголовного розыска). Таркинский участок согласно этому же приказу перешел в подчинение Порт-Петровской городской милиции. К ноябрю 1920 года общая штатная численность милиции значительно возросла, однако не все округа, особенно горные, были укомплектованы по нормам.
По данным на 2 ноября 1920 года, на 1623654 жителей Дагестана фактическая численность милиции составила 2472 чел, из них комсостава – 122, милиционеров – 2265, сотрудников уголовного розыска – 85. Приводимые ниже данные показывают численность и структуру органов милиции по округам республики.
№№ п/п | Наименование городских и окружных управлений милиции | Кол-во ком. состава | Количество милиционеров | Кол-во сотр. У/Р |
Областное управление | ||||
Порт-Петровское | ||||
Дербентское | ||||
Темир-Хан- | ||||
Хасавюртовское | И | |||
Самурское | ||||
Кюринское | ||||
Кайтаго- | ||||
Кази-Кумухское |
С принятием Конституции и образованием высших органов власти Дагестана (Вседагестанский съезд Советов, ЦИК и СНК) в конце 1921 года перед республикой встали серьезные вопросы политического, социально-экономического и культурного характера, требующие своего разрешения. Основное место среди них занимали вопросы восстановления разоренного народного хозяйства, изыскания средств на его восстановление, совершенствование рычагов и механизмов действий органов власти и управления с целью укрепления исторически-сложившейся Советской власти и придачи ей новых импульсов развития. Первоначально созданные Наркоматы внутренних дел, юстиции, просвещения, здравоохранения, социального обеспечения, земледелия, продовольствия, финансов, труда, рабоче-крестьянской инспекции, Совет народного хозяйства, Дагестанский краевой военный комиссариат действовав на основе Конституции и Положений о них, утверждаемых ЦИКом ДАССР, и ведали важными отраслями управления, Особое положение среди них занимал НКВД ДАССР с находившимся в его ведении Управлением милиции, обеспечивающим законность и правопорядок в республике. В рассматриваемый период в республике имело место распространение как политического, так уголовного бандитизма, о чем красноречиво свидетельствовали поступающие в январе-марте 1922 года в ЦИК ДАССР оперативные сводки о развивающемся бандитизме в Аварском, Гунибском, Андийском районах. До октябрьской революция Дагестан в культурном отношении (как и в экономическом) был одной из отсталых окраин царской России. Накануне установления Советской власти (1920г.) 90 % населения не умели ни писать, ни читать. В 1914 году здесь насчитывалось 89 школ, в которых обучалось 6951 учеников, или 4 процента от общего числа лиц школьного возраста. Детям трудящихся общеобразовательные школы как правило, не были доступны, они могли обучаться только в мечетских школах, где их обучение велось с религиозным уклоном на арабском языке. Таких школ в 1913 году было более 7501. Поэтому первоначально основным средством ведения письма и делопроизводства в дагестанских округах был тогда арабский алфавит. Составление служебных документов на арабском языке затрудняло делопроизводство, так как часто требовался их перевод на русский язык. В этом деле переводчикам принадлежала исключительно важная роль, однако в них также испытывался большой дефицит. Острая нехватка грамотных людей в Дагестане серьезно сказывалась на формировании органов государственных аппаратов республики, в том числе и милиции. Особо это сказывалось на подборе кадров канцелярских работников, сотрудников уголовного розыска и политотдела, где требовались особые навыки и умения. На заседании Дагревкома 17 августа 1920 года отмечалось, что «организация милиции налаживается туго, нет опытных делопроизводителей, из-за отсутствия знающих дело работников не организован уголовно-розыскной стол, политотдел, нет машинисток». Серьезным препятствием в подборе милицейских кадров являлось ненадлежащее материальное обеспечение милиционеров. Обмундирование в этот период милиционерам практически не выдавалось. Не были учтены властями при установлении должностных окладов милиционеров специфические условия их службы, степень риска и опасности, которым они себя подвергали. Денежное, содержание милиционеров в соответствии с решением Ревкома Дагестана от 4 мая 1920 года устанавливалось от 5000 до 7500 рублей в месяц. Ставки милиционеров по максимуму не превышали ставки остальных служащих, а по минимуму были даже ниже. Милиционеры зачастую не имели одежды, чтобы выйти на службу, голодали их семьи. В своем докладе от 21 июня 1920 года, адресованном в Дагревком, начальник окружной Темир-Хан-Шуринской милиции Кара Караев сообщал, что «по внешнему виду милиционеры представляют, из себя, какой-то сброд, оборванны и обношены до безобразия. Такое мизерное содержание, какое получают они, не хватает даже на прокорм семейств». Материальные лишения и другие трудности в службе привели в тот период к большой текучести кадров. Начальники милиций не успевали комплектовать вакантные должности, особенно сотрудников уголовного розыска. Часто менялись и руководители. разъясняли их права и обязанности, обучали их, как составлять протоколы и т.д. 25 января 1922г. Постановлением ЦИК и СНК ДАССР в связи с неэффективностью работы сокращаются уголовно розыскные подотделы при Кайтаго-Табасаранском, Кюринском, Самурском и Андийском окружных управлениях милиций.
Вместо упраздненных уголовно-розыскных подотделов в восьми округах были организованы уголовно-розыскные столы с непосредственной подчиненностью начальникам окружных управлений милиции. Уголовно-розыскные подотделы, при Махачкалинской, Хасавюртовской, Буйнакской, Дербентской окружных милициях оставались на прежнем положении.
С целью поднятия заинтересованности сотрудников милиции в борьбе с преступностью и поднятия качества их работе постановлением СНК Дагестана 18 марта 1922 года в порядке временной меры была разрешена выдача премий сотрудникам уголовного розыска и милиции за каждое раскрытое преступление в виде процентных отчислений от суммы найденного похищенного имущества по рыночной его стоимости:
§ в размере 10 % с трудового населения, с государственных и общественных организаций;
§ в размере 20 % с нетрудового населения и частных торговых ларьков и др.
Одна половина этих отчислений шла на выдачу премий и улучшения материального положения сотрудников, а вторая шла в фонд Уголовного розыска на совершенствование способов борьбы с уголовной преступностью. В июле 1922 года сессия Дагестанского ЦИКа рассмотрен вопрос укрепление местного и центрального аппарата, установления более тесной связи центрального аппарата с окружными и местными исполкомами, урегулирования отношений между наркоматами и исполкомами. На сессии были приняты решения, направленные на совершенствование организационных структур органов власти и управления в связи с эти, а также в связи с усилением борьбы с уголовной преступностью в июле 1922 года на основании постановления НКВД ДАССР за № 9 в структуре Управления милиции вновь происходят изменения. Уголовный розыск, как в центре, так и на местах выделяется из ведения Управления милиции и вводится в непосредственное подчинение центре члену коллегии НКВД по Центрурозыску, а в округах заведующему Отдела управления. Согласно приказу НКВД ДАССР по милиции № 17 от 7 июля 1922 года начальником Управления милиции и начальником Центрарозыска ДАССР по совместительству назначается член коллегии НКВД Сергунин И.Ф., его заместителем по Управлению милиции Мамаев М.Ю., а по Центророзыску Потанин И. Этим же приказом в связи с передислокацией Управления милиции из г. Буйнакска в г. Махачкалу было упразднено Управление окружной Махачкалинской милиции, а ее функции возложены непосредственно на Управление милиции ДАССР с введением должности второго помощника начальника Управления по милиции г. Махачкалы. 24 января 1923 года был издан приказ Главного управления милиции с кратким описанием форменной одежды для милиции РСФСР. В приказе говорилось, что в новую форму одежды не позже января 1924 года должны быть одет весь комсостав и милиционеры. После этого срока ношение одежды какой-либо иной формы воспрещалось. С учетом местных условий, а именно арабского алфавита, милицией Дагестана в январе 1923 года была разработана форма одежды для сотрудников милиции, которая была утверждена Совнаркомом и ЦИКом ДАССР 5 марта 1923 года.
В обмундирование Дагестанской милиции входило:
§ пальто (бекеш) двубортное с 5 металлическими пуговицами маренного или черного цвета, с воротником крапового цвета;
§ френч, с шароварами черного цвета для пеших и синий для конных милиционеров;
§ головной убор из сукна красного цвета и т.д.
Несмотря на большие трудности в материальном отношении, руководство милиции систематически принимало меры к обеспечению сотрудников обмундированием. Однако только к 1926 году милицию удалось обеспечить сносной формой одежды единого образца.
Анализируя работу дагестанской милиции, приведем пример о состоянии преступности в цифрах:
Раскрыто | % | ||
Всего | 85,7 | ||
Кражи | 83,2 | ||
Кража со взломом | 91,4 | ||
Кража скота | |||
Спекуляция | 68,5 | ||
Убийства | 72,3 | ||
Растрата казенного имущества | 82,6 | ||
Самоуправство | |||
Винокурение | 92,8 | ||
Карманная кража | 54,0 | ||
Ранения | |||
Подделка документов | 66,6 | ||
Отравления | |||
Сокрытие преступлений | |||
Мародерство | - | - | |
Изнасилование | - | - | |
Вооруженное ограбление | 84,9 | ||
Вымогательство | |||
Другие преступления | |||
Итого: | 82,7 |
Анализ статистических данных, в частности процент раскрываемости преступлений в Дагестане (82,7 %) в этот период, указывает на успешную работу дагестанской милиции в борьбе с уголовной преступностью. Достаточно сказать, что уровень раскрываемости в целом по России за 1920 год составлял 62 %, и считался в тот период также неплохим результатом.
Нередко на местах из-за недопонимания своих функций возникали конфликтные ситуации между представителями различных органов власти и управления. Особенно часто они возникали между сотрудниками милиции и отделов управления исполкомов по вопросам подбора и расстановки кадров окружных милиций, подчиненности милиций отделам управлений, снабжения и материально-техническому обеспечению личного состава милицейского аппарата.
Все это мешало наладить работу государственного аппарата. Перед центральными органами республики встала сложная задача – организовать нормальную деятельность местных органов власти и управления, в том числе и милиции.
В этой связи в начале 1922 года в г. Буйнакске состоялся I съезд заведующих отделами управлений, начальников милиции, заведующих коммунхозов окружных и районных исполкомов ДАССР. На съезде были рассмотрены вопросы налаживания взаимодействия органов милиции с другими органами государственного управления, о создании коллегий при отдельных управлениях, об идейном руководстве начальников отделов управления милицией, укреплении материально-технической фазы и кадрового аппарата милицейского аппарата и т.д.
По докладу начальника милиции ДАССР съезд принял решение утвердить «Положение о милиции». Исполкомам и отделам управления предписывалось включить начальников милиций в состав коллегий отделов управления, установить тесную связь с милицией и путем оказания ей всесторонней помощи, без вмешательства в ее работу поднять службу правопорядка на должную высоту Съезд вошел с ходатайством перед Дагкомом РКП(б) об укреплении милиции членами партии способными занять посты военкомов, политкомов, политинструкторов и других работников, а также признал необходимостью введение институтa сельской вербовочной добавочной милиции, где особенно развивался бандитизм. В связи с недостаточной обеспеченностью милиции материально-техническим снабжением съезд ходатайствовал перед ЦИК о выдаче кожматериалов и сукна для обмундирования милиционеров, а также о раздаче в милицию излишков оружия и снабжения из фондов военкомата. Съезд предложил всем окрисполкомам «отвести для милиции посевные участки и через соответствующие органы принять решительные меры по посеву и обработке таковых. На съезде также обсуждались вопросы об увеличении жалования сотрудникам милиции, выдаче компенсации за падеж лошадей, организации общежитий, установления временного фонда уголовного розыска за счет НКВД, введении бесплатной гужповинности для сотрудников милиции. Пути перестройки деятельности милиции были рассмотрены с участием дагестанских представителей и на Всероссийском съезде работников милиции, проходившем в Москве с 2 по 8 марта 1922 года. Съезд подвел итоги четырехлетней деятельности милиции, обобщил накопленный опыт охраны порядка и борьбы с преступностью, наметил конкретные меры по дальнейшему совершенствованию милицейской службы. На съезде также отмечалась необходимость централизовать Управление милиции, разработать и утвердить положение о милиции, издать устав милицейской службы, ввести в действие правила прохождения этой службы и учета личного состава. На съезде выступил Председатель ВЦИК М.И Калинин, который призвал работников милиции строго вести неукоснительную борьбу с преступностью о рабоче-крестьянской милиции, утвержденным ВЦИК 10 июня 1920 года. 24 февраля 1921 года Областное управление рабоче-крестьянской милиции Дагестана переименовывается в Главное управление милиции ДАССР, однако ввиду отсутствия руководящих директив по организации Главмилиции и до их получения из центра за исключением дополнительно организованных секретно-оперативного отдела и комендатуры – Управление остается на прежнем положении. 19 января 1921 года приказом помощника уполномоченного НКВД Ревсовтрудами Юго-Востока России за № 7 было объявлено о реорганизации милиции Юго-востока по типу Красной Армии. 10 февраля была спущена дополнительная инструкция, согласно которой милиция Дагестана наряду с выполнением своих прямых обязанностей по охране общественного порядка в силу военной и политической обстановки на Юге-Востоке России должна была находиться в постоянной боевой готовности, чтобы в любой момент в случае необходимости могла пресечь попытки к нарушению порядка и спокойствия в областях. Суть реорганизации заключалась в том, что милиция территориально разбивалась на отдельные бригады, дивизионы, батальоны, роты, взвода, отделения. Это позволяло мобильно использовать милицию и поддерживать на высоком уровне воинскую дисциплину. Во исполнение указаний из центра окружные (городские) управления Милиции были переименованы в штабы окружных милиций на правах штабов отдельных дивизионов, батальонов. Если окружная милиция находилась в городе, то во главе окружной милиции стоял начальник, на которого возлагалось руководство милицией округа. На штабы окружных (городских) милиций было возложены обязанности: организация штабов раймилиции, руководство деятельностью милиции в пределах округа, издание приказов и распоряжений по службе и др. Создание промысловых отделений милиций фактически являлось прототипом организации ведомственной милиции. 23 сентября 1923 года в г. Москве на состоявшемся совещании представителей НКВД Реввоенсовета республики, ОГПУ, ВСНИХ, НКПС опыт организации фабрично-заводской, горной, промысловой милиций был одобрен и послужил основанием для внесения в Совнарком РСФСР законопроекта о ведомственной милиции, который был утвержден 6 февраля 1924 года. Во исполнение указанного закона в целях объединения в одно ведомство всех вооруженных лиц, охраняющих какое-либо имущество, и организации более эффективной охраны Нарком внутренних дел ДАССР в 1925 году организовал отделение ведомственной милиции в пяти районах: Махачкалинском, Буйнакском, Дербентском, Кизлярском, Хасавюртовском, а 9 июля 1926 года на основании постановления СНК ДАССР отделения ведомственной милиции были уже организованы во всех районах ДАССР, за исключением Ачикулакского, где отделение находилось еще в стадии организации. Основным назначением ведомственной милиции являлись охрана государственных учреждений и предприятий, обеспечениение порядка и спокойствия на одство дознаний. Отделения ведомственной милиции организовывалось на договорных началах с администрациями учреждений и предприятий и содержались на их средства.
С образованием СССР охрана общественного порядка осталось в ведении союзных республик (их наркоматах по внутренним делам). Однако последовавшая вскоре перестройка всего советского государственного аппарата вызвала структурные изменения и в органах милиции. В августе 1923 года в составе НКВД РСФСР было создано Центральное административное управление, осуществляющее руководство милицией, уголовным розыском, записью актов гражданского состояния. ЦАУ состояло из четырех отделов: административного, милиции, уголовного розыска и секретариата. Начальник этого управления являлся одновременно начальником милиции республики. Создание ЦАУ объяснялось необходимостью уменьшения расходов, сокращения штатов, дальнейшего совершенствования структуры и методов работы органов управления в области охраны общественного порядка. Произведенная реорганизация позволила более чем наполовину сократить штаты аппаратов этих Органов и на 30 % уменьшить расходы по его содержанию. Согласно положению о НКВД ДАССР от 23.12.1923 г. в Уставе НКВД образуется в числе других управлений административное управление с отделениями: административным, милиции и уголовного розыска. Начальник должен был составлять установленные сводки о состоянии:
§ борьба с уголовными преступлениями;
§ регистрация преступников;
§ производство предварительных дознаний;
§ составление установленных сводок о борьбе с преступлениями и оперативной сводки происшествия.
Начальники окружных управлений милиции во всех отношениях подчинялись президиумам окрисполкомов, являясь одновременно подчиненными НКВД (по Управлению милиции). Однако Президиумы окрисполкомов были вправе осуществлять только общее руководство работой Управления милиции, не вмешиваясь в ее внутренний распорядок. Президиумы не имели прав в кадровых расстановках и увольнении сотрудников, не могли привлекать личный состав милиции для выполнения каких-либо общественных мероприятий без согласия начальника милиции и т.д.
В подчинении начальников окружных милиций находились весь личный состав окружных и участковых милиций, Финансирование всего аппарата милиции по округам производилось за счет средств местного бюджета по смете НКВД.
В результате произведенной реорганизации милиции Дагестана штаты ее сотрудников были вновь значительно сокращены. В анализе деятельности Дагестанской милиции за 1923 год ее начальник констатировал, что «Милиция республики в течение 3-х лет своего существования шла по пути сокращения своих аппаратов, доведя штат своей численности с 9000 до 600 человек». Выходящие за пределы разумного сокращения в милицейском аппарате, в условиях разгула бандитизма и других видов преступности приводили к негативным последствиям, поэтому штаты милиции, несмотря на скудность бюджета, были вновь увеличены. В начале 1922 года в связи с празднованием пятилетия Советской милиции перед НКВД и Главным управлением милиции встала задача об установлении форменной одежды работников милиции. К январю 1925 года штаты дагестанской милиции было 761 единицы, в том числе: старшего комсостава – 4, среднего – 33, младшего – 80, милиционеров – 507, административно-хозяйственного – 49, агентов – 48 и прочих служащих – 40. В декабре 1923 года начальником Административного управления НКВД ДАССР (он же начальник милиции республики) назначается бывший командир Дагестанского полка, уроженец села Чох Гунибского округа Абдул-Бутай Нахибашев. Его усилиями в этот период было произведено ряд перемещений командного, административного и хозяйственного состава в округах республики, что дало свои положительные результаты. В связи с этим приказом начальника милиции за № 53 от 9. VII. 1922 года в одежде работников милиции были установлены отличительные знаки, которые помещались на левом рукаве верхней одежды (шинели, гимнастерки).
Общий отличительный знак милиции устанавливался в виде щита красного цвета с каймой по краям, серпом и молотом середине желтого цвета и надписью ДАССР белого цвета. Таким образом, проанализировав пройденные этапы образования и становления дагестанской милиции, можно сделать вывод, что к концу 1921 года она окончательно сформировалась как специальный аппарат охраны порядка, установленной Советской властью, и борьбы с преступностью. Конец 1921 года ознаменовывается новым этапом Советского строительства в Дагестане. Осуществляется переход т чрезвычайных органов власти – ревкомов – к выборным органам власти – к Советам. Осенью 1921 года в Дагестане прошли выборы во все городские и сельские Советы, на участковые и окружные съезды. Огромная работа по переходу от Ревкомов к Советам завершилась проведением в начале декабря 1921 года в г. Буйнакске, Первого Вседагестанского учредительного съезда Советов. В центре работы съезда стояли проблемы хозяйственного строительства и проведения в жизнь новой экономической политики. Огромное значение имели обсуждение и принятие Конституции Дагестанской АССР, законодательно закрепившей исторические завоевания трудящихся горцев – национальное освобождение и самоуправление, слом старого государственного аппарата и утверждение нового советского аппарата, создание условий для расцвета экономики и культуры. В Конституции подчеркивалось, что в республике устанавливается «Диктатура пролетариата и беднейшего крестьянства в виде сильной Вседагестанской Советской власти в целях полного подавления Съезд принял первую Конституцию ДАССР. Председателем ЦИКа был избран Н. Самурский, председателем СНК назначен Д. Коркмасов. Съезд одобрил деятельность Дагревкома и констатировал что «несмотря на тяжелые условия, в которых она протекала, комитет вполне справился со своей задачей в гражданской войне и с честью вышел из нее победителем уничтожения эксплуатации человека человеком и построения социализма». Переход от Ревкомов к Советам фактически ознаменовал окончательную победу Советской власти в Дагестане. В резолюции съезда указывалось, что с переходом страны мирному строительству, рабоче-крестьянская Красная милиция будет надежной опорой народной власти в борьбе за установление правопорядка и соблюдения социалистической законности. Создание Советов в республике фактически явилось новым этапом в развитии дагестанской милиции.
В задачи отделения милиции административного управления, НКВД ДАССР входило:
§ разработка положений, уставов и инструкций по работе органов милиции;
§ разработка штатов и норм исчислений милиции и комплектации этих органов, людским и конским составом;
§ разработка материалов по специальной подготовке и службе личного состава милиции;
§ разработка норм снабжения милиции и т.д.
Предметом ведения отделения уголовного розыска являлись:
§ разработка положений, уставов и инструкций по уголовно-розыскному делу и производству дознаний органами уголовного розыска и милиции;
§ руководство деятельностью уголовно-розыскных учреждений республики, разработки штатов и учет личного состава этих учреждений;
§ разработка методов борьбы с уголовной преступностью;
§ регистрация и учет преступников по республике;
§ непосредственное производство розыска и дознаний по наиболее важным уголовным преступлениям, а также по должностным преступлениям служащих местных органов уголовного розыска. Соответствующие изменения были произведены во всех окружных исполкомах республики. Бывшие Отделы управления в окрисполкомах были реорганизованы в Окружные управления милиции. Во главе начальников Управлений милиции были почти повсеместно поставлены бывшие заведующие Отделами управлений, что позволило укрепить качественно кадровый аппарат милиции.
Согласно Положению «Об окружных милициях ДАССР» административно-строевая часть, общая часть (со столом ЗАГС), уголовно-розыскная часть, управление арестным домом. Для управления милиций Махачкалинского, Буйнакского, Дербентского районов и Кизлярского округа была установлена такая же структура, за исключением уголовно-розыскной части. Угрозыск вышеперечисленных районов и округа сохранил самостоятельность в работе и штаты, утвержденные до реорганизации. Начальники отделов угрозыска подчинялись начальникам милиций только в административном отношении, а в оперативном – только начальнику отделения Административного Управления НКВД ДАССР.
Задачами окружных управлений милиций являлись:
§ укрепление кадров милиции по округу и участку;
§ ведение точного учета милиционеров и порядка их использования для выполнения отдельных заданий;
§ выполнение распоряжений НКВД по милиции;
§ наблюдение за выполнением приказов и распоряжений местных и центральных органов власти;
§ наложение через президиум окрисполкомов на граждан административных взысканий за допущенные правонарушения;
§ выполнение заданий окрисполкомов и их президиумов об административном содействии при проведении различных общественных мероприятий;
§ наблюдение за порядком и спокойствием в округе;
§ учет снаряжения и материальных ресурсов милиции;
§ наблюдение, руководство и учет сельской охраны (через учисполком);
§ общее руководство административной работой по округу;
§ разработка постановлений административного характера;
§ составление установленной сводки о деятельности милиции;
§ выполнение различных заданий НКВД; регистрация актов гражданского состояния; укрепление и инструктирование аппаратов ЗАГС. В эти годы работа милиции подвергалась самым строгим инспекторским проверкам.
Только за май-июль 1922г. инспекторским проверкам подвергались Андийская, Аварская, Даргинская, Хасавюртовская, Кази-Кумухская, Дербентская, Буйнакская, Махачкалинская окружные милиции. По результатам инспекторских проверок в июне 1922 года за слабую организацию работы был снят с должности начальник Даргинской милиции Курбанов А., объявлен выговор и дан срок на устранение недостатков начальнику Андийской окружной милиции Д.С.Омарову. Было одобрено состояние работы в Кази – Кумухской и Аварской окружных милициях, а их начальникам Х.Шапиеву и М.Гитинову «За умелую и хорошую постановку дел» объявлены благодарности. В целях экономии государственных средств в соответствии с решением XI съезда РКП(б) «О финансовой политике» перед руководством страны встал вопрос о переводе милиции на местный бюджет. С учетом принятых решений центральных органов власти с 1 ноября 1922 года дагестанская милиция была переведена на местный бюджет, что ухудшило без того тяжелое ее материальное состояние, что негативно сказывалось на конечном результате работы милиции Дагестана. В связи с этим приказом НКВД по милиции за № 34 от 31 апреля 1922 года «в целях правильной постановки дела и поднятия продуктивности работы» при Главном управлении милиции на правах отдела была организована инспекторская часть. С образованием инспекторской части все окружные управления милиции систематически подвергались инспекторским проверкам, в ходе которых выявлялись недостатки и упущения в их деятельности, определялись. Тяжелое финансовое положение республики заставляло ДАССР выявлять как можно больше статей местного бюджета для экономии, как правило, такие сокращения финансирования первым долгом касалось милиции. В результате к 1 января 1923 года штат всей дагестанской милиции сократился до 902 человек. Следует отметить, что в течение 1923 года штаты милицейского аппарата республики пересматривались в сторону их уменьшения четырежды. В середине 1923 года был случай, когда в силу финансового кризиса правительством республики Главному управлению милиции было предложено сократить штат милиции до 338 чел. Однако выполнение этого предложения в условиях развивающего бандитизма было нереальным. Восстановление и развитие хозяйственной жизни страны вызвало потребность в организованной охране имущества, принадлежащего государству. На местах по инициативе губернских и областных исполкомов эта задача стала решаться путем формирования особых видов милиции – фабрично-заводской, горной, промысловой и др. В январе 1923 года в связи с потребностью охраны торгово-промышленных учреждений и предприятий республики на основании постановления СНК Дагестана при Управлении милиции было создано промысловое отделение, состоящее на хозрасчете со штатной численностью 35 человек. В течение 1923 года промысловым отделением были взяты на учет все сторожевые команды торгово-промышленных предприятий. Всего таких предприятий по республике было зарегистрировано 18 с 124 постами и охранниками в количестве 448 человек.
Промысловое отделение заключало договора на поставку охраны торгово-промышленным учреждениям и предприятиям, производило финансовые расчеты на содержание охраны, проводило проверки по несению службы караульными, которая регламентировалась Уставом рабоче-крестьянской армии. 10 октября 1920 года в г. Темир-Хан-Шуре состоялся первый съезд рабоче-крестьянской милиции Дагестана. 29 ноября 1920 года на съезде инструкторов и заведующих информотделов Ревкомов Дагестана с докладом о состоянии рабоче-крестьянской милиции Дагестана выступил ее начальник П.Светличкин. Он доложил, что в Дагестане образовано Областное управление милиции, состоящее из 5 отделов; общего, инспекторского, оперативно-административного, уголовно-розыскного и снабжения. В состав Управления также вошла и промышленная милиция. В докладе отмечались большие трудности в строительстве милиции, а именно в комплектовании ведущих отделов окружных управлений милиции ввиду отсутствия грамотных и опытных сотрудников, тяжелого положения с обмундированием, вооружением, продовольствием, необходимым для работы милиции.