Лев Николаевич Толстой

ИСТИННАЯ СВОБОДА

РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИЙ, ОБЩЕСТВЕННЫЙ ===========

============================= И ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ

ПОД РЕДАКЦИЕЙ ВАЛ. БУЛГАКОВА И АЛЕКСЕЯ СЕРГЕЕНКО

------------------------------------------------------------------------------------

N 5. АВГУСТ 1920.

------------------------------------------------------------------------------------

СОДЕРЖАНИЕ: -- "Новые формы пролетарской борьбы". Вал. Булгакова. -- Великие заветы. (Мысли Л. Н. Толстого). -- Посещение Л. Н. Толстого в Ясной Поляне. (Не опубликованные воспоминания). В. Мазурина. -- Заметки о Толстом. Н. Гусева. -- Исповедь. Ст. Покровского. -- Современные религиозные искания. Мысли о теософии. Вал. Булгакова. -- Перестанем быть язычниками. М. Новикова. -- О революционном братстве. С. Булыгина. -- Дружеское общение. (Письма, мысли, заметки и пр.). -- Вести пробуждения. -- Воззвание Союза Разума и Совести. -- Новые книги. И. И. Горбунова-Посадова и Вал. Б. -- Об'явление о журнале.

------------------------------------------------------------------------------------

К 92-летней годовщине со дня рождения.

Августа -- 10 сентября 1828--1920 г.

Лев Николаевич Толстой.

-- 2 --

"Новые формы пролетарской борьбы".

Под таким заглавием в "Правде" (N 122) появилась статья, трактующая об одном, действительно, важном вопросе: о методах борьбы пролетариата, т. е. обездоленных рабочих людей, с буржуазией, т. е. с богатыми и властными, подчинившими себе рабочих, благодаря находящемуся в их руках аппарату государственного насилия.

Как констатирует (свидетельствует) "Правда", пролетарская борьба вступила в совершенно новый фазис своего развития". В какой же именно? Газета отмечает, что нарождается "сознательная международная пролетарская солидарность, выразившаяся в целом ряде фактов", а именно:

"английские рабочие не раз постановляли мешать провозу оружия против России"; а теперь исполнительный комитет союза железнодорожников, рудокопов и транспортных рабочих требует экстренного с'езда для обсуждения вопроса о прекращении производства и вывоза оружия;

"итальянские рабочие фактически не дают вывозить оружие в таких размерах, как желало бы итальянское правительство"; триестские портовые рабочие не дали вывезти оружие в Румынию; в Лугано "пролетарии не позволили переправить 7 вагонов снарядов и амуниции для Польши";

в Норвегии, Франции и Америке наблюдаются случаи подобного же рода.

"Правда" трактует (толкует) эти случаи, как проявления "солидарного, совместного, сознательного наступления рабочих на капитал".

Мы готовы присоединиться к заключениям большевистской газеты и порадоваться, вместе с нею, пробуждению истинной сознательности в зарубежных братьях--рабочих, пытающихся проломить между собою и другими народами ту "китайскую стену" вражды и недоверия, которую ухитряются воздвигатъ между всеми народами их правительства. Правительствам, порабощающим народы, конечно, выгодно держать их в таком искусственном отделении друг от друга: рабочим всех стран труднее сознать при этом свое братство и бросить то оружие, с которым они вырывают друг у друга все, потребное для их хозяев, правительства и буржуазии.

Мы рады приветствовать указанные проявления истинной сознательности среди рабочих еще и потому, что до сих пор "формы пролетарской борьбы", действительно, были старыми, а не новыми. Они базировались (основывались) на старом средстве, средстве всех хищников, на насилии, и не приводили к желанному успеху -- освобождению рабочего класса и всего человечества, так как в борьбе побеждал по-прежнему хищник, как более сильный, а в лучшем случае -- набравшийся сил и побеждавший угнетенный, проникнутый чувством мести, сам становился угнетателем. И в то же время, рабочие, борясь с правительствами и буржуазией, сами подсовывали им в руки оружие против самих себя: они выделывали для правительств и буржуазии те самые ружья, пушки, бомбы и удушливые газы, которыми после правительства и буржуазия истребляли рабочих. Рабочие сами поступали в ряды насильников, чиновников и солдат к правительству и буржуазии и своими руками угнетали и, если это было нужно, избивали своих братьев, таких же рабочих. Рабочие потакали всем прихотям и слабостям господствующего класса: выделывали предметы роскоши, поступали к богачам лакеями, сторожами, полицейскими, палачами и т. д., словом, будучи загнаны в государственное рабство, решались на все, только бы получить от богача и от чиновника жалкие гроши на пропитание. Люди рабочего класса, затемняемые учениями церкви и буржуазной науки, долго не могли или не хотели видеть, что настоящими поработителями самих себя, в сущности, являются они же сами и что буржуазия, богатые и властные, только и могут существовать потому, что рабочие бессознательно, заглушая и не подымая в своей душе на достаточную

-- 3 --

высоту сознание своего человеческого достоинства, раболепно служат своим угнетателям. Рабочий класс не понимал, и часто теперь еще не понимает, что настоящим хозяином положения является он сам, и больше никто, так что никаким случайным людям он не должен позволять сидеть на своей шее и "править" собой.

Но чтобы действительно стать свободными, надо было не дожидаться "свободы" от того или другого государственного переворота и от той или иной смены властей, а стать самим свободными; противопоставить воле хищников и поработителей свою общенародную, свободную волю, корень которой в сердце каждого пролетария, как человека. Надо было пробудить в себе стыд действовать заодно с поработителями для удушения рабочего класса, надо было перестать быть рабами и, как умели некоторые -- умирать с голоду, но не итти в провокаторы, полицейские или палачи, так надо было всем -- ни к какому правительству, ни под каким видом и предлогом, не итти в солдаты, не строить для него аэропланов и броненосцев, не выделывать патронов, ружей и пушек, не переправлять эти грузы из одной страны в другую по указанию правительств, -- словом, не строить собственными, мозолистыми рабочими руками господства буржуазии и буржуазного, основанного на насилии, -- государства!.. Вот -- где был и есть выход для рабочего класса, и, кажется, наступает время, когда люди готовы понять, что этот выход -- единственный.

О, если бы поняли! Для нас -- весть об отказе английских и итальянских рабочих грузить орудия смерти для того, чтобы помочь одному государству в его борьбе с другими, подобна первой ласточке, вестнице неизбежно грядущей весны. Если бы все рабочие всех народов так же отнеслись к попыткам их правительств втравить их в кровавую международную бойню, то эта бойня прекратилась бы немедленно, а не грозила бы, как теперь, вновь принять грандиозные размеры и растянуться на бесконечно долгое время. Прекратилась бы и господство буржуазии, т. е. господство сильного над слабым, которое царит на всей земле, хотя и под разными формами. Рабочие, понявшие, что "свобода не может быть дана человеку человеком и что человек может только сам освободить себя" (Толстой), открыли бы, действительно, новую эру пролетарской борьбы и эта борьба из узко-классовой превратилась бы в борьбу общечеловеческую, в борьбу всего человечества за идеалы истинного освобождения и совершенствования.

Нам, переживающим эпоху грандиозного социального переворота, видящим возникновение и крушение разнообразных революционных предприятий, могущим оценить всю недостаточность старых методов борьбы человечества за освобождение и проверить единственный метод -- "самоулучшения", предлагавшийся всеми мудрецами человечества, -- нам остается только, наблюдая, как рабочие робко нащупывают этот новый для них, но истинно спасительный путь к освобождению внутреннему и внешнему, воскликнуть со всей силой страстного желания:

"Да приидет Царствие Твое!"


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: