Внутренний круг несет в себе идею о ключевых (психологических) характеристиках товара. Характерны в этом смысле слова одного из менеджеров фирмы Revlon: «На фабрике мы производим косметику, а в магазине продаем мечты».
Следующий — средний круг — включает в себя физические характеристики товара, его качество, стиль, дизайн, торговую марку и др. Обычно неопытные рекламисты представляют именно эти характеристики.
Внешний круг связан с добавочными характеристиками: доставка товара, его установка, обслуживание и гарантия {Kotler Ph.).
Значительную часть своих коммуникаций рекламисты создают на основе ключевых (психологических) характеристик. В таких рекламах они отражают физические характеристики товаров, интерпретируемые сквозь призму их психологической ценности.
Психологические характеристики товаров и потребительские группы
Женщины и мужчины по-разному воспринимают действительность, то есть в этих двух потребительских группах психологические характеристики товаров будут в значительной степени различаться.
|
|
Классический пример этого — реклама тяжелых чугунных сковородок. Большинство специалистов, проявляя инженерное, а не маркетинговое мышление, сосредоточились на эргономических характеристиках, на цвете, тефлоновом покрытии посуды. Однако в предварительном исследовании было установлено, что большинство жен очень злы на своих мужей.
По этой причине стали производить не эргономичные, а тяжелые чугунные сковороды. Хоть они и были созданы на основе старых технологий, но продавались значительно лучше, чем новые тефлоновые. Решающую роль в этом сыграла реклама, в которой показали не счастливую домашнюю хозяйку, а разъяренную фурию, воспитывающую своего несчастного мужа тяжелой сковородой.
Подтверждает этот постулат и английская реклама риса. На фотографии мы видим изысканного молодого джентльмена в прекрасно сшитом костюме, галстуке, прекрасно выбритого. Но ему на голову надели кастрюлю, из которой медленно высыпается рекламируемый рис. Очевидно, при виде этого его супруга впадет в нирвану.
Психоанализ и проективные методики позволяют выявить психологические. характеристики товаров, которые лучше всего отвечают скрытым и чаще всего неосознанным ожиданиям потребителей.