«Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» – Мф. 10:16. Кого же научили и куда послал Господь слушающих Евангелие? «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа» – Иоан. 3:8. Три отрока в печи воспевали о чудной милости Создателя, а пленная девчонка при пророке Елисее проповедывала веру истинную грозному захватчику. Воистину, для слова Божия нет уз, оно не связывается. «За которое я страдаю даже до уз, как злодей; но для слова Божия нет уз» – 2 Тим.2:9, «а кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение» – 1 Кор. 14:3.
Красноречивый Аполлос, зная только начатки учения, не будучи ещё и христианином, своею апологетикой, проповедью принес помощь делу Божию. Ни у кого тогда и мысли не было запретить ему проповедывать о Христе, но лишь помогли ему на дому уже, не у священников, во всём разобраться. И Апостол Павел ставит его в один ряд с собой, не говоря, что кто ты такой: мирянин, простец и кого хочешь учить? «Некто Иудей, именем Аполлос, родом из Александрии, муж красноречивый и сведущий в Писаниях, пришёл в Ефес. Он был наставлен в начатках пути Господня и, горя духом, говорил и учил о Господе правильно, зная только крещение Иоанново. Он начал смело говорить в синагоге. Услышав его, Акила и Прискилла приняли его и точнее объяснили ему путь Господень» – Деян. 18:24; «Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог» – 1 Кор. 3:6; 1:12.
|
|
Познавшие истину да «делятся с другими щедро» – Кирилл Иерусалимский. Горе запрещающим благовествовать истину «Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли, и входящим воспрепятствовали» – Лук. 11:52. «Не могу молчать о том, что слышал», – прп. Максим Исповедник. Первые христиане были настолько ревностны, настолько реально ощущали зыбкость этой временной земной жизни, так реально воспринимали будущее Царство Небесное, как сегодняшнее, как наивысшую реальность всего, что они искали, кому бы ещё сказать о славной победе Христа, что слово их как пожар охватило землю; язык их был как трость скорописца (Пс. 44:2), побеждали, делая безгласными философов гибнущего язычества. «Если попытаемся мы сказать к тебе слово, – не тяжело ли будет тебе? Впрочем кто может возбранить слову!» – Иов.4:2; «Я возвещал правду Твою в собрании великом; я не возбранял устам моим: Ты, Господи, знаешь» – Пс. 39:10; «в собраниях благословите Бога Господа, вы – от семени Израилева!» – Пс. 67:27; «Но когда все пророчествуют, и войдет кто неверующий или незнающий, то он всеми обличается, всеми судится» – 1 Кор. 14:24.
|
|
Всеми судим был безбожный мир. А ныне слово архиереев и священников, не приправленное солью обличения и без ссылок на Библию, потеряло силу. «Слово ваше да будет всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому» – Кол. 4:6, «Вы – соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь её соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить её вон на попрание людям» – Мф. 5:13.
Не от того ли всё постигшее нас не отходит в прошлое, что это за грех пастырей неверующих в это? («За грех корыстолюбия его Я гневался и поражал его, скрывал лице и негодовал; но он, отвратившись, пошёл по пути своего сердца» – Ис. 57:17). Пример: вечернее богослужение, службу ведет один священник. Выход с Евангелием – откуда-то из подпола, из отверстия выходит уже толпа служителей алтаря, как у Дан. 14:13, …несколько минут, …массовка кончилась,...закрыли за собой царские врата и буквально через несколько мгновений снова в алтаре только один служащий, а все спешно выскользнули потаённым ходом: молись, народ, ходатаи твои каждый устремился на свою дорогу, каждый на своей колеснице. Цинизм и бесстыдство. Только архиерейское служение томит их до конца службы... Мученики невольные. Да возможно ли такое в любой секте, у старообрядцев, у масонов, у коммунистов? О времена, о нравы! А после этого восклицают: отчего же это вера в народе падает?
Крадут в проповеди слова друг у друга, по бумажке, и это в лучшем случае, а иначе такой терновый плетень сплетёт, что только и скажешь: не введи нас во искушение. «Пророк, который видел сон, пусть и рассказывает его как сон; а у которого Мое слово, тот пусть говорит слово Мое верно. Что общего у мякины с чистым зерном? говорит Господь. Слово Мое не подобно ли огню, говорит Господь, и не подобно ли молоту, разбивающему скалу? Посему, вот Я – на пророков, говорит Господь, которые крадут слова Мои друг у друга. Вот, Я — на пророков, говорит Господь, которые действуют своим языком, а говорят: Он сказал» – Иер. 23:30.
Трусость и корысть, корысть и трусость. Не на таких ли «ревнителей» натолкнулся Иоанн Златоуст только в одной инспекционной своей командировке за Босфор, что пришлось немедленно снять до 400 священников и 6 епископов, как сообщают свидетели тех перетрубаций? И пока свет Евангелия скрыт, – жируют диабеты, поют в хорах безбожники, все считают православной свою душу. Златоуст говорит к своим прихожанам: я ничего не успею сделать один, если вы слово слышанное не понесёте каждый к тому, с кем общается: жена к служанкам, воин к подчинённым.
Дебелые, рыхлые батюшки упрекали св. Иоанна Кронштадтского за борзых рысаков, на которых он стремительно объезжал своих прихожан, а вопрошающим в рясах отвечал: из-за вас, окаянных, спешу доделать то, что вы не успели. Дмитрий Ростовский (21 сентября) описывает вопиющую безграмотность священников, и сколько он ни вопрошал, где же у них хранится Причастие, – так и не мог добиться, пока кто-то не сказал: да про «запас» спрашивают – и на местном жаргоне дознался, где дарохранительница. Смотря на таких учителей, иногда и красноречивых, говорят: «хотя бы никогда он не сходил с кафедры». А когда сойдёт, то зная его беспутные дела, вздыхают: «о, если бы никогда он не всходил на кафедру». Поистине, руки – руки Исава (дела), а голос – голос Иакова (проповеди). (Быт. 27:22), «ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» – Мф. 12:37, «смерть и жизнь — во власти языка, и любящие его вкусят от плодов его» – Пр. 18:22.
Если бы горение духа св. Вениамина (13 октября) коснулось нас! Когда мучители предложили ему свободу в обмен на молчание, не проповедывать, (что с охотой или с горечью, но принял митр. Сергий) – ответил: «невозможно свет переменить во тьму». Недостает места подробно изобразить запрет Максиму исповеднику (22 февраля), Григорию Паламе (14 ноября), Иоанну Дамаскину (4 декабря). Сама Преблагословенная Приснодева Мария вмешалась в этот запрет, и запретила запечатывать источник целительной проповеди.
|
|
«Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих» – 2 Кор. 4:3, «которое впрочем не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово» – Гал. 1:7, «за ваше участие в благовествовании от первого дня дажедоныне» – Фил. 1:5. «Ей, прошу и тебя, искренний сотрудник, помогай им, подвизавшимся в благовествовании вместе со мною и с Климентом и с прочими сотрудниками моими, которых имена — в книге жизни» – 1 Тим. 4:3, «открывшейся же ныне явлением Спасителя нашего Иисуса Христа, разрушившего смерть и явившего жизнь и нетление через благовестие» – 2 Тим. 1:10, «И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что вы видели и слышали: слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат, мертвые воскресают, нищие благовествуют» – Лук. 7:22, «Наставляемый словом, делись всяким добром с наставляющим» – Гал.6:6, «Усердствуют, да и должники они перед ними. Ибо если язычники сделались участниками в их духовном, то должны и им послужить в телесном» – Рим. 15:27.
Господь Вседержитель спрашивает каждого из уверовавших, наделенного даром знания Писания и святой жизнью: «кого Мне послать» в этот грешный мир, чтобы возвестить о скором пришествии Христа, и что будет перед тем? (Ис. 6:8). «Соберутся к нему и окружат его; прольют звезду и ярость на него. И поднимется пыль и дым до самого неба, и все кругом будут оплакивать его» – 3 Ездр. 15:44.
И если воистину Дух Святой дан в миропомазании, то скажешь с пророком Иеремией: «И подумал я: не буду я напоминать о Нём и не буду более говорить во имя Его; но было в сердце моём, как бы горящий огонь, заключённый в костях моих, и я истомился, удерживая его, и – не мог» – Иер.20:9, «И повелел им не сказывать никому. Но сколько Он ни запрещал им, они ещё более разглашали» – Марк. 7:36. Свидетели Иисуса те, кто уверовал в Него, они понесут и ныне слово о Воскресшем и Грядущем Мессии. (Ис. 8:2, 48:10, Деян. 1:8, Откр. 17:6, 1 Фес. 1:8).
|
|
В день Пятидесятницы «все они единодушно были вместе» народ и Апостолы (Деян. 1:16), «человек 120, и огненные языки почили на каждом из них». «Господи Боже, Который счел рабов Твоих достойными прощения грехов через баню пакибытия, сделай их достойными преисполняться Твоим Духом Святым и пошли им Твою благодать, чтобы они могли Тебе служить согласно Твоей воле» Так читали над уверовавшими и крестящимися во имя святой Троицы (Ипполит Римский).
Запрет мирянам на проповедь обескровил церковь. Ссылаются на VI Вселенский Собор правило 64: «Не подобает мирянину пред народом произносить слово, или учить, и таким образом брать на себя учительское достоинство, но повиноваться преданному от Господа чину, отверзать ухо приявшим благодать учительского слова, и от них поучаться Божественному. Если кто усмотрен будет нарушающим настоящее правило: на 40 дней да будет отлучен от общения церковного». Толкование патриарха Вальсамона (XII век), Зонары, Аристина, хотя и прикровенно, но поясняет, что это правило касается научения в церковном собрании, в присутствии епископа.
Только в 3 веке намечается тенденция усвоить учительство в церковном собрании исключительно епископам и отстранить от него учителей там, где они ещё удержались. Из этой эпохи известен конфликт между Оригеном и его епископом Дмитрием Александрийским. Проповедь Оригена в ЦЕРКВИ по просьбе двух палестинских епископов (Александра Иерусалимского и Феоктиста Кесарийского) вызвала энергичный протест со стороны Дмитрия. В своём письме к Дмитрию палестинские епископы оправдывали поступок Оригена, а также и свою просьбу к нему о проповеди в церкви: «Ты ещё прибавляешь, в своём письме, что никогда не слышно, да и теперь не обычай, чтобы в присутствии епископов проповедывали… – не понимаем, как можешь ты так говорить неправду? Святые епископы, как скоро находили людей, способных принести братиям пользу, то приглашали их проповедывать народу...».
Не раз высказывалось, что этот случай из жизни Оригена свидетельствует о том, что учительство было доступно простым верным в древней ЦЕРКВИ. Дмитрий нисколько не запрещал учительство Оригену в школе его, но с точки зрения Дмитрия учительство в церкви было исключительной принадлежностью иерархического служения. Ориген ставил служение учителей выше всякого иного служения. В то время далеко не все пресвитеры имели право проповеди в церкви, но только епископы. «Заметь из настоящего правила, – говорит Вальсомон, – что право учить народ дано одним епископам».
И наконец довели до естественной точки этот вопрос: кто же всё-таки должен учить народ, кого послать к погибшим овцам Израиля и мира? Оказывается никого не надо посылать, а кому суждено, кому на роду-де написано спастись, того Бог и без наших человеческих усилий найдет. Был бы человек, а статья в уголовном кодексе найдётся. А так как в Библии сказано обо всём и «всякого жита-пшенички лопата найдётся», то наконец отлилось это правило «кому можно (не нужно!) благовествовать»; оказалось, что ни кому! Сами найдут!!! И река повернула вспять. «Вырви из сознания людей Евангелие и на месте его будет зияющая, смертельная рана, которую ничем не закроешь» (проф. В. Ф. Марцинковский.)
Сердце, разум, поиск, делать выбор, встреча лично со Христом – всё это стало туманной историей, а путь спасения повернул совершенно по иному руслу: не проповедники «рассеявшись ходили и благовествовали», а желающие, задолго, за тысячи лет до пришествия антихриста пошли «от моря и до моря, и скитаются от севера к востоку, ища слова Господня и не найдут его» – Амос. 8:12. Гора пошла к Магомету. И это понравилось и закрепилось, и вся Русь представляла странное зрелище: с котомками, с мешками шли по всему миру, ища святости в людях и как следствие, потребовались святые места (хотя всё и нужно было это), но не как подмена, но имея видимые святыни, «и того не оставлять» – Мф.23:23. И потребовалось, к каждому колизею по ночам, завозить специально раздробленных камешков, до четырех грузовиков в ночь, чтобы днем паломники разобрали эти святыни и развезли по всему миру. Кто-то гонит и гонит новые толпы паломников, жаждущих насытить пять органов чувств.
Развозить стали не только горы камней, реки воды из тех рек палестинских, афонских, но дробить, расчленять тела святых. Жития святых говорят совершенно об обратном: нашли мощи, и оторванные части тела приложили к ним, а не разносили, (16 июля) Иулия, и не разрешали брать от их тел даже волосок, (1 сентября) Симеон Столпник, и когда патриарх покусился на это, рука тотчас отсохла, (9 ноября)Феоктиста, (31 июля) Евдоким, (15 сентября) Никита – взяли у него один палец и отсохла рука, (13 декабря) Евстратий дал наказ – от тела не брать ничего…, также (5 апреля) Марк Афинский, (25 июня) Феврония: кто хотел взять часть её тела, разбросанного палачами, раздавался гром, землетрясение, руки отсыхали, смерть (26 октября) Дмитрий Солунской. В одном месте почитается святой, чьи мощи-тело истлело, в другом нетление почитают. Уверовал, ушёл в пустыню, народ ищет его, он снова уходит ещё дальше, и туда идут толпы, берут землю, кору, воду, кости. Стали брать землю с могилы, мазаться, разводить и пить её: (14 декабря) Филимон, (12 сентября) Иулиан, (9 июля) Федор Едесский, (13 января) Иринарх Ростовский, (2 января) Серафим.
Самоубийство: бросился с высоты, утопился, самосожжение стало восхваляться, как подвиг: (3 октября) Зиновия, (31 января) Трифон, (8 октября) Пелагия, (12 августа) Фотий, (22 марта) Дросида.
Человеческую кровь стали разводить (с полотенца) и пить. (5 июля) Афанасий Афонский. Частицу причастия стали класть на грудь мёртвого (14 марта) Венедикт. Что есть тут-то Евангельское?
Все эти награды, митры, клобуки, колокола, шлейфы архиерейские, палицы, и ордена – всё это есть страшная дань бездуховности, жалкая попытка прикрыть ту зияющую бездну, когда живое слово проповеди ушло из жизни. Но даже сказать вслух об этом боязно, сочтут сказанное за ересь и могут отлучить от Церкви и предать духовной инквизиции...
И отцы собора, запрещая в храмах проповедывать непосвященным в сан, чувствовали, что это дело опасное: потому и наказание дали: 40 дней. За сотрудничество с врагами церкви, помощь им (Григорий Чудотворец Неокесарийский) – правила отлучают на 30 лет, а за попытку одного архиерея отнять у другого епархию – пожизненное. 40 дней – это просто острастка. Вместо того положения Апполоса, которое имели служители слова – пользоваться всеми преимуществами рождающего.
Когда читаешь отчет Игнатия Брянчанинова о его поездке по монастырям, (а их было в России перед революцией до 1275), и вот – мерзость запустения на святом месте и одно лицемерство, куда понабились тунеядцы. И монахини, эти чёрные галки, ни молиться, ни жить не умеют, и вот там «речи богомерзкие» (Стоглав, глава 52), «идут в монастыри ради покоя» (глава 44), «у безбожников такого нет» (53 глава), «в храмах разговоры, в шапках, дерутся попы», воры (51 глава), «на престолах – волшебства, мерзость» (73 глава), «попы пьяные, бьются между собой до крови» (29-34 главы), «в церкви шепотки не вести» (38 глава), «шапок татарских не носить, поганские обычаи у каждой страны, а у нас свои, бород не стричь и усов на постригать.» (40 глава), «сорочку родившегося держали на престоле» (41 глава), «деньги за крещение и за иные Таинства не брать» (44 глава), «богатым льготы в монастыре, 3 сорта кваса» (52 глава) и даже семь сортов. «И новые церкви не строить тщеславия ради» (84 глава, Стоглавый собор, 1551 год).
Что же стало с верой на Руси? Нероны, траяны, декии, диоклетианы, юлианы и ульяновы не сделали того поругания, обмирщения в церкви, что сделали мы сами, отвергнув живое слово, вырвав его из сознания людей, когда попытались проповедь ограничить только храмом и только через епископов и пресвитеров. Удар в 1917 году нанесли по тому, что считалось святым, и оказалось, что никакой святой Руси и не было, а была полуязыческая страна, где Евангелие не проповедывалось как должно... И даже никак во многих местах.
А место свято пусто не бывает. И с такой же ревностью, тот же русский мужик (не еврей, не масон) полез крушить купола, жечь иконы. «Процессы духовного разложения и перерождения в русском, именно, народе, как ни в каком другом (!) зашли слишком глубоко, так глубоко, что стали необратимы, …и всю патриархию в целом следует признать еретическим сообществом, а массы её простых прихожан (а это –миллионы людей!) – обманутым, в конец одураченным стадом «словесных овец», ведомых патриархией прямо в погибель, в тот «вечный огонь», которому каждый раз 9-го мая кадят и кланяются и патриарх и многие иные деятели патриархии…» прот. Лев Лебедев.
Нет богопознания. «Слушайте слово Господне, сыны Израилевы; ибо суд у Господа с жителями сей земли, потому что нет ни истины, ни милосердия, ни Богопознания на земле» – Ос. 4:1; «Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших» – Евр. 4:2; «слово Господне было редко в те дни, видения были не часты» – 1 Цар.3:1; «Слово же Божие росло и распространялось» – Деян.12:24; «с такою силою возрастало и возмогало слово Господне» –Деян. 19:20; «кто от Бога, тот слушает слова Божии. Вы потому не слушаете, что вы не от Бога» – Иоан. 8:47, а без сеяния Слова Божия нет ни тридпатикратного урожая, и никакого, а есть только терния и волчцы.
«Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасёшь и слушающих тебя» – 1 Тим. 4:16, и об этом учении, об истине Православия ничего не знают ни пастыри, ни прихожане. «Впрочем желательно нам слышать от тебя, как ты мыслишь; ибо известно нам, что об этом учении везде спорят» – Деян. 28:22. Во времена же Григория Богослова любая кухарка покупая что-то у арианина, забывала о детях своих и то, что торгует, но часами могла доказывать истинность учения о Пресвятой, Нераздельной и Единосущной Троице. Тогда все места сёл и городов превратились в училища и места диспутов.
«А ты иди, и благовествуй» – Лук. 9:60, не смотря на запреты властей мирских и духовных. «Заключаю, что через поколение, много через два, иссякнет наше Православие… если не изменять у нас образа воспитания и обычаев общества, то будет больше и больше слабеть истинное христианство, а наконец, и совсем кончится, останется только имя христианское, а духа христианского не будет. Всё преисполнит дух мира» Феофан затворник (1863).
«Мне, убогому Серафиму, Господь открыл, что на земле Русской будут великие бедствия. Православная вера будет попрана, архиереи Церкви Божией и другие духовные лица отступят от чистоты Православия, и за то Господь тяжко их накажет. Я, убогий Серафим, три дня и три ночи молил Господа, чтобы Он лучше меня лишил Царствия Небесного, а их бы помиловал. Но Господь ответил: «Не помилую их, ибо они учат учениям человеческим, и языком чтут Меня, а сердце их далеко отстоит от Меня».
«Сказано, что врата адовы не одолеют Церкви, но нигде не сказано, что в России сохранится Церковь. Россия может окончательно потерять её» еп. Афанасий.
«На престоле большая звезда и Евангелие со звездою, и свечи горят смоляные, трещат, как дрова; и чаша стоит, а из чаши сильное зловоние идёт, и оттуда всякие гады, скорпионы, пауки ползают, страшно смотреть на всё это… перед престолом стоит священник в ярко красной ризе, и по ризе ползают зеленые жабы и пауки, и лицо у него страшное, и чёрное, как уголь, глаза красные... и изо рта у него дым идет, и пальцы чёрные.., в этой церкви нельзя принимать миропомазание» видение Иоанна Кронштадтского.
«А в последнее время мир будет опоясан железом и бумагой» Нектарий. «Ещё раз повторяю, что ходить в те храмы нельзя будет, благодати в них не будет» Лаврентий Черниговский. «Истинно благочестивые христиане потерпят гонение от своих лжебратий, лицемерных христиан. Количество христиан хотя и увеличится ради милостивой благодати Христовой при последней всемирной проповеди, но далеко не все они явятся подлинными последователями Христа, многие будут ограничиваться только одною наружностью, одними внешними обрядами», «тогда Литургия твориться будет вскачь по большой дороге» Нил Мироточивый, Афон.
«Тогда, хотя имя христианское будет слышаться повсюду, и по всюду будут видны храмы и чины церковные, но всё это – одна видимость, внутри же отступление истинное» Феофан Затворник.
«Враг рода будет действовать хитростью. Он не станет грубо отвергать догматы Святой Троицы, Божества Иисуса Христа и достоинства Богородицы, а незаметно станет искажать переданные св. отцами от Духа Святого учение Церкви, и самый дух его, уставы, и эти ухищрения врага заметят только немногие, наиболее искусные в духовной жизни. Еретики возьмут власть над Церковью, всюду будут ставить своих слуг, и благочестие будет в пренебрежении» Анатолий Оптинский (младший).
«Приходит время: закрытые храмы будут ремонтировать, оборудовать не только снаружи, но и внутри. Купола будут золотить как храмов, так и колоколен. Все храмы будут в величайшем благолепии, как никогда, а ходить в те храмы нельзя. Церкви будут, а православному в них нельзя будет ходить. Ремонты храмов будут до самого пришествия антихриста» Лаврентий Черниговский.
«Священство последних веков будет в нравственном падении через две страсти: тщеславии и чревоугодие» Нифонт Цареградский.
«Девяносто девять священников из ста объявят себя за антихриста» В. С. Соловьев.
«Нынешний страшный упадок веры и нравов весьма много зависит от холодности к своим паствам иерархов и вообще священства» Иоанн Кронштадтский.
«К нашей церкви будут присоединяться только отдельные личности» Нектарий Оптинский.
«Не всякое собрание епископов есть собор, а только собрание епископов, стоящих в Истине» Федор Студит.
«Скоро в храмы нельзя будет ходить, всё изменится. Только избранные увидят это. Людей будут заставлять ходить в церковь, но мы не должны будем ходить туда ни в коем случае» Кукша.
«Только наново крещеная Русьможет стать Православным царством» Архимандрит Константин (Зайцев).
«С помощью церковных властей, проповеди.., приводить будут членов Церкви – принять антихриста. И кто не послушается антихристовых приказов, будут подвергнуты нескончаемым мучениям» Харлампий.
«Подобно тому, как древнему Израилю посылает Господь судей и пророков, так и в Церкви Своей в моменты чрезвычайные Он обычно посылает людей исключительной благодатной одарённости, как бы пророков, сильных духом и Верою. Не имея официального назначения, эти люди самим делом выдвигаются из общей массы и становятся предводителями других. Но это предводительство не имеет официального характера, не является установленной в церкви должностью и не всегда держится служебных рамок. Как и всякое пророчество – оно есть личный подвиг таких людей, дело их личной, внутренней, духовной предприимчивости и ревности о Боге и Церкви Божией» митрополит Сергий.
«Руководителем теперь является Сам Господь, да отчасти книги, кто имеет их и может понимать» игумен Никон.
Обычно проповедь с амвона в храме, как правило принадлежит совершителю Таинства и может быть им лишь передоверена другому лицу, также принадлежащего клиру. Но ко всему народу, а не к одной только иерархии обращены слова Господа: «Идите по всему миру... научите, проповедуйте Евангелие всей твари» – Мф. 28:19-20. Проповедание Евангелия считалось делом всякого верующего, который призывается Самим Господом исповедывать Его пред людьми: «Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным» – Мф. 10:32, «Сказываю же вам: всякого, кто исповедает Меня пред человеками, и Сын Человеческий исповедает пред Ангелами Божиими» – Лук. 12:8, и притом не только мужчинами, но и женщинами: Фекла, Ольга.
Проповедь христианства совершалась верующими независимо от того, являлись ли они носителями церковного сана или нет. Этот факт проходит решительно через все века до наших дней. Миссия проповеди Христианства не только не связана с иерархическими преимуществами, но составляет долг и достояние каждого христианина, который говорит себе: «верую и исповедую», а тем самым и проповедует. Миряне (впрочем, этого термина в Слове Божием вовсе нет, но оно называет христиан: верующие, верные, ученики, братия) принимают участие в учительстве, так что существует особый дар учительства. «Братия! если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов» – Иак. 5:19-20, «посему увещавайте друг друга и назидайте один другого, как вы и делаете» – 1Фес. 5:11, «но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить: «ныне», чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом» – Евр. 3:13, «служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией» – 1 Петр. 4:10, «Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным» – Гал. 6:1.
Миряне учили не только в частных, но в церковных собраниях. «Итак что же, братия? Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, — всё сие да будет к назиданию» – 1 Кор. 14:26, «Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу» – Кол. 3:16.
У мирян не отнимается право внебогослужебного проповедания. В церкви нет места немоте, безгласию и слепому послушанию. «Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства» – Гал. 5:1. Апостоличность присуща всем верным – это общецерковное наследство. «Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их» – Иоан. 17:20. Предписание учить людей исполнению заповедей преподано множеству народа, а отнюдь не только двенадцати. Спаситель, несомненно, придавал этому посланничеству общецерковный масштаб, ибо Ему известно было, что проповедь «всем народам», живущим по всему лицу земли, была осуществима только объединёнными усилиями всех Его учеников, и тем кто узрит Его очами веры. «Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» – Иоан. 20:29. «Эта деятельность осуществляется не только (и не столько) священством, сколько мирянами. Миссионерская деятельность мирян имеет громадное значение и нередко оказывается более действенной, чем проповедь с амвона. Тем более у мирян не может быть отнято право благовествования и научного исследования вопросов христианства и учительства. Свобода такого рода деятельности мирян может быть введена в известные границы, охраняемые иерархией, однако она не может и не должна быть отнята (1 Фес. 5:19-20)» «Настольная книга священнослужителя», т. 8, стр. 581-6, 21, 77. М.1988 г.
Автору этой подборки за 40 лет миссионерской и проповеднической деятельности в миру, как мирянину пришлось претерпеть почти бесчисленное число задержаний органами власти по вызову церковнослужителей, предававших его и списки тех кто ходил на библейские курсы. Сергианские священники давали на него показания на суде самые лживые и намного хуже своих хозяев-коммунистов.