Объявление 5 страница

Поданная злому, кощуннику, пьянице, табакуру милостыня сразу идет в ад, к сатане, как видел в видении св. Нифонт, 23 дек. – поданная нечестивцу монета оказа­лась в руках у демона. Церковь Христова запретила всякому бродяге просить возле дверей церковных, и тем более бродить во время богослужения по храму, выпрашивая на пропой своей несчастной души. «Всем убо­гим и вспоможения требующим определяли мы по удостоверении их в бедности, ходить с мирными только церковными письмами» IV Всел. 11, т. е. Церковь должна удостове­риться, что калека или приезжий действи­тельно не получает пенсии, дотаций от госу­дарства или от родных, и дать ему письменное разрешение просить милостыню. «Никого из странников не принимать без мирных грамот» Ант. 7, иначе сказать, священник, церковный совет должны смотреть тщательно за тем, чтобы злые люди не увлекали их прихожан к лжемилостыне и не губили души православ­ных через соучастие с лукавыми, потворствуя их неразумию. «Кто приставит бич к помышлениям моим и к сердцу моему наставника в мудрости, чтобы они не щадили проступков моих и не потворствовали заблуждениям их» – Сир. 23:2. «И они погибли оттого, что не имели мудрости, погибли от неразумия своего» – Вар. 3:28. «Человек рассудительный не пренебрегает размышлением, а безрассудный и гордый не содрогается от страха и после того, как сделал что-либо без размышления» – Сир. 32:20.

Стоглавый собор повелевает в правилах 71, 73, 74 заставлять работать здоровых туне­ядцев, а кто и с иконами выпрашивает на ба­зарах деньги, то иконы бы у них отнимать, а самих прогонять бичами. «Давай доброму и не помогай грешнику» – Сир. 12:7. «Лучше уме­реть, нежели просить милостыни» – Сир. 40:29. «Давай благочестивому и не помогай грешни­ку, делай добро смиренному и не давай нече­стивому, запирай от него хлеб и не давай ему, чтобы он через то не превозмог тебя, ибо ты получил бы сугубое зло за всё добро, которое сделал бы ему; ибо и Всевышний ненавидит грешников и нечестивым воздает отмщени­ем» – Сир. 12:4-6.

В повести о затворнике в житиях святых за 7 марта говорится, какая страшная ответст­венность ложится на принимающих милосты­ню – он должен за эти деньги освободить из терновника (из грехов) подавшего, пожать поле из непроходимых дебрей, но в устах «бесстыдного сладким покажется про­шение милостыни» – Сир. 40:32. «Сладок для человека хлеб, приобретенный неправдою; но после рот его наполнится опилками» – Пр. 20:17. После, на Суде Божием, опилками, горькой отравой для бес­стыдных попрошаек станет милостыня, пол­ученная ими. И тот, кто подает им, не любит ни себя, ни их, а есть губитель. Милостыню разрешается просить только по нужде, чтобы не умереть с голоду, говорит Нил Сорский (7 мая). Александр Не­вский велел раздавать нищим милостыню (не бродягам и пьяницам курящим), чтобы они молились (30 августа). Некоторые любят говорить: возьми, а потом отдай другому. Св. Серапион (14 мая) говорит: чужое не могу раздавать. Милостыня должна быть от трудов праведных.

Имение, которым обладает человек, принадлежит не ему, а Бо­гу, потому и необходимо знать точно, как пользоваться этим неправедным достоянием, над которым Господь поставил тебя домопра­вителем. «Епископы и состоящие в клире да не усвояют ничего тем (не отдают), кто не христиане, хотя бы то были сродники; ничего из своих вещей, как сказано, да не упрочива­ют таковых посредством дара». «Если епи­скоп еретикам или язычникам-сродникам или не принадлежащим к родству оставит наслед­никами своими и предпочтет их церкви, тако­му и по смерти да будет АНАФЕМА изрече­на, и его имя никогда от иереев Божиих да не возносится. Да не может быть ему оправданием и то, если без завещания отойдет. Потому что был поставлен епископом, по приличию дол­жен был учинить назначение своего имущест­ва, сообразно своему званию» Карфаг. 31, 92.

«Равно ненавистны Богу нечестивец и не­честие его»Прем. 14:4. Давать нужно и взай­мы и милостыню только по нужде, а не по при­хоти просящего. «Если же будет у тебя нищий кто-либо из братьев твоих, в одном из жилищ твоих, на земле твоей, которую Господь, Бог твой, дает тебе, то не ожесточи сердца твоего и не сожми руки твоей пред нищим братом твоим» – Втор. 15:8. «И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого» – Де­ян. 2:46. «Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного, и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду» – Деян. 4:35. «Дети! да не обольщает вас никто. Кто делает правду, тот праведен, подобно как Он праведен» – 1 Иоан. 3:17, «в нуждах святых принимайте участие; ревнуйте о странноприимстве» – Рим. 12:13. «Пусть и наши учатся упражняться в добрых делах, в удовлетворении необходимым нуждам, дабы не были бесплодны» – Тит. 3:14, «тогда рассудительность будет обере­гать тебя, хранить» – Пр. 2:11, 3:21.

Безрассуд­но, без рассмотрения дающий милостыню гне­вит Бога. «Так как это народ безрассудный, то не сжалится над ним Творец его, и не помилует его Создатель его» – Ис. 27:11. «А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу» – 1 Тим. 6:9. «Пустые и ложные надежды — у человека безрассудного, и сонные грезы окрыляют глупых» – Сир. 34:1, говоря: наше дело подать, а Бог сам разберет­ся. «И такое великое зло называют миром» – Прем. 14:22, «и сыновья не будут иметь потомства, потому что заповедь Мою презрели и делали то, что зло предо Мною» – 3 Езд. 1:34. Но поступаю­щий по своему произволу губит в себе образ Божий, ибо Бог дал человеку, приходящему в мир, свет, чтобы шли и поступали по правде, «Доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере» – Гал. 6:10.

А если будешь знать всех нуждающих­ся в твоей помощи среди верующих, одино­ких, больных, многодетных, кто поистине нуждается в помощи, тогда на злых и нече­стивых ничего не останется. «Блаженнее давать, нежели брать» – Деян. 20:35 – говорит Господь, чтобы все старались работать свои­ми руками, дабы было из чего подавать нуж­дающимся (1 Фес. 4:11, Еф. 4:28), «чтобы не крали, а трудились своими руками» – Еф. 4:26, 1 Кор. 4:12, а «если кто не хочет тру­диться, тот и не ешь» – 2 Фес. 3:10.

Ни один из святых отцов Церкви иначе не мыслил. Но говорят, что кто бы ни был поисти­не нуждающийся, помоги ему, будь он и дру­гой нации, веры, положения. «И слепому, и прокаженному, и поврежденному рассудком, и грудному младенцу, и уголовному преступ­нику, и язычнику окажи почтение как образу Божию, – что тебе до их немощей и недостат­ков! Наблюдай за собою, чтобы тебе не иметь недостатков любви. Если ты думаешь, что любишь Бога, а в сердце твоем живет непри­ятное расположение хотя бы к одному челове­ку, то ты – в горестном самообольщении. С членами Христовыми – христианами – нужно обходиться очень осторожно и благоразумно: нужно сострадать им в их недугах и отсекать только те, которые, не подавая никакой на­дежды на выздоровление, лишь заражают своим недугом других» Игнатий Брянчанинов. «Пре­красна и похвальна любовь к ближним, если только заботы её не отвлекают нас от любви Божией» Исаак Сирин. «Будем любить тех, которые близки к нам, и ненавидеть и избе­гать враждебных нам на пути Божием..., на пути Божием не надо любить врага, хотя бы он был и родственник» Григорий Двоеслов.

«Потому что Бога должно любить больше вся­кого создания, больше всякого человека и больше себя самого» Тихон Задонский. «И пото­му надо иметь осторожность, чтобы под видом дружбы наше добросердечие хитрые люди не обратили себе на пользу, а нам во вред» Платон. «Когда близкие нам по плоти возна­мерятся отвлечь нас от следования воле Бо­жией, проявим к ним святую ненависть. Свя­тая ненависть к ближнему заключается в со­хранении верности Богу, неприятии порочной воли людей» Игнатий Брянчанинов, «если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестёр, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» – Лук. 14:26. «Ми­лостыня предназначена только для тех, ко­торые не имеют сил трудами рук своих удов­летворять свои нужды, или для наставников, всецело посвятивших себя делу учения» Иоанн Златоуст, том 11, стр. 763.

«Кто такие милостивые? Те ли, которые раздают бедным деньги и кормят их? Нет, не это одно делает их милостивыми, надо, чтобы при этом было сердечное милосердие. И те милостивы, которые обнищали в любви ко Христу, ради нас обнищавшему но, вспоми­ная о бедных, вдовах, сиротах, больных и не имея, что им дать, страдают только о них и плачут, уподобляясь Иову. Они, когда что имеют, с искренним радушием помогают нуждающимся, а когда не имеют, дают им убедительные наставления о том, что способ­ствует спасению души, повинуясь слову». «Без хитрости я научился, и без зависти преподаю, не скрываю богатства её» – Прем. 7:13.

Симеон Новый Богослов: «Жертвы эти (милостыни) важнее молитв и постов, и многих других дел, только были бы привносимы от прибытка праведного и таких же трудов и чисты от всякого любостяжания, хуления и насилия. Милостыня состоит не в том только, чтобы давать деньги, но чтоб да­вать с чувством милосердия. И на зрелищах дают деньги блудницам, но это дело не чело­веколюбия, а пьяного бесчинства. Им-то и подобен тот, кто подает милостыню из тще­славия. Великое дело – милостыня, возлюби её: ничего нет равного ей, она может и грехи загладить и избавить от Суда.

Истинна мило­стыня, когда даешь её с радостью и думаешь, что сам больше получаешь, чем даешь. Оста­вив неуместную пытливость, подавайте милостыню всем нуждающимся и делайте это с великой щедростью, чтобы и нам самим удостоиться в день будущего Суда великой милостыни и снисхождения от Бо­га. Смотри не на достоинство нуждающе­гося в помощи, а только на нужду, хотя бы он был ничтожен, низок и презрен; Хри­стос вменяет это тебе в награду так, как бы Он Сам через нуждающегося получил благодеяние. Ничто другое не может так избавить нас от огня гееннского, как щед­рая милостыня. Нет ничего хуже нече­стия, нет ничего несчастнее беззакония против Бога, нет ничего нечестивее хулы на Бога. Но и такое беззаконие может за­гладить милостыня, если грешник не продолжает своей хулы, но исправляет грех покаянием.

Когда ты видишь человека, который творит милостыню и совершает тысячу добрых дел, и таким образом со­крушает силу диавола, подвергается же затем искушениям и опасностям, не сму­щайся этим: потому он и подвергается ис­кушениям, что слишком сильный удар на­носит диаволу. Не уделять из своего иму­щества – такое же похищение. Если мы не подаем милостыни, будем наказаны на­равне с похитителями. Кто не имеет мило­сердия, тот перестает быть человеком» Иоанн Златоуст.

«Без любви и милости всякое дело нечисто. Если кто хранит дев­ство, если постится или пребывает в бде­нии, если молится и принимает бедных, если строит церкви и делает что-либо иное, большее, без любви, все это вме­нится ни во что перед Богом, потому что не угодно Ему. Итак, ничего не предпри­нимай без любви» Ефрем Сирин.

1 Кор. 13 гл., 2 Кор. 8-9 гл. – вот маяки, путевод­ные звёзды желающим творить милосты­ню.

Спаси, Господи, от лжи

По Евангельскому закону человеку дано го­ворить только правду, единственно правду и ничего кроме правды. Потому что «всякая не­правда есть грех» – 1 Иоан. 5:17, а «возмездие за грех – смерть» – Рим. 6:23, вечная погибель от лица Божия, в геенском огне вместе с Диаволом, где не будет конца мучению во веки веков (Откр. 20:10). Всякая ложь исходит от диавола. Христос дает эталон ответа на вопрос, почему люди не верят Библии, то есть Самому Христу, а верят басням мирским и церковным, предрассудкам, слухам: «Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать слова Моего. Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи. А как Я истину говорю, то не верите Мне» – Иоан. 8:43-45. Диавол – по-гречески клеветник Откр. 12 гл. Диавол есть лжец и отец лжи. Христианину можно или не отвечать, молчать, подражая своему Учителю Иисусу Христу («И опять вошёл в преторию и сказал Иисусу: откуда Ты? Но Иисус не дал ему ответа» – Иоан 19:9.) или отвечать правдиво, и даже в виде аллегории (см. житие св. Пантелеимона).

Никогда не желай говорить какую бы то ни было ложь, Сир. 7:13 «потому что злой порок в человеке ложь; в устах невежд она всег­да. Лучше вор, нежели постоянно говорящий ложь, но оба они наследуют погибель» – Сирах. 20:24-25, «стыдись пред начальником лжи» – Сир. 41:21. Ложь вошла в мир через женщину и потом через неё, как через передаточное звено, и в мужа. Вот почему жене и не дозволяется быть священником и учить мужа, но быть в безмолвии.

«Неправда причиняет смерть» – Прем 1:15; «остерегайся всякой неправды» – Сир 17:12. Библия предупреждает о последнем времени, когда «умножится на земле неправда и невоздержание» – 3 Езд. 5:10. Это особенно будет видно тем, кто живёт во Христе. Ложь охватит все сферы жизни; и чем выше должность, тем неслыхан­нее ложь. Совершенно нетерпимо это проявилось у судей – оплетчиков лжи (Иов. 13:4). «Что пожелание евнуха (кастрата) растлить девицу, то производящий суд с натяжкою» – Сир 20:4. Грех лжи у следователей и судей, и прокуроров безмерно вырастает оттого, что он имеет власть не только оклеветать, но и имеет власть избе­жать самому наказания за ложный суд. По закону Божию, «если выступит против кого сви­детель несправедливый, обвиняя кого в пре­ступлении, то пусть предстанут оба сии чело­века, у которых тяжба пред Господа пред свя­щенников и пред судей, которые будут в те дни. Судьи должны хорошо исследовать, и если свидетель тот ложный ложно донёс на брата своего, то сделай ему то, что он умышлял сде­лать брату своему, и так истреби зло из среды тебя» – Втор. 19:16-19.

Случилось, что два гене­ральных прокурора оболгали невинную душу, приговорив её на смерть, и это было обнаруже­но. В этот же день оба заслуженных судьи ли­шились жизни, были казнены. «Даниил сказал ему: точно, солгал ты на твою голову; ибо Ангел Божий с мечом ждет, чтобы рассечь тебя пополам, чтобы истребить вас. Тогда все собрание закричало громким голосом, и благословили Бога, спасающего надеющихся на Него, и восстали на обоих старейшин, потому что Даниил их устами обличил их, что они ложно свидетельствовали; и поступили с ними так, как они злоумыслили против ближнего, по закону Моисееву, и умертвили их; и спасена была в тот день кровь невинная» – Дан. 13:62. «Лжесвидетель не останется ненаказанным, и кто говорит ложь – не спасётся» – Пр. 19:5. «Лица судей Он закрывает» – Иов. 9:24. «Он судей де­лает глупыми» – Иов 12:17 (поистине, кого Бог решил наказать, у того прежде всего отнимает разум и совесть). Сколько появилось «судей с худыми мыслями» – Иак. 2:4, когда «судьи перестали Бога бояться и людей стыдиться» – Лук. 18 гл. «Судьи его – вечерние волки, не оставляющие до утра ни одной кости» – Соф. 3:3, «судьи судят за взят­ки» – Мих. 7:3.

Так в житии Пимена Великого (27 августа) слышим его: «не твори суд по слуху... но исследуй, узнай, и если виновен, осуди как преступника, а если не виновен – отпусти». Так говорит святой о родном племяннике. Совет­ские судьи, знаменитые «тройки» – это дьяволь­ская «троица» (Иоанн Златоуст, том 6:700) подвела итог от обвинения словами к «товарищу маузе­ру», по словам Афанасия Великого (18 января) «ис­чезла правда». Из жития святой Ирины 5 мая доносится вопль диавола: я отец всех пьяниц и всякой лжи. Св. Амфилохий (23 ноябрь) убежда­ет: всякая ложь от диавола. «Ложь велика, мала ли – от диавола она» – говорит Иоанн прозор­ливый (27 марта).

Чтобы никогда не говорить ложь, нужно помнить, что за всякое слово на Суде Божьем после смерти придется держать ответ; и душа начнёт спотыкаться на мытарстве лжи. Анувий (5 июня), когда братия просила его сказать о себе что-то великое, сказал: «С уст моих не сошло ложное слово...». Знать не малая это заслуга – жить не по лжи, как заклинает нас Солженицын.

Судя но написанному в Биб­лии, судьи более всего подвержены этому смер­тному греху – лжи. Это чисто профессиональ­ный грех, видимый всем. «Подлинно ли правду говорите вы, судьи, и справедливо судите, сыны человеческие? Беззакония составляете в сердце, кладете на весы злодеяния рук ваших» – Пс. 57:2-3. Это было уже 3 тысячи лет. Но вина падает не только на следователя, но и на того, кто даёт ложные показания на себя, думая потом испра­вить всё на суде. Библия запрещает это.

«Ложь говорит каждый своему ближнему» – Пс. 11:3. Когда обвиняли святого Дулу страстотерпца в краже (15 июня), он твердил одно: «лгать на себя не могу». Так и не сознался, пострадав от кле­веты. К святому Паисию (19 июнь) обратились прояснить дело о украденной вещи. Вор был уже найден, так думали все, ибо подозреваемо­го схватили по указанию почитаемого монаха. Св. Паисий немедленно восстановил справед­ливость, оправдав невинного и указав, что в ус­тах уважаемого «следователя-криминалиста» сидит дух лживый – демон, диавол. Проконт­ролируй, Паисий Великий, сегодня всех следо­вателей! Но в рассуждении дел семейных, жи­тейских, все люди – «судьи неправедные» – Пс. 4:3. «От утробы заблуждают все, говоря ложь», «сде­лали ложь для себя убежищем» – Ис. 18:15. Лгут все и всюду: правители народу, народ прави­тельству, муж жене, дети родителям. Совет­ский Союз не только империя зла, но и импе­рия лжи. «И ещё дальше удалится истина и приблизится ложь» – 3 Езд. 14:17. Сколько ветреников проповедуют нынче ложь (Мих. 2:11). Экстрасенсы, лекари, учителя «детки», рерихи, кашпировские, ванги, «целители» душ, «белые», «чёрные» братья и Кришны – сколько их, куда их гонит?

Господи, удали от нас путь лжи. «Я ненавижу ложь и гнушаюсь ею, ненавижу вся­кий путь лжи; спаси нас от человека говорящего ложь; суетy и ложь удали от меня» – Пс. 118:29; 30:8. Чем выше должность, тем гнуснее ложь. Человеку дан язык, чтобы иметь средство общения, уметь до другого донести свою мысль. Поучая же своих коллег, министр иностранных дел Наполеона Талейран изрёк: язык дан для сокрытия мысли (говорить не то что думаешь). Министр пропаганды Гитлера Геббельс из глу­бины ада поучает всех президентов и Верхов­ные советы: чем чудовищнее ложь, тем скорее поверят, и «обнадёживают народы ложью» – Иер. 28:15. Поистине, прав Феодор Студит (14 ноября) горько воздохнувший: «истина принесена в жертву лжи».

«Строг суд будет над начальствующими, и предстоит им строгое испытание» – Прем. 6:5,8. Если часы на руке человека пока­зывают неверное время, то заблуждается один, от силы, несколько человек; но обман вокзаль­ных часов менее велик, чем сигналы точного времени из Москвы, если они будут лживы. И если это так зримо в делах мирских, то какова вина тех часов духовных, на самом высоком уровне, как патриарх Феофил Александрий­ский (см. житие св. Иоанна Златоустого – 13 нояб.) оказавшийся лжецом, клеветником, на­ставленным самим сатаной. Православный пат­риарх, не еретик. Но грех Феофила с его смер­тью и сгинул. Какова же вина митрополита Сергия (Страгородского), будущего сталинскою патриарха, оболгавшего всех мучеников, отрёкшегося от них, предавшего Церковь в руки сатанистов и антихристов, открывшего дорогу врагам Божиим к алтарю.

С 1927 года пошло невиданное обмирщение Церкви, когда на все архиерей­ские должности, на должности благочинных храмов и монастырей коммунисты стали ста­вить своих проверенных людей, волков в овечьей одежде, изнутри разваливающих цер­ковь. Правда и ложь, свет и тьма. Божье и дья­вольское, всё перемешалось; грань между ми­ром и святостью исчезла, Таинства потеряли подлинное значение, всё превратилось в ложь.

Для Крещения, чтобы стать христианином нужно готовить человека до 3-х лет, и чтобы за готовящегося было два поручителя из членов Церкви, чтобы доподлинное было свидетельст­во, что оглашенный воистину жаждет стать христианином. И только потом крестить в три полных погружения в воде, когда скрываясь в воде (не стоя на кафельном полу), умирает дляпрежней греховной жизни во лжи. Появляясь из воды, воскресает для новой жизни в Истине. И если этого ничего не делается ныне в церкви, тогда всё, делаемое там есть гнусная, страшная ложь, обман простодушных. И если неприготовленные приступают к Причащению, пьют и едят себе осуждение, в смерть, а не во здравие, ибо не рассуждают о смерти Господ­ней, т.е. не решаются умереть со Христом для этой жизни лживой. Это же касается и венча­ний: все это лишь обрядоверческий камуфляж, имитация под истину, «бесплодная вера, со­блазн для сердец, она разрушает надежду вко­нец». Напрасны ученья, напрасны слова, Вера без дел перед Богом мертва. Лишь вера, несу­щая плод для Христа, велика, могуча, пред Бо­гом свята.

Почему же лгут люди, священники, учите­ля, торгаши? Христос ответил так: «славу друг от друга принимаете, а славы, которая от Еди­ного Бога, не ищете» – Иоан. 5:44; 12:43, – «ибо воз­любили больше славу человеческую, нежели Божию».

На каждой литургии диакон резко отделяет третью часть богослужения обращаясь к наро­ду: оглашенные, изыдите! И этот возглас он произносит трижды. По правилам, по смыслу, здесь, как говорят святые отцы и составитель литургии Иоанн Златоуст, диакон должен вы­вести из храма всех, кто готовится ко креще­нию, кто отлучён от Церкви за грех; вывести посторон­них, и тогда, только тогда, те, кто ВЕРНЫЕ, продолжают третью часть, литургию верных. Сегодня даже под страхом расстрела, во всех храмах Московской патриархии не смогут вы­полнить свой возглас и призыв, ибо смешали святое семя с необрезанными халдеями. А зна­чит и возглас, и призыв – есть ежедневная ложь, и церковь превращается не в лечебницу, где тщательно дезинфицируются приборы, чтобы заразная кровь СПИДа или чумы не попала в тех, кто пришёл на лечение. Сегодня же в хра­мах Патриархии положение, как в больницах Волгограда и Элисты, где невинные дети по­гибли из-за легкомысленных врачей.

«Священ­ники его оскверняют святыню, попирают за­кон» – Соф. 3:3, все они бесполезные врачи (Иов. 13:4), «врачуют раны народа моего легко­мысленно» – Иер. 6:14, обольщают слепотствующий народ словом «благодать», не разъясняя, что для неприготовленных всё это – смертельно опасно. Но так уж привыкли принимать славу друг от друга, «заменили истину Божью ложью» – Рим. 1:25. продолжая доказывать, буд­то кого-то спасла декларация Сергия, и кого-то спасает такое расширение врат входа в Небо. Бог же призывает: «не говорите лжи друг дру­гу» – Кол.3:9, «отвергнитесь лжи» – Еф. 4:25. И на­род в основной массе верит лжи (2 Фес. 2:11), потому что не заботились иметь Бога в разуме (1 Иоан. 2:21). Но «участь лжецов в озере огнен­ном» – Откр. 21:27

«От любви к славе человеческой рождается ложь; храни себя от лжи, ибо она изгоняет страх Господень» Авва Исаия.

«Надобно ли лгать, имея в виду что-нибудь полезное? Этого не позволяет сказанное Госпо­дом, Который решительно говорит: что ложь от диавола (Иоан. 8:44), не указывая никаких раз­личий во лжи» Василий Великий.

У лживого дерзкое сердце... он охотно вы­слушивает тайны и легко открывает их; он уме­ет низлагать языком своим и тех, которые твёрдо стоят в добре. Злополучен и жалок тот, кто коснеет во лжи, потому что диавол лжец и отец лжи. «Кто коснеет во лжи, тот не имеет дерзновения, потому что ненавистен и Богу, и людям. Лживый человек ни в каком деле не заслуживает одобрения, и во всяком ответе по­дозрителен. Нет язвы глубже этой, нет позора выше этого. Лжец для всех гнусен и всем сме­шон. Поэтому будьте внимательны и не коснейте во лжи. Диавол вовлекает нас в хитроспле­тение, чтобы человек оправдывал себя, когда виновен, извинял себя в грехе и беззаконии, и извинением и виновностью усугублял свое бед­ствие. Диавол учит нас изворотливости в слове, чтобы, когда спрашивают, не высказать нам ви­ны своей, и чтобы, сделав гpеx, извернуться и оправдать себя» Ефрем Сирин.

«Ложь – гнусное бесчестие человека. Избежим обвинения, называемого ложью. Не делай себя в глазах друга не заслуживающим доверия, чтобы не встретить к себе недоверия даже и тогда, когда говоришь истину. Тот, кто оказался лжецом в одном, уже не стоит того, чтобы ему верили даже и в том случае, если он гово­рит правду. Как горючее вещество от дома, удаляй ложь от уст твоих. Нет ничего бессильнее лжи, хотя бы она прикрывалась бесчислен­ными покровами. Ложь всегда изобличает сама себя тем, чем думает повредить истине, а меж­ду тем, истину обнаруживает яснее» Иоанн Златоуст.

«Сплетающий ложь извиняется бла­гами намерениями, и то, что на самом деле является гибелью души, он считает правым делом. Кто стяжал cтpax Божий, тот устранился от лжи, имея в себе неподкупного судию, свою совесть» Иоанн Лествичник.

«Нужно большое внимание, чтобы нам не быть окраденными ложью, ибо лжец не имеет общения с Богом. Ложь отчуждает от Бога. Мысленно лжёт тот, кто принимает за истину свои предположения, то есть пустые подозре­ния на ближнего. Как всякий грех происходит или от сластолюбия, или от сребролюбия, или от славолюбия, так и ложь бывает от этих трех причин. Человек лжёт или для того чтобы не укорить себя и не смириться, или для того, что­бы исполнить своё желание, или ради приобретения; и не перестанет изворачиваться и ухищряться в словах до тех пор, пока не ис­полнит своего желания. Такому человеку ни­когда не верят, хотя бы он и сказал правду, ни кто не доверяет ему; и самая правда его кажет­ся невероятной. Будем избегать лжи, чтобы из­бавиться от участи лукавого; и постараемся ус­воить себе истину, чтобы иметь единение с Богом, сказавшим: “Я есмь путь и истина” – Иоан. 14:6» Авва Дорофей.

«Видим, что разная ложь бывает в мире. Лжёт купец, когда говорит, что товар его та­кой-то цены стоит – а это не так. Лжёт свиде­тель на суде, когда говорит то, чего не видел и не слышал, или не говорит того, что видел и слышал, и чёрное называет белым, а горькое сладким... Лжёт работник, который, взяв до­стойную цену, обещал работать усердно наняв­шему его, но работает лениво, или совсем не ра­ботает. Лжёт должник, который занимает день­ги и обещает отдать, но не отдаёт... Лжёт пастырь, который обещает и присягает пасти ста­до овец Христовых, но не пасёт или нерадиво пасёт их. Так, лжет христианин, который в Крещении святом обещает работать Христу Господу, но не работает. Таков всякий, кто по святом Крещении беззаконует и прилепляется к суете мира сего » Тихон Задонский.

«Наши праотцы прельстились, то есть признали исти­ной ложь, и приняв ложь под личиной истины, неисцелимо повредили себя смертельным гре­хом. Ложь есть источник и причина вечной смерти» Игнатий Брянчанинов.

«Есть два случая, в которых позволительно говорить о ком-ни­будь дурное (но правду): когда необходимо по­советоваться с другими, опытными в этом, как исправить согрешившего, и когда нужно пре­достеречь других (не многословье), которые, по неведению, могут быть нередко в сообществе с плохим человеком, считая его добрым. Кто без такой надобности говорит что-нибудь о другом, с намерением очернить его, тот – клеветник, хотя бы и говорил правду» Василий Великий.

«Если жалоба несправедлива, то делается кле­ветой» Григорий Богослов.

«Если же подвергнешься клевете и после от­кроется чистота совести твоей, не гордись, но со смирением служи Господу, избавившему те­бя от клеветы человеческой» Ефрем Сирии.

«Для многих невыносимее всех смертей кажет­ся то, когда враги распространяют о них худые слухи и навлекают на них подозрение... Если это правда – исправься: если ложь – посмейся над этим. Если сознаёшь за собою то, о чём сказано – вразумись, веселись и радуйся, по слову Господа. Помни, что тот, кто слышит о себе клевету не только не терпит вреда, но ещё получит величайшую награду. Никогда не при­нимай клеветы на ближнего своего, но останав­ливай клеветника такими словами: «оставь, брат, я каждый день грешу ещё более тяжкими грехами, как же нам осуждать других?» Иоанн Златоуст.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: