Объявление 12 страница

«Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» – Мф. 10:16. Кого же научи­ли и куда послал Господь слушающих Еван­гелие? «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа» – Иоан. 3:8. Три отрока в печи воспева­ли о чудной милости Создателя, а пленная девчонка при пророке Елисее проповедывала веру истинную грозному захватчику. Воисти­ну, для слова Божия нет уз, оно не связывает­ся. «За которое я страдаю даже до уз, как злодей; но для слова Божия нет уз» – 2 Тим.2:9, «а кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение» – 1 Кор. 14:3.

Красноречивый Аполлос, зная только начатки учения, не будучи ещё и христианином, своею апологетикой, проповедью принес помощь делу Божию. Ни у кого тогда и мысли не было запретить ему проповедывать о Христе, но лишь помогли ему на дому уже, не у священников, во всём разобраться. И Апостол Павел ставит его в один ряд с собой, не говоря, что кто ты такой: ми­рянин, простец и кого хочешь учить? «Некто Иудей, именем Аполлос, родом из Александрии, муж красноречивый и сведущий в Писаниях, пришёл в Ефес. Он был наставлен в начатках пути Господня и, горя духом, говорил и учил о Господе правильно, зная только крещение Иоанново. Он начал смело говорить в синагоге. Услышав его, Акила и Прискилла приняли его и точнее объяснили ему путь Господень» – Деян. 18:24; «Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог» – 1 Кор. 3:6; 1:12.

Познавшие истину да «делятся с другими щедро» – Ки­рилл Иерусалимский. Горе запрещающим благовествовать истину «Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли, и входящим воспрепятствовали» – Лук. 11:52. «Не могу молчать о том, что слышал», – прп. Максим Исповедник. Первые христиане были настолько ревностны, на­столько реально ощущали зыбкость этой вре­менной земной жизни, так реально восприни­мали будущее Царство Небесное, как сегод­няшнее, как наивысшую реальность всего, что они искали, кому бы ещё сказать о слав­ной победе Христа, что слово их как пожар охватило землю; язык их был как трость скоро­писца (Пс. 44:2), побеждали, делая безгласны­ми философов гибнущего язычества. «Если попытаемся мы сказать к тебе слово, – не тяжело ли будет тебе? Впрочем кто может возбранить слову!» – Иов.4:2; «Я возвещал правду Твою в собрании великом; я не возбранял устам моим: Ты, Господи, знаешь» – Пс. 39:10; «в собраниях благословите Бога Господа, вы – от семени Израилева!» – Пс. 67:27; «Но когда все пророчествуют, и войдет кто неверующий или незнающий, то он всеми обличается, всеми судится» – 1 Кор. 14:24.

Всеми судим был безбожный мир. А ныне слово архиереев и священников, не приправленное солью обличения и без ссылок на Библию, по­теряло силу. «Слово ваше да будет всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому» – Кол. 4:6, «Вы – соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь её соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить её вон на попрание людям» – Мф. 5:13.

Не от того ли всё постигшее нас не отходит в прошлое, что это за грех пастырей неверующих в это? («За грех корыстолюбия его Я гневался и поражал его, скрывал лице и негодовал; но он, отвратившись, пошёл по пути своего сердца» Ис. 57:17). Пример: вечернее богослужение, службу ведет один священник. Выход с Еван­гелием – откуда-то из подпола, из отверстия выходит уже толпа служителей алтаря, как у Дан. 14:13, …несколько минут, …массовка кончи­лась,...закрыли за собой царские врата и бук­вально через несколько мгновений снова в алтаре только один служащий, а все спешно выскользнули потаённым ходом: молись, на­род, ходатаи твои каждый устремился на свою дорогу, каждый на своей колеснице. Цинизм и бесстыдство. Только архиерейское служе­ние томит их до конца службы... Мученики не­вольные. Да возможно ли такое в любой сек­те, у старообрядцев, у масонов, у коммуни­стов? О времена, о нравы! А после этого вос­клицают: отчего же это вера в народе падает?

Крадут в проповеди слова друг у друга, по бумажке, и это в лучшем случае, а иначе такой терновый плетень сплетёт, что только и скажешь: не введи нас во искушение. «Пророк, который видел сон, пусть и рассказывает его как сон; а у которого Мое слово, тот пусть говорит слово Мое верно. Что общего у мякины с чистым зерном? говорит Господь. Слово Мое не подобно ли огню, говорит Господь, и не подобно ли молоту, разбивающему скалу? Посему, вот Я – на пророков, говорит Господь, которые крадут слова Мои друг у друга. Вот, Я — на пророков, говорит Господь, которые действуют своим языком, а говорят: Он сказал» – Иер. 23:30.

Трусость и корысть, корысть и трусость. Не на таких ли «ревнителей» на­толкнулся Иоанн Златоуст только в одной ин­спекционной своей командировке за Босфор, что пришлось немедленно снять до 400 свя­щенников и 6 епископов, как сообщают сви­детели тех перетрубаций? И пока свет Еван­гелия скрыт, – жируют диабеты, поют в хорах безбожники, все считают православной свою душу. Златоуст говорит к своим прихожанам: я ничего не успею сделать один, если вы слово слышанное не понесёте каждый к тому, с кем общается: жена к служанкам, воин к подчи­нённым.

Дебелые, рыхлые батюшки упрека­ли св. Иоанна Кронштадтского за борзых рыса­ков, на которых он стремительно объезжал своих прихожан, а вопрошающим в рясах от­вечал: из-за вас, окаянных, спешу доделать то, что вы не успели. Дмитрий Ростовский (21 сентября) описывает вопиющую безграмот­ность священников, и сколько он ни вопрошал, где же у них хранится Причастие, – так и не мог добиться, пока кто-то не сказал: да про «запас» спрашивают – и на местном жаргоне дознался, где дарохранительница. Смотря на таких учителей, иногда и красноречивых, го­ворят: «хотя бы никогда он не сходил с кафед­ры». А когда сойдёт, то зная его беспутные дела, вздыхают: «о, если бы никогда он не всходил на кафедру». Поистине, руки – руки Исава (дела), а голос – голос Иакова (пропо­веди). (Быт. 27:22), «ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» – Мф. 12:37, «смерть и жизнь — во власти языка, и любящие его вкусят от плодов его» – Пр. 18:22.

Если бы горение духа св. Вениамина (13 октября) кос­нулось нас! Когда мучители предложили ему свободу в обмен на молчание, не проповеды­вать, (что с охотой или с горечью, но принял митр. Сергий) – ответил: «невозможно свет переменить во тьму». Недостает места под­робно изобразить запрет Максиму исповеднику (22 февраля), Григорию Паламе (14 ноября), Иоан­ну Дамаскину (4 декабря). Сама Преблагословенная Приснодева Мария вмешалась в этот запрет, и запретила запечатывать источник целительной проповеди.

«Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих» – 2 Кор. 4:3, «которое впрочем не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово» – Гал. 1:7, «за ваше участие в благовествовании от первого дня дажедоныне» – Фил. 1:5. «Ей, прошу и тебя, искренний сотрудник, помогай им, подвизавшимся в благовествовании вместе со мною и с Климентом и с прочими сотрудниками моими, которых имена — в книге жизни» – 1 Тим. 4:3, «открывшейся же ныне явлением Спасителя нашего Иисуса Христа, разрушившего смерть и явившего жизнь и нетление через благовестие» – 2 Тим. 1:10, «И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что вы видели и слышали: слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат, мертвые воскресают, нищие благовествуют» – Лук. 7:22, «Наставляемый словом, делись всяким добром с наставляющим» – Гал.6:6, «Усердствуют, да и должники они перед ними. Ибо если язычники сделались участниками в их духовном, то должны и им послужить в телесном» – Рим. 15:27.

Гос­подь Вседержитель спрашивает каждого из уверовавших, наделенного даром знания Пи­сания и святой жизнью: «кого Мне послать» в этот грешный мир, чтобы возвестить о скором пришествии Христа, и что будет перед тем? (Ис. 6:8). «Соберутся к нему и окружат его; прольют звезду и ярость на него. И поднимется пыль и дым до самого неба, и все кругом будут оплакивать его» – 3 Ездр. 15:44.

И если воистину Дух Святой дан в миропомазании, то скажешь с пророком Иеремией: «И подумал я: не буду я напоминать о Нём и не буду более говорить во имя Его; но было в сердце моём, как бы горя­щий огонь, заключённый в костях моих, и я истомился, удерживая его, и – не мог» – Иер.20:9, «И повелел им не сказывать никому. Но сколько Он ни запрещал им, они ещё более разглашали» – Марк. 7:36. Свидетели Иисуса те, кто уверовал в Него, они понесут и ныне слово о Воскресшем и Грядущем Мессии. (Ис. 8:2, 48:10, Деян. 1:8, Откр. 17:6, 1 Фес. 1:8).

В день Пятидесятницы «все они еди­нодушно были вместе» народ и Апостолы (Деян. 1:16), «человек 120, и огненные язы­ки почили на каждом из них». «Господи Бо­же, Который счел рабов Твоих достойными прощения грехов через баню пакибытия, сде­лай их достойными преисполняться Твоим Духом Святым и пошли им Твою благодать, чтобы они могли Тебе служить согласно Твоей воле» Так читали над уверовавшими и крестящимися во имя святой Троицы (Иппо­лит Римский).

Запрет мирянам на проповедь обе­скровил церковь. Ссылаются на VI Вселенский Собор правило 64: «Не подобает мирянину пред на­родом произносить слово, или учить, и таким образом брать на себя учительское достоин­ство, но повиноваться преданному от Господа чину, отверзать ухо приявшим благодать учи­тельского слова, и от них поучаться Божест­венному. Если кто усмотрен будет нарушаю­щим настоящее правило: на 40 дней да будет отлучен от общения церковного». Толкование патриарха Вальсамона (XII век), Зонары, Аристина, хотя и прикровенно, но поясняет, что это пра­вило касается научения в церковном собрании, в присутствии епископа.

Только в 3 веке намечается тенденция усвоить учительство в церковном собрании исключительно еписко­пам и отстранить от него учителей там, где они ещё удержались. Из этой эпохи известен конфликт между Оригеном и его епископом Дмитрием Александрийским. Проповедь Оригена в ЦЕРКВИ по просьбе двух пале­стинских епископов (Александра Иеруса­лимского и Феоктиста Кесарийского) вызвала энергичный протест со стороны Дмитрия. В своём письме к Дмитрию палестинские епи­скопы оправдывали поступок Оригена, а так­же и свою просьбу к нему о проповеди в церкви: «Ты ещё прибавляешь, в своём пись­ме, что никогда не слышно, да и теперь не обычай, чтобы в присутствии епископов проповедывали… – не понимаем, как можешь ты так говорить неправду? Святые епископы, как скоро находили людей, способных прине­сти братиям пользу, то приглашали их проповедывать народу...».

Не раз высказывалось, что этот случай из жизни Оригена свидетель­ствует о том, что учительство было доступно простым верным в древней ЦЕРКВИ. Дмит­рий нисколько не запрещал учительство Оригену в школе его, но с точки зрения Дмит­рия учительство в церкви было исключитель­ной принадлежностью иерархического слу­жения. Ориген ставил служение учителей выше всякого иного служения. В то время далеко не все пресвитеры имели право пропо­веди в церкви, но только епископы. «Заметь из настоящего правила, – говорит Вальсомон, – что право учить народ дано одним еписко­пам».

И наконец довели до естественной точки этот вопрос: кто же всё-таки должен учить народ, кого послать к погибшим овцам Израи­ля и мира? Оказывается никого не надо посы­лать, а кому суждено, кому на роду-де напи­сано спастись, того Бог и без наших человече­ских усилий найдет. Был бы человек, а статья в уголовном кодексе найдётся. А так как в Библии сказано обо всём и «всякого жита-пшенички лопата найдётся», то наконец отли­лось это правило «кому можно (не нужно!) благовествовать»; оказалось, что ни кому! Са­ми найдут!!! И река повернула вспять. «Вы­рви из сознания людей Евангелие и на месте его будет зияющая, смертельная рана, кото­рую ничем не закроешь» (проф. В. Ф. Марцинковский.)

Сердце, разум, поиск, делать выбор, встреча лично со Христом – всё это стало туманной историей, а путь спасения по­вернул совершенно по иному руслу: не пропо­ведники «рассеявшись ходили и благовество­вали», а желающие, задолго, за тысячи лет до пришествия антихриста пошли «от моря и до моря, и скитаются от севера к востоку, ища слова Господня и не найдут его» – Амос. 8:12. Гора пошла к Магомету. И это понравилось и закрепилось, и вся Русь представляла стран­ное зрелище: с котомками, с мешками шли по всему миру, ища святости в людях и как след­ствие, потребовались святые места (хотя всё и нужно было это), но не как подмена, но имея видимые святыни, «и того не оставлять» – Мф.23:23. И потребовалось, к каждому колизею по ночам, завозить специально раздроб­ленных камешков, до четырех грузовиков в ночь, чтобы днем паломники разобрали эти святыни и развезли по всему миру. Кто-то гонит и гонит новые толпы паломников, жаж­дущих насытить пять органов чувств.

Развозить стали не только горы камней, реки воды из тех рек палестинских, афонских, но дробить, рас­членять тела святых. Жития святых говорят совершенно об обратном: нашли мощи, и ото­рванные части тела приложили к ним, а не разносили, (16 июля) Иулия, и не разрешали брать от их тел даже волосок, (1 сентября) Симе­он Столпник, и когда патриарх покусился на это, рука тотчас отсохла, (9 ноября)Феоктиста, (31 июля) Евдоким, (15 сентября) Никита – взяли у него один палец и отсохла рука, (13 декабря) Евстратий дал наказ – от тела не брать ниче­го…, также (5 апреля) Марк Афинский, (25 июня) Феврония: кто хотел взять часть её тела, раз­бросанного палачами, раздавался гром, землетрясение, руки отсыхали, смерть (26 октября) Дмитрий Солунской. В одном месте почитается святой, чьи мощи-тело истлело, в другом не­тление почитают. Уверовал, ушёл в пустыню, народ ищет его, он снова уходит ещё дальше, и туда идут толпы, берут землю, кору, воду, кости. Стали брать землю с могилы, мазаться, разводить и пить её: (14 декабря) Филимон, (12 сентября) Иулиан, (9 июля) Федор Едесский, (13 января) Иринарх Ростовский, (2 января) Серафим.

Самоубийство: бросился с высоты, утопился, самосожжение стало восхваляться, как подвиг: (3 октября) Зино­вия, (31 января) Трифон, (8 октября) Пелагия, (12 августа) Фотий, (22 марта) Дросида.

Человеческую кровь стали разводить (с полотенца) и пить. (5 июля) Афанасий Афонский. Частицу причастия стали класть на грудь мёртвого (14 марта) Венедикт. Что есть тут-то Евангельское?

Все эти награды, митры, клобуки, колокола, шлейфы архи­ерейские, палицы, и ордена – всё это есть страшная дань бездуховности, жалкая попыт­ка прикрыть ту зияющую бездну, когда живое слово проповеди ушло из жизни. Но даже ска­зать вслух об этом боязно, сочтут сказанное за ересь и могут отлучить от Церкви и предать духовной инквизиции...

И отцы собора, запре­щая в храмах проповедывать непосвященным в сан, чувствовали, что это дело опасное: по­тому и наказание дали: 40 дней. За сотрудничество с врагами церкви, помощь им (Григорий Чудотворец Неокесарийский) – правила отлу­чают на 30 лет, а за попытку одного архиерея отнять у другого епархию – пожизненное. 40 дней – это просто острастка. Вместо того поло­жения Апполоса, которое имели служители слова – пользоваться всеми преимуществами рождающего.

Когда читаешь отчет Игнатия Брянчанинова о его поездке по монастырям, (а их было в России перед революцией до 1275), и вот – мерзость запустения на святом месте и одно лицемерство, куда понабились тунеядцы. И монахини, эти чёрные галки, ни молиться, ни жить не умеют, и вот там «речи богомерз­кие» (Стоглав, глава 52), «идут в мона­стыри ради покоя» (глава 44), «у безбожни­ков такого нет» (53 глава), «в храмах разговоры, в шапках, дерутся попы», воры (51 глава), «на престолах – волшебства, мерзость» (73 глава), «попы пьяные, бьются между собой до крови» (29-34 главы), «в церкви шепотки не вести» (38 глава), «шапок татарских не но­сить, поганские обычаи у каждой страны, а у нас свои, бород не стричь и усов на постри­гать.» (40 глава), «сорочку родившегося де­ржали на престоле» (41 глава), «деньги за крещение и за иные Таинства не брать» (44 глава), «богатым льготы в монастыре, 3 сорта кваса» (52 глава) и даже семь сортов. «И новые церкви не строить тщеславия ради» (84 глава, Стоглавый собор, 1551 год).

Что же стало с верой на Руси? Нероны, траяны, декии, диоклетианы, юлианы и ульяновы не сделали того поруга­ния, обмирщения в церкви, что сделали мы сами, отвергнув живое слово, вырвав его из сознания людей, когда попытались проповедь ограничить только храмом и только через епископов и пресвитеров. Удар в 1917 году нанесли по тому, что считалось святым, и оказалось, что никакой святой Руси и не бы­ло, а была полуязыческая страна, где Еванге­лие не проповедывалось как должно... И даже никак во многих местах.

А место свято пусто не бывает. И с такой же ревностью, тот же русский мужик (не еврей, не масон) полез крушить купола, жечь иконы. «Процессы ду­ховного разложения и перерождения в русском, именно, народе, как ни в каком дру­гом (!) зашли слишком глубоко, так глубоко, что стали необратимы, …и всю патриархию в целом следует признать еретическим сообще­ством, а массы её простых прихожан (а это –миллионы людей!) – обманутым, в конец одураченным стадом «словесных овец», ведомых патриархией прямо в погибель, в тот «вечный огонь», которому каждый раз 9-го мая кадят и кланяются и патриарх и многие иные деятели патриархии…» прот. Лев Лебедев.

Нет богопознания. «Слушайте слово Господне, сыны Израилевы; ибо суд у Господа с жителями сей земли, потому что нет ни истины, ни милосердия, ни Богопознания на земле» – Ос. 4:1; «Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших» – Евр. 4:2; «слово Господне было редко в те дни, видения были не часты» – 1 Цар.3:1; «Слово же Божие росло и распространялось» – Деян.12:24; «с такою силою возрастало и возмогало слово Господне» –Деян. 19:20; «кто от Бога, тот слушает слова Божии. Вы потому не слушаете, что вы не от Бога» – Иоан. 8:47, а без сеяния Слова Божия нет ни тридпатикратного уро­жая, и никакого, а есть только терния и волчцы.

«Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасёшь и слушающих тебя» – 1 Тим. 4:16, и об этом учении, об истине Православия ничего не зна­ют ни пастыри, ни прихожане. «Впрочем желательно нам слышать от тебя, как ты мыслишь; ибо известно нам, что об этом учении везде спорят» – Деян. 28:22. Во времена же Григория Богослова любая ку­харка покупая что-то у арианина, забывала о детях своих и то, что торгует, но часами могла доказывать истинность учения о Пресвятой, Нераздельной и Единосущной Троице. Тогда все места сёл и городов превратились в училища и места диспутов.

«А ты иди, и благовествуй» – Лук. 9:60, не смотря на запреты властей мирских и духовных. «Заключаю, что через поколение, много через два, иссякнет наше Православие… если не изменять у нас образа воспитания и обычаев общества, то будет больше и больше слабеть истинное христиан­ство, а наконец, и совсем кончится, останется только имя христианское, а духа христиан­ского не будет. Всё преисполнит дух мира» Феофан затворник (1863).

«Мне, убогому Се­рафиму, Господь открыл, что на земле Рус­ской будут великие бедствия. Православная вера будет попрана, архиереи Церкви Божией и другие духовные лица отступят от чистоты Православия, и за то Господь тяжко их нака­жет. Я, убогий Серафим, три дня и три ночи молил Господа, чтобы Он лучше меня лишил Царствия Небесного, а их бы помиловал. Но Господь ответил: «Не помилую их, ибо они учат учениям человеческим, и языком чтут Меня, а сердце их далеко отстоит от Меня».

«Сказано, что врата адовы не одолеют Церк­ви, но нигде не сказано, что в России сохра­нится Церковь. Россия может окончательно потерять её» еп. Афанасий.

«На престоле большая звезда и Евангелие со звездою, и свечи горят смоляные, трещат, как дрова; и чаша стоит, а из чаши сильное зловоние идёт, и оттуда всякие гады, скорпионы, пауки пол­зают, страшно смотреть на всё это… перед престолом стоит священник в ярко красной ризе, и по ризе ползают зеленые жабы и пау­ки, и лицо у него страшное, и чёрное, как уголь, глаза красные... и изо рта у него дым идет, и пальцы чёрные.., в этой церкви нельзя принимать миропомазание» видение Иоан­на Кронштадтского.

«А в последнее время мир будет опоясан железом и бумагой» Некта­рий. «Ещё раз повторяю, что ходить в те хра­мы нельзя будет, благодати в них не будет» Лаврентий Черниговский. «Истинно благочестивые христиане потерпят гонение от своих лжебратий, лицемерных христиан. Количест­во христиан хотя и увеличится ради милости­вой благодати Христовой при последней все­мирной проповеди, но далеко не все они явят­ся подлинными последователями Христа, многие будут ограничиваться только одною наружностью, одними внешними обрядами», «тогда Литургия твориться будет вскачь по большой дороге» Нил Мироточивый, Афон.

«Тогда, хотя имя христианское будет слышаться повсюду, и по всюду будут видны храмы и чины церковные, но всё это – одна видимость, внут­ри же отступление истинное» Феофан Затворник.

«Враг рода будет действовать хитростью. Он не станет грубо отвергать догматы Святой Троицы, Божества Иисуса Христа и достоинства Богородицы, а незаметно станет искажать переданные св. отцами от Духа Святого учение Церкви, и самый дух его, уставы, и эти ухищрения врага заметят только не­многие, наиболее искусные в духовной жизни. Еретики возьмут власть над Церковью, всюду будут ставить своих слуг, и благочестие будет в пренебрежении» Анатолий Оптинский (младший).

«При­ходит время: закрытые храмы будут ремонти­ровать, оборудовать не только снаружи, но и внутри. Купола будут золотить как храмов, так и колоколен. Все храмы будут в величай­шем благолепии, как никогда, а ходить в те храмы нельзя. Церкви будут, а православно­му в них нельзя будет ходить. Ремонты храмов будут до самого пришествия антихриста» Лаврентий Черниговский.

«Священство послед­них веков будет в нравственном падении че­рез две страсти: тщеславии и чревоугодие» Нифонт Цареградский.

«Девяносто девять священни­ков из ста объявят себя за антихриста» В. С. Соловьев.

«Нынешний страшный упадок веры и нравов весьма много зависит от холод­ности к своим паствам иерархов и вообще свя­щенства» Иоанн Кронштадтский.

«К нашей церкви будут присоединяться только отдельные лич­ности» Нектарий Оптинский.

«Не всякое собрание епи­скопов есть собор, а только собрание еписко­пов, стоящих в Истине» Федор Студит.

«Скоро в храмы нельзя будет ходить, всё изменится. Только избранные увидят это. Людей будут заставлять ходить в церковь, но мы не должны будем ходить туда ни в коем случае» Кукша.

«Только наново крещеная Русьможет стать Православным царством» Архимандрит Констан­тин (Зайцев).

«С помощью церковных властей, пропо­веди.., приводить будут членов Церкви – при­нять антихриста. И кто не послушается анти­христовых приказов, будут подвергнуты не­скончаемым мучениям» Харлампий.

«Подо­бно тому, как древнему Израилю посылает Господь судей и пророков, так и в Церкви Своей в моменты чрезвычайные Он обычно посылает людей исключительной благодатной одарённости, как бы пророков, сильных духом и Верою. Не имея официального назначения, эти люди самим делом выдвигаются из общей массы и становятся предводителями других. Но это предводительство не имеет официаль­ного характера, не является установленной в церкви должностью и не всегда держится слу­жебных рамок. Как и всякое пророчество – оно есть личный подвиг таких людей, дело их лич­ной, внутренней, духовной предприимчивости и ревности о Боге и Церкви Божией» митрополит Сергий.

«Руководителем теперь явля­ется Сам Господь, да отчасти книги, кто имеет их и может понимать» игумен Никон.

Обычно проповедь с амвона в храме, как правило принадлежит совершителю Таинства и может быть им лишь передоверена другому лицу, также принадлежащего клиру. Но ко все­му народу, а не к одной только иерархии обра­щены слова Господа: «Идите по всему миру... научите, проповедуйте Евангелие всей тва­ри» – Мф. 28:19-20. Проповедание Евангелия считалось делом всякого верующего, который призывается Самим Господом исповедывать Его пред людьми: «Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным» – Мф. 10:32, «Сказываю же вам: всякого, кто исповедает Меня пред человеками, и Сын Человеческий исповедает пред Ангелами Божиими» – Лук. 12:8, и при­том не только мужчинами, но и женщинами: Фекла, Ольга.

Проповедь христианства со­вершалась верующими независимо от того, являлись ли они носителями церковного сана или нет. Этот факт проходит решительно че­рез все века до наших дней. Миссия пропове­ди Христианства не только не связана с иерархическими преимуществами, но состав­ляет долг и достояние каждого христианина, который говорит себе: «верую и исповедую», а тем самым и проповедует. Миряне (впро­чем, этого термина в Слове Божием вовсе нет, но оно называет христиан: верующие, верные, ученики, братия) принимают участие в учи­тельстве, так что существует особый дар учительства. «Братия! если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов» – Иак. 5:19-20, «посему увещавайте друг друга и назидайте один другого, как вы и делаете» – 1Фес. 5:11, «но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить: «ныне», чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом» – Евр. 3:13, «служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией» – 1 Петр. 4:10, «Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным» – Гал. 6:1.

Миряне учили не только в частных, но в церковных собрани­ях. «Итак что же, братия? Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, — всё сие да будет к назиданию» – 1 Кор. 14:26, «Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу» – Кол. 3:16.

У мирян не отнима­ется право внебогослужебного проповедания. В церкви нет места немоте, безгласию и сле­пому послушанию. «Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства» – Гал. 5:1. Апостоличность присуща всем верным – это общецерковное наследство. «Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их» – Иоан. 17:20. Предписание учить людей исполнению заповедей преподано мно­жеству народа, а отнюдь не только двенадцати. Спаситель, несомненно, придавал этому посланничеству общецерковный масштаб, ибо Ему известно было, что проповедь «всем народам», живущим по всему лицу земли, была осуществима только объединёнными уси­лиями всех Его учеников, и тем кто узрит Его очами веры. «Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» – Иоан. 20:29. «Эта деятельность осуществляется не только (и не столько) свя­щенством, сколько мирянами. Миссионерская деятельность мирян имеет громадное значе­ние и нередко оказывается более действен­ной, чем проповедь с амвона. Тем более у мирян не может быть отнято право благовествования и научного исследования вопросов христианства и учительства. Свобода такого рода деятельности мирян может быть введена в известные границы, охраняемые иерархией, однако она не может и не должна быть отнята (1 Фес. 5:19-20)» «Настольная книга священнослужителя», т. 8, стр. 581-6, 21, 77. М.1988 г.

Автору этой подборки за 40 лет миссионерской и пропо­веднической деятельности в миру, как миря­нину пришлось претерпеть почти бесчислен­ное число задержаний органами власти по вы­зову церковнослужителей, предававших его и списки тех кто ходил на библейские курсы. Сергианские священники давали на него по­казания на суде самые лживые и намного ху­же своих хозяев-коммунистов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: