Телефонограмма - официальное сообщение, переданное по телефону.
Этот вид информационно-справочного документа используется для передачи срочных распоряжений, извещений в пределах телефонной связи.
При передаче телефонограммы полагается придерживаться следующих установок:
передавать только краткую, срочную информацию;
проверять правильность записи обратной связью;
текст - не более 50 слов;
не использовать трудно выговариваемые и редкие слова;
записывать в специальный гроссбух факт передачи телефонограммы.
Формуляр телефонограммы состоит из реквизитов:
1) наименование министерства или ведомства;
2) название организации-отправителя;
3) наименование вида документа;
4) дата, номер;
5) место составления;
6) адресат;
7) заголовок;
8) текст;
9) подпись;
10) должность, фамилия передавшего телефонограмму, номер телефона, время передачи;
11) должность, фамилия принявшего телефонограмму, номер телефона, время приема
. 

ПИСЬМО
Письмо - обобщенное название различных по содержанию документов, служащих для связи и передачи информации между адресатами.
Функции письма, следующие: средство коммуникации; ретрансляции информации; уведомление о чем-либо.
Виды служебных писем:
1) письмо - просьба;
2) письмо - предложение;
3) письмо - претензия;
4) письмо - запрос;
5) письмо - извещение;
6) информационное письмо;
7) письмо - отказ;
8) письмо - напоминание;
9) сопроводительное письмо и т.д.
Формуляр письма состоит из реквизитов:
1) наименование министерства или ведомства;
2) название организации;
3) наименование структурного подразделения (если есть);
4) адрес организации (почтовый, телеграфный);
5) номер телефона, факса, телетайпа;
6) номер счета в банке;
7) дата, номер;
8) ссылка на индекс и дату входящего документа;
9) адресат;
10) заголовок;
11) текст;
12) приложения;
13) подпись;
14) печать;
15) фамилия и телефон исполнителя;
Требования к тексту письма следующие: краткость; лаконичность; последовательность; убедительность; корректность; одноаспектность; объективность; ясность.
Текст письма состоит из двух частей: вводной и основной.
В вводной части излагаются факты, послужившие поводом для его написания.
В основной части излагаются цели: просьба, предложение, отказ и т.д.
Сопроводительное письмо - документ, информирующий адресата о направлении к нему прилагаемых к письму документов, отправленных материальных ценностей.
Оно составляется лишь в том случае, когда содержит пояснения о характере исполнения или цели направления приложенного документа. Текст начинается словами: НАПРАВЛЯЕМ, ВОЗВРАЩАЕМ.
Например, НАПРАВЛЯЕМ НА УТВЕРЖДЕНИЕ ПРОГРАММУ.
Письмо-приглашение - документ, содержащий приглашение на заседание, совещание, конференцию и т.д.
Письмо-приглашение может содержать:
полную повестку дня мероприятия;
фамилии докладчиков по вопросам повестки дня;
фамилию и телефон ответственного за проведение мероприятия;
способ проезда и другую информацию.
Например: ПРИГЛАШАЕМ ВАС НА ЗАСЕДАНИЕ...
Информационное письмо - документ, в котором сообщается о каких-либо фактах или мероприятиях, пропагандируются деятельность организаций, продукция.
Рекламное письмо - документ, содержащий описание рекламируемых услуг, товаров.
Цель письма - побудить воспользоваться предложенными услугами, заказать товар.
Текст рекламного письма должен содержать полную, четкую, конкретную информацию.
Письмо-извещение - документ, являющийся ответом на запрос.
Письмо-извещение составляется для конкретного адресата, начинается словами: “Ставим Вас в известность...”.
Письмо-подтверждение - документ, уведомляющий отправителя о получении документов, ценностей, подтверждающий факты, действия.
Направление письма-подтверждения относится к обязательной части деловых отношений.
Письмо-подтверждение начинается словами: ПОДТВЕРЖДАЕМ УСЛОВИЯ ПОСТАВКИ...
Письмо-напоминание - документ, сообщающий о приближении, ускорении, истечении срока исполнения какого-либо действия. (См. приложение 18).
Письмо-напоминание направляется адресату тогда, когда не удается получить ответ с помощью личного контакта или телефонных переговоров.
Например, НАПОМИНАЕМ, ЧТО СРОК АРЕНДЫ ЗАЛА ИСТЕКАЕТ 16.02.98.
Гарантийное письмо - документ, в котором гарантируется оплата выполненной работы или предоставление чего-либо (работы, помещения и т.д.).
В гарантийном письме организация-адресат берет на себя определенные обязательства, поэтому такое письмо имеет правовую нагрузку.
Например, ПРОСИМ ИЗГОТОВИТЬ И ВЫСЛАТЬ КОМПЛЕКТ МЕБЕЛИ. ОПЛАТУ ГАРАНТИРУЕМ.
Такие письма подписывает директор и главный бухгалтер предприятия.
Письмо-претензия - документ, в котором указываются требования, предъявляемые автором претензии, основания требований.
Письмо-претензия подписывается руководителем организации и визируется главным бухгалтером.
Письмо-ответ - документ, являющийся реакцией и обусловленный содержанием инициативного документа.
Ответа требуют письма-запросы, просьбы, обращения, требования, предложения, претензии.
Письмо-ответ должно содержать ссылку на индекс и дату инициативного письма.
Письмо иностранному партнеру должно иметь четкую структуру.
Структура письма иностранному партнеру:
1) эмблема и наименование фирмы (возможно указание рода деятельности);
2) адрес фирмы (почтовый, телеграфный, номера телефона(ов), факса, название банка, адреса представительств и филиалов);
3) номер документа в цифровой или буквенной форме;
4) дата в буквенно-цифровой форме;
5) адрес получателя;
6) вступительное обращение;
7) заголовок;
8) текст;
9) заключительная формула вежливости;
10) личная подпись автора письма;
11) ниже подписи - её расшифровка;
12) на следующей строке - должность лица, подписавшего документ.


ФАКС
Факс - документ, полученный с помощью специального аппарата (телефакса) по телефонным каналам связи.
Факс всегда будет являться копией переданного документа.
Оформление факса осуществляется аналогично оформлению делового письма.
Дополнительными данными, которые проставляет сам аппарат, являются:
указание (код) отправителя;
дата и время передачи;
длительность передачи;
номер телефакса, с которого передана информация;
количество страниц.
Документы по личному составу – подтверждающие место и стаж работы граждан и имеющие первостепенное значение для каждого работника фирмы при оформлении пенсии и во всех случаях, требующих подтверждения стажа и места работы.
Заявления,
Личные карточки,
Справки,
Автобиографии,
Характеристики,
Резюме…


Бланки документов - стандартный лист бумаги с нанесенным на нем наборов реквизитов, идентифицирующий автора официального письменного документа.
Бланки могут быть отпечатаны:
ü типографским способом, средствами оперативной полиграфии;
ü компьютерной техники непосредственно при изготовлении документа.
Для организации, её структурных подразделений, должностного лица установлены следующие виды бланков:
ü общий бланк;
ü бланк письма;
ü бланк конкретного вида документа








