Объявление 14 страница

«Во избе­жание блуда, каждый имей свою жену, и каж­дая имей своего мужа. Муж, оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена» – 1 Кор.7:1-4. Разведённый до смерти супруги не имеет права жениться (1 Кор. 7:39, Рим.7 гл.).

Смотрение на жён (порнофильмы, открыт­ки) считалось равным, что иметь на плечах со­бачью голову. Житие Пахомия.15 мая. ср. 2 Цар. 3:8. Стыдливость была такой, что стыди­лись показать больное тело врачу Агафия (16 апреля), Макрина (19 июля). «Нет ничего страшнее блудного греха», – говорит св. Нифонт. На этом мытарстве после смерти погибает больше душ, чем на остальных 19 мытарствах-испытаниях по роду греха: пьянство, язык и др. Женам запре­щалось смотреть в открытый алтарь » Василий Вел. 1 янв. «Через женщину диавол много делает зла», – учит Арсений Великий. Чтобы понять прогресс в целомудрии одежды, вспомним жи­тие Иакова Низин. (13 января,) увидевшего девиц с голыми ногами и непокрытыми головами, которых по­карал так, что они тотчас поседели.

«Если самый брак должен быть освящаем покровом и благословением священническим, то как может быть брак там, где нет согласия и веры?» Амвросий Медиол. «Учи жену страху Божию, и все потечет к тебе, как из источника, и дом твой будет исполнен многими благами » Златоуст. Это и расстраивает всю вселенную, что мы нерадим о собственных детях; заботим­ся об их имуществе, а душою их пренебрегаем, что является крайним безумием. Нам нет изви­нения, если дети у нас развращены. Если бы отцы тщательно воспитывали своих детей, то не было бы ни судилищ, ни наказаний. Ста­райся научить сына презирать славу настоящей жизни, от этого он будет славнее и знаменитее. Как никто не может расчитывать на оправда­ние и снисхождение в собственных грехах, так нет оправдания родителям в грехах детей» Зла­тоуст.

«Мы в долгу у отцов, родивших нас, но у отцов, хорошо воспитавших и наставивших нас в благочестии, мы в гораздо большем долгу. Лучше человеку не родиться, нежели родиться и быть в вечной гибели. Многие родители, имея слепую любовь к детям, жалеют наказывать их за проступки: но после, когда дети вырастут и будут безнравственны, такие родители скоро са­ми поймут свою погрешность в том, что не на­казывали детей, пока они были малы... Не на­казанные в юности, в зрелости остаются, как кони необъезженные и дикие, ни к какому делу не пригодные. Поэтому, христианин, люби де­тей своих по христиански и наказывай их, что­бы стали исправными и добрыми» Тихон За­донский.

«Уважающий мать свою, как приобретаю­щий сокровище», «Почитающий отца будет иметь радость от детей своих, в день молитвы будет услышан. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продли­лись дни твои на земле. Уважающий отца бу­дет долгоденствовать. Милосердие к отцу не за­быто, несмотря на грехи твои, благосостояние твое умножится, как лёд от теплоты разрешатся грехи твои» – Сир. 3:4–5, Исх. 20:12, Сир. 3:9-14. «Дети, повинуйтесь своим родителям в Госпо­де» – Еф.6:1. «Если же они повелевают против­ное слову Божию, того ни в коем случае нельзя слушать, поскольку несравненно более должно быть почитаемо Божие повеление, чем роди­тельское» Тихон Задонский.

«Как девство лучше брака, так первый брак лучше второго. Разводиться – дело противное как природе, так и божественному закону. Как во время болезни мы не отсекаем члена боль­ного, а исцеляем его, так будем поступать и с женою. Брак дан для деторождения, а ещё бо­лее для погашения естественного пламени» Златоуст. Вступившим в брак настолько труд­нее спасаться, как бежать со связанными нога­ми.

«Пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодезя. Пусть не разливаются источ­ники твои по улице... утешайся женою юности твоей, любезною ланью и прекрасною серною; груди её да уповают тебя во всякое время, лю­бовью её услаждайся постоянно. И для чего те­бе сын мой, увлекаться постороннею и обни­мать груди чужой? Ибо пред очами Господа пу­ти человека, и Он измеряет все стези его. Без­законного уловляют собственные беззакония его, и в узах греха своего он содержится, он умирает без наставления, и от множества безу­мия своего теряется» – Притч. 5:15-23.

«Так дол­жны мужья любить своих жён, как свои тела;

любящий свою жену, любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей пло­ти, но питает и греет её, как и Господь Цер­ковь, потому что мы члены тела его, от плоти Его и от костей его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть» – Еф. 5:28-31.

«Воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздержи­вались от блуда; чтобы каждый из вас умел со­блюдать свой сосуд в святости и чести, а не в страсти похотения, как и язычники, не знаю­щие Бога» – 1 Фес. 4:3-5.

«Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу, а женатый за­ботится о мирском, как угодить жене» – 1 Кор. 7:32.

«Нет ничего хуже, как смотреть с вож­делением на женщину. Многие погибли из-за женщин... Не будьте рабами скверных ниже естественных страстей, ни постыдных похотений, столь мерзких пред Богом» Антоний Вели­кий.

«Блудная брань усиливается от пяти при­чин: от празднословия, тщеславия, многого сна, от склонности к красивой одежде, от пресыще­ния» Авва Исаия. «Если тебя борет блудная страсть, удручай тело подвигами, со смирением припадая пред Богом, и обретёшь покой; непре­станно удручай себя бдением, голодом и жаж­дой, смиряясь пред всеми» Авва Исаия.

«Иску­шения этого греха сильны, и ничто не волнует так юношеского возраста, как эта страсть. По­этому оградим юных отовсюду советами, уве­щаниями, страхом и угрозами. Если хочешь смотреть и услаждаться взором, то смотри по­стоянно на свою жену и люби её; этого не вос­прещает никакой закон. Где блуд, там обитает диавол. Блуд уготовляет для нас вечный и неу­гасимый огонь» Иоанн Златоуст. «Может ли что быть соблазнительнее, как видеть христианских жен, которые являются публично разодетыми и разрумяненными, подобно блудницам » Тертуллиан.

«На брачующихся полагаются венцы на гла­вах, в знамение победы... что они непобедимые страстью до брака таковыми приступили к брачному ложу. А если кто, быв уловлен сладо­страстием, отдал себя блудницам, то для чего ему, побеждённому, иметь и венец на главе своей » Златоуст. «Мать составляет славу детей, жена – мужа» св. Климент.

Св. Киприан гово­рит, что украшения женщин обезображивают их и оскорбляют Бога. Христианки не красили волос и не подкрашивали щёк и бровей, не употребляли благовонных мазей... Бог смотрит на внутреннее, а не внешнее.

«Что делать, ес­ли... она будет скромна и тиха, а он дерзок, по­дозрителен, сердит, будет сильно надмеваться, как вынести ей такое унижение и притеснение? Терпи, говорит Апостол, всё это рабство, ибо тогда только ты будешь свободна, когда он ум­рёт... Против тебя (муж) поднимает войну же­на, тебя входящего встречает она как зверь, изо­щряет язык свой как меч. Горестное обстоятель­ство, что помощница стала врагом! Но испытай самого себя: не сделал ли ты сам чего либо в молодости против женщины, – и вот рана, на­несённая тобою женщине, врачуется женщи­ной, и язву чужой женщины как хирург выжи­гает собственная жена... Жена злая будет дана мужу грешному, и дана будет как горькое про­тивоядие, которое иссушает худые соки греш­ника» Златоуст.

«Мужу бить жену свою, это крайне бесчестно не только для того, кого бьют, но и для того, кто бьёт. И вам, жёны, и вам, мужья, говорю: сохрани вас Бог от такого греха, который бы доводил мужа до необходимости бить жену... такого мужа, если только можно назвать его мужем, а не зверем, я ставлю на­равне с отцеубийцею и матереубийцею. Когда соседи и проходящие стекаются, как бы к жи­лищу некоего зверя, внутри логова пожираю­щего свою добычу... Если после многих опытов узнаешь, что жена твоя не исправилась и упор­но держится своих обычаев, – и тогда не изгоняй её. Искорени из её мысли слова: «моё», «твоё». Если скажет она: «Это моё», скажи ей: «Что та­кое твоё? Я не знаю этого, и не имею ничего собственного, как же ты говоришь: моё, когда все твоё».

В отношении ко всем женщинам муж должен вести себя так, чтобы не возбуждать ревности в своей жене и избежать всякого подозрения в не­верности.

Епитимия, наказание за блуд: 4-7 лет, за прелюбодеяние (женатому): 7-15 лет ( «Прелюбодействовавший пятьнадесять лет да не приобщается Святых Тайн. Распределение же на сии пятьнадесять лет для него следующее: четыре лета да будет он плачущим, пять слушающим Писания, четыре припадающим, два да стоит с верными без приобщения. Блудник семь лет да не причастится Святых Тайн: два лета да плачет, два да слушает, два да припадает, и едино лето только да стоит с верными, в восьмое допущен будет до святаго причастия ». Вас. Вел. 58, 59, 77; « Если жена прелюбодействовала, и кто либо прелюбодействовал: таковым надлежит в семь лет приити в совершенное общение, по степеням к тому ведущим » Анк. 20).

«Жена, оставившая мужа, если пойдет за иного, есть прелюбодеица, по священному и божественному Василию, который весьма прилично из пророчества Иеремии привел сие: если жена будет мужу иному, не возвратится к мужу своему, но осквернением осквернена будет. И паки: держащий прелюбодеицу, безумен и нечестив. Если же усмотрено будет, яко оставила мужа без вины: то он достоин снисхождения, а она епитимии. Снисхождение же будет ему оказано в том, да будет он в общении с Церковью. Но законно сопряженную себе жену оставляющий, и иную берущий, по слову Господа, повинен суду прелюбодеяния. Постановлено же, правилами отцов наших, таковым год быть в разряде плачущих, два года слушающих чтение писаний, три года в припадающих, и в седьмый стоять с верными, и тако сподобиться причащения, если со слезами каяться будет» – VI Всел. 87.

Детей надобно охранять от того, чтобы они не приобретали ложных понятий о жизни по­средством чтений сочинений, наполненных обольстительными, несбыточными вымыслами, удалять их от дружбы и сообщества с дурными товарищами. «Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» – Иак. 4:4. Учите молиться Богу и во­дите в церковь, и больше всего учите своею жизнью и примером. «Праведник ходит в своей непорочности: блаженны дети его после него!», «Наказывай сына твоего, и он даст тебе покой, и доставит радость душе твоей» – Притч. 20:7, 29:17. «Человек, радующийся о детях и при жизни видящий падение врагов» – Сир. 25:10. «Умерщвляй их порочные склонно­сти, это будет столько же благоприятная жертва Богу, какую принес Авраам» блаж. Августин.

Особое попечение предлежит о стыдливости в детях. Волосы женщине даны вместо покры­вала и являются её честью, её коса – её краса (1 Кор. 11 гл., Васил.96), и даже ради подвижничества (как было у Феодоры, 11 сентября; Наталия, 26 август; Архелая, 6 июня) запрещается стричь женщинам волосы, а мужам запрещено растить волосы длинными ( «Если которая жена, ради мнимаго подвижничества, острижет власы, которыя дал ей Бог в напоминание подчиненности: таковая, как нарушающая заповедь подчинённости, да будет под клятвою» Гангр. 17). Всё это ведет к стиранию полов, к мужеложству, что церков­ными законами карается как смертный грех Мужеложники и скотоложники и убийцы и отравители и прелюбодеи и идолопоколнники того же осуждения достойны. Посему правило, какое имеешь о прочих, соблюдай и о сих: а о принятии каявшихся тридцать лет в нечистоте, которую соделали в неведении, и сомневаться нам не надлежало. Ибо и неведение творит их достойными снисхождения, и довольное исповедание, и протечение столь долгого времени: ибо они едва не весь век человеческий преданы были сатане, да научатся не безчинствовати. Посему, повели уже неотложно принять их, и наипаче, если имеют слёзы, преклоняющие тебя к милосердию, и являют житие, достойное милования». «Явившему неистовство на мужеском поле, время для покаяния да расположится сообразно времени беззаконновавшего прелюбодеянием» Василий Вел. 7, 62.

« Грехи, бывающие от вожделения и сладострастия, разделяются следующим образом: иной называется прелюбодеянием, а иной блудом. Некоторыми же тончайшим изследователями заблагоразсудилось и грех блуда именовать прелюбодеянием: поскольку один есть законный союз жены с мужем, и мужа с женою.

Итак всё незаконное есть уже противозаконное, и берущий не своё очевидно берёт чужое. Ибо человеку дана от Бога одна помощница, и над женою поставлена одна глава. Итак если кто стяжал себе, по выражению Божественнаго Павла, свой собственный сосуд (1 Сол. 4:4): тому закон естественный предоставляет праведное употребление его. Но если кто обратится не к собственному: такой без сомнения чужой похитит. Для всякого чужое есть то, что не есть его собственное, хотя бы и не было в виду владельца оное присвояющего. Посему, строже изследовавшим сей предмет, представлялся блуд недалеко отстоящим от греха прелюбодеяния, ибо и Божественное Писание глаголет: «для чего тебе... увлекаться постороннею» – Прит. 5:20. Но поскольку к немощнейшим отцы являли некое снисхождение: то положено в сем грехе общее различие таковое: блудом называется исполнение похоти, соделанное с кем либо без обиды другому, а прелюбодеянием навет и обида чужому союзу.

К сему относят скотоложство и мужеложство, потому что и сии грехи суть прелюбодеяния против естества. Поскольку причиняется обида чужому роду, и притом вопреки естеству. При таком разделении видов, и сего греха общее врачевание состоит в том, да соделается человек через покаяние чистым от страстного неистовства к такому плотоугодию. Поскольку же у осквернившихся блудодеянием не сопряжена с сим грехом обида: того ради сугубое время покаяния определено тем, кои осквернили себя прелюбодеянием, или иными постыдными деяниями, как то, смешением со скотом, или неистовством к мужскому полу. Ибо в сих случаях, как сказано мною, грех становится сугубым: един состоит в непохвалительном сластолюбии, а другий в обиде другому. Да будет же некое различие образа покаяния, во грехах сладострастия. Возбудивший сам себя к исповеданию грехов, как уже начавший врачевание своего недуга тем самым, что решился по собственному побуждению быть обличителем своих тайн, и как показавший знамение своего изменения к лучшему, да будет под епитимиею более снисходительною: а уловленный во зле, или по некоему подозрению или по обвинению невольного обличённый, подвергается продолжительнейшему исправлению, дабы со строгостью быв очищен, таким образом принят был к общению Святых Тайн.

Правило о сем таково: осквернившиеся блудодеянием на три года да будут совсем удалены от церковной молитвы, три года да участвуют только в слушании Писаний, в иные три лета да молятся с припадающими в покаянии, и потом да причащаются Святых Тайн. Для проходящих же покаяние ревностнее, и житием своим показующих возвращение ко благому, позволительно устрояющему полезное в церковном домостроительстве, сократить время слушания, и скорее приводить оных к обращению: подобно сократить время и сего, и скорее опустить до приобщения, сообразно с тем, как он собственным испытанием дознаёт состояние врачуемого. Ибо как воспрещено повергать бисер пред свиньями, так неуместно было бы и лишать драгоценного бисера того, который чрез удаление от греха и очищение уже сделался человеком. Беззаконие же содеваемое прелюбодеянием, или другими видами нечистоты, как выше сказано, по всему тем же судом да будет врачуемо, как и грех блудный, но с усугублением времени. При сем такожде да будет наблюдаемо расположение врачуемого, подобно как и одержимого нечистотою блуда, дабы или ранее или позднее подавалось им причастие блага» Григорий Нис. 4. Епитимия как прелюбо­дею.

Празднование дня рождения запрещается, ибо таковые пиршества заканчиваются погублением пророка, как на дне рождения Ирода обезглавлен Иоанн Предтеча. На день Ангела необходимо помолиться в храме или дома, про­честь канон Ангелу Хранителю, поблагодарить Бога за сохранённую жизнь, милости Его.

Как признак последнего времени есть особо злост­ное непослушание детей своим родителям (Рим.1:30), обуянное духом вседозволенности и разрушения, безмотивными преступлениями. «Нечистые женщины будут рождать чудовищ» – 3 Езд. 5:8, убивающих мать, отца, предающих родину – всё это за грехи родителей, что ни при зачатии, ни при рождении, ни при воспи­тании не просили Божиих милостей, благословений. Дети обязаны не просто уважать, лю­бить, но благоговейно чтить своих родителей. «Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе» – Исх. 20:12. И даже под предлогом благочестия не покидай своих родителей. Исключение де­лается только для тех, чьи родители ставят вы­бор: или мы или Бог(« Если некоторые дети, под предлогом благочестия, оставят своих родителей, наипаче верных, и не воздают подобающей чести родителям, да будут под клятвою. Впрочем правоверие да будет ими соблюдаемо предпочтительно» Гангр. 16).

Жёны-убийцы, совершившие аборт, отлучённые от Церкви на 10 лет, должны знать, что по церковным пра­вилам они отлу­чены на 10 лет, которые распределяются так, что при словах «Оглашенные изыдите» они, как и все готовящиеся ко крещению должны выхо­дить 3/4 срока сего, и стоять вне церкви и мо­литься, и только последнюю 1/4 срока нахо­диться при богослужении на литургии до кон­ца, но не причащаться. «Умышленно погубившая зачатый во утробе плод, подлежит осуждению смертоубийства. Тонкого различения плода образовавшегося, или ещё не образованнего у нас нет. Ибо здесь полагается взыскание не только за имевшее родиться, но и за то, что наветовала самой себе; поелику жёны, от таковых покушений, весьма часто умирают. С этим соединяется и погубление плода, как другое убийство, от дерзающих на сие умышленно. Впрочем подобает не до кончины продолжать покаяние их, но принимать их в общение, по исполнении десяти лет; врачевание же измерять не временем, но образом покаяния » Василия Великого правило 2.

«Лучше бездетность с добродетелью, ибо па­мять о ней бессмертна: она признается и у Бога, и у людей. А плодородное множество нечести­вых не принесёт пользы, и прелюбодейные от­расли не дадут корней в глубину и не достигнут незыблемого основания; и хотя на время позе­ленеют в ветвях, но, не имея твёрдости колеб­лются от ветра и порывом ветров искоренятся, ибо дети, рождаемые от беззаконных сожитий, суть свидетели разврата против родителей при допросе их... Дети прелюбодеев будут несовер­шенны, и семя беззаконного ложа исчезнет, ес­ли и будут они долгожизненны, но будут по­читаться за ничто, и поздняя старость их будет без почёта. А если скоро умрут, не будут иметь надежды и утешения в день Суда; ибо ужасен конец неправедного рода» – Прем. Солом. 4:1-6, 3:16-19.

«Так и жена, оставившая мужа и про­извёдшая наследника от чужого. Она будет вы­ведена пред собрание, и о детях её будет исс­ледование. Дети её не укоренятся, и ветви её не дадут плода. Она оставит память о себе на проклятие, и позор её не изгладится» – Сир. 23:31-35

«Дети грешников бывают дети отвратитель­ные и обращаются с нечестивыми. Наследие детей грешников погибнет, и вместе с племе­нем их будет распространяться бесславие. Нечестивого отца будут укорять дети, пото­му что за него они терпят бесславие» – Сир. 41:8-10.

«Не желай множества негодных детей, и не радуйся о сыновьях нечестивых. Когда они умножаются, не радуйся о них, если нет в них страха Господня. Не надейся на их жизнь и не опирайся на их множество. Лучше один праведник, нежели тысяча грешников, и лучше умереть бездетным, нежели иметь детей нечестивых, ибо от одного разумного населится город, а племя беззаконных опустеет» – Сир.16:1-5

«Дети должны проявлять всякую благодар­ность родителям, от которых жизнь, наставле­ние и всё, что имеют, получили. Благодарность эта состоит в следующем: во всяких нуждах им помогать, когда не имеют средств, кормить и одевать их; в старости, в болезни или в другом случае прикрывать или извинять их немощи, как сделали Сим и Иафет, сыновья Ноя (Быт. 9:23), которые прикрыли наготу отца своего. Так говорится в притчах: «Слушайся от­ца своего; он родил тебя; и не пренебрегай ма­тери твоей, когда она и состарится» – Притч. 23:22. Хам, сын того же Ноя, показав­ший наготу отца своего, был наказан. За непочитание родителей Бог великие наказания оп­ределил детям: 1) проклятие: «Проклят зло­словящий отца своего и матерь свою!» – Втор. 27:16; 2) смерть: «Кто будет злословить отца своего или мать свою, тот да будет предан смерти» –Лев. 20:9» Тихон Задонский.

Согласно слова Божия прокляты все матерщинники, злословящие святое имя матери, пред которой мы в таком долгу, что если бы, как говорит мудрец, и в пригоршне на огне приготовил для матери еду, и тогда ещё ты ничего великого не воздал за неё, за её родильные муки (Сир. 7:29). Не потому ли такие злые нынче дети, что они во сне и наяву поют: «у меня братишки нет, у меня сестрёнки нет», и сам того не зная, он вос­питывается эгоистом и мстит за своих брати­шек, сестрёнок, которые убиты его матерью в её чреве – сделавшемся для них гробом. Закон Божий заложенный в совести влечет к воспо­минанию имени матери в беде, в смертный час. И преступник в нарушение заповеди не делать на себе наколок, татуировок (Лев. 19:28) пишет: «Не забуду мать родную»... В действительности же следовало бы в душе написать: «я забыл наказ матери Церкви и матери родившей меня быть добрым, честным, и вот я оказался вдали от до­бра».

«Хорошее воспитание не в том, чтобы сна­чала дать развиться порокам, а потом стараться изгнать их. Надо принимать все меры, чтобы сделать нашу природу недоступной для поро­ков. Если ты прекрасно воспитал своего сына, то он – своего, а тот – своего, и как бы некая полоса лучших жизней пойдёт вперед, получив начало и корень от тебя и принося тебе плоды попечения о потомках. Если рождаемые тобой дети получат надлежащее воспитание и твоими заботами наставлены будут в добродетели, это будет началом и основанием твоему спасению, и, кроме награды за собственные добрые дела, ты получишь великую награду и за их воспи­тание. Детский возраст – нежный, ребёнок бы­стро усваивает то, что ему говорят, и, как пе­чать на воске, запечатлевается в душе детей то, что они слышат. Тем самым и жизнь их уже начинает склоняться или к пороку, или к до­бродетели. Потому, если в самом начале и, так сказать, в преддверии, отклонить их от порока и направить на лучший путь, то в будущем это уже обратится в навык и как бы в природу, и они не так легко будут по своей воле уклоняться к худшему, потому что навык будет привлекать их к добрым делам. Те отцы, которые не заботятся о достоинстве и скромности детей, хуже детоубийц, поскольку губят их души. Сорную траву легче вырвать, когда возраст нежнее, тог­да и надо следить, чтобы оставленные без вни­мания страсти не усилились и не стали неисп­равимы» св. Иоанн Златоуст.

«Если родители не оказывают должного по­печения о детях, не учат их разуму, не внушают им добрых правил, то души детей будут взыска­ны от рук их» Симеон Новый Богослов.

«Садовник привязывает саженцы к колу, ук­реплённому в земле, чтобы ветер и буря не по­валили их. И сучки или негодные побеги отсе­кает, чтобы они не повредили дереву и не ис­сушили его. Поступайте так и вы с малыми и молодыми вашими детьми, привязывайте серд­ца их к страху Божию, чтобы не поколебались они от сатанинских козней и не оставили бла­гочестия. Отсекайте растущие в них страсти, чтобы не выросли и не владели ими, и не умер­твили внутреннего нового человека, рождённого в святом Крещении. Ибо видим, что когда дети растут, то являются и растут вместе с ними и греховные страсти, как дикие побеги на дереве… Поэтому, чтобы эти дикие побеги не выросли и не повредили человеку, и не погубили его, омы­того, освящённого и оправданного святым Крещением, необходимо наказанием и учением Гос­подним их отсекать. Отсекайте, возлюбленные, такие побеги в душах детей ваших, «воспиты­вайте их в учении и наставлении Господнем» – Еф. 6:4.

«Родителям нужно молиться Богу о своих детях, чтобы Сам Он научил страху Своему и умудрил во спасение. Примеры добрых дел нужно являть им в самих себе. Юные, да и лю­ди всякого возраста, лучше наставляются до­брой жизнью, чем словом. Ибо дети особенно подражают жизни родителей, что замечают в них, то и сами делают, доброе будет или дур­ное, что видят. Поэтому родителям нужно са­мим беречься от соблазнов, и пример доброде­тельной жизни подавать своим детям, если хо­тят их наставить в добродетели. Иначе ни в чём не преуспеют. Ибо дети больше смотрят на жизнь родителей и отражают её в своих юных душах, чем слушают их слова. Юность, сама по себе склонная ко всякому злу, требует прилеж­ного наблюдения, доброго воспитания и настав­ления, но вместо этого встречает её великое зло – ядовитый соблазн родительских нравов. Со­блазн же, как пожар усилившийся, далее и да­лее распространяется и поедает одушевлённые храмы. Горе детям от этого соблазна; и сугубое горе родителям, которые, вместо полезного уче­ния, злым примером, как ядом, заражают юные сердца» Тихон Задонский.

Гордые, своевольные жены, безвольные, слабохарактерные отцы, и обе стороны погрязшие в похоти и безбожии осиротили столько детей, как ни одна война.

Количество разводов перевалило 53 %, тогда как жена главного идола ВИЛа (Ленина) пред­сказывала, что уже при 17 % разводов нас на­кроет национальная катастрофа. Дети сироты, страна сирот, потерявшая до 100 миллионов на­сильственно оборванных жизней только с 1917 года; страна, народ, над которым произведён чудовищный эксперимент по оскотиниванию, биологическому уничтожению, стоит на грани духовного и физического вымирания. Ежегодно миллионы абортов, нерождённых гениев, по­движников; нарушен генофонд русского народа. Кто может помочь ему, только Бог и мы сами. «Ни я, ни Бог тебе не поможет, если ты сам себе не поможешь» – восклицал великий Златоуст. По научным выкладкам Д.И. Менделеева к 2000 году русских должно было бы быть до 450 мил­лионов человек. Сегодня же едва насчитывают 75 миллионов. Где остальные? Всенародное покаяние перед Богом в посте и прахе может дать ещё возможность испросить у Бога милости вос­становить порушенную семью.

«Ты видишь, ибо Ты взираешь на обиды и притеснения, чтобы воздать Твоею рукою. Тебе предает себя бед­ный; Сироте Ты помощник» – Пс.9:35. «Ни вдовы, ни сироты не притесняйте» – Исх.22:22. «Сиротам будь как отец» – Сир.4:10. «Отец сирот и Судия вдов – Бог» –Пс.67:6. «Он не презрит моления си­роты, ни вдовы, когда она будет изливать про­шение своё. Не слёзы ли вдовы льются по ще­кам, и не вопиет ли она против того, кто вы­нуждает их?» – Сир. 35:14-15 «И приду к вам для суда и буду скорым обличителем чародеев, и прелюбодеев, и тех, которые клянутся ложно и удерживают плату у наёмника, притесняют вдо­ву и сироту и отталкивают пришельца, а Меня не боятся, говорит Господь Саваоф» – Малах. 3:5.

Русский человек имел неписанное правило, по которому дети погибших родителей часто перехо­дили к крестному отцу, восприемнику их от свя­той купели Крещения. В языческом римском цар­стве в стране Галатии в г. Анкире жила бедная вдова христианка Ефросиния с малолетним сы­ном Климентом, воспитывала его в учении Гос­поднем. Страшное тогда было гонение на христи­ан. Когда Клименту было 12 лет мать его тяжело заболела, и почувствовала приближение кончи­ны. Не страшилась она смерти, ибо крепко вери­ла в жизнь бессмертную за гробом и питала свет­лую надежду на блаженство вечное, уготованное любящим Бога. Накануне своей кончины мать ве­дет тихую, прощальную беседу с сыном: «Милое дитя моё! Осиротел ты ещё в пелёнках, узнал о своём сиротстве прежде, чем об отце. Но ты не был сиротою, не будешь и после меня. Отец тебе – Христос Бог. Я родила тебя по плоти. Он воз­родил тебя духовно. Его исповедуй своим Отцом. Его сыном называй себя, но старайся быть до­стойным усыновления Ему. Служи единому Хри­сту Господу, в Нём полагай свою надежду и своё спасение.

Он сошёл с небес, чтобы нас возвести на небо, чтобы даровать нам жизнь и спасение, и сделать сынами Божиими. Лютое время настоит нам, христианам. Могут и тебя постигнуть соблазны, угрозы и муки от нечестивых. Будь же мужест­венен, сын мой! Крепко и непоколебимо сохра­ни свою веру; будь готов пострадать за Христа до смерти. Завтра я уже не увижу дневного све­та, но я буду с тобой духом, буду хвалиться о тебе пред престолом Христовым, в надежде и тебя видеть пред Его престолом». Богатая хри­стианка София, вдова узнала о сироте и взяла к себе Климента. Видя богатство приемной своей матери, зная её доброе сердце, он понял, что доставит ей радость, если поможет ей рас­пространять свою материнскую любовь и хри­стианскую сострадательность на других таких же, или ещё более несчастных бесприютных де­тей. В Галатии тогда настал голод. Чуждые со­страдания язычники выносили или выпроважи­вали своих детей на дороги и перекрестки и там бросали. И вот Климент стал подбирать таких детей и приносить в дом Софии. Спасая им вре­менную жизнь, заботились и о душе сирот, спа­сая множество голодных сирот. Позже, будучи избран епископом, он претерпел невиданные му­чения от жестоких гонителей, и такие муки в течении 29 лет и 11 месяцев, каких никогда и никто не выносил ни до него, ни после него. И полностью исполнил он наказ умирающей ма­тери своей, говорившей ему: «Дитя моё, дитя возлюбленное, умоляю тебя, умоляю, чтобы ты воздал мне единственный дар, за все мои болез­ни и заботы о тебе, ибо наступает время тяжё­лое. Сын, окажи мне эту честь, стань за Христа дерзновенно и мужественно и сохрани крепко и непоколебимо исповедание Его имени. Я же уповаю на Христа моего, о, дитя моё! Вскоре процветёт на тебе венец мученичества в честь меня и для спасения многих душ. Приготовь же сердце своё к подвигу страдания, чтобы не за­стигло тебя неприготовленным время подвигов. Знай, что полезно быть искушаемым бедствия­ми, подобно золоту в горниле. Но ты не бойся: страдание будет временным, а воздаяние за него вечным; скоро пройдет скорбь и вечно продлит­ся радость; кратковременно будет бесчестие здесь, но вечная слава ждет тебя у Бога. Козни мучителей и язвы продолжаются один какой-либо день, причем ярость царей земных бывает осмеиваема мучениками, слава их увядает, огонь, уготованный ими на Христовых мучени­ков, угашается. Меч их поедает ржавчина, сила их погибает. Поэтому нет ничего такого, что могло бы отлучить тебя от Христа Господа. Ты станешь исповедником Господним, а я буду мать мученика» (Память 23 янв. стр.767).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: