Рекламное обращение — это ключевое понятие в рекламе. Мы используем его для обозначения самого главного мотива, с помощью которого создаем положительный имидж и указываем, какой товар мы предпочитаем. Это понятие происходит от английского слова appeal — привлекать, апеллировать.
На эффективность рекламы влияет целый ряд факторов, но ни один из них не дает ей столько, сколько правильно выбранное обращение. Можно сделать много ошибок, создавая рекламу, и это не слишком повлияет на ее эффективность. Но если мы выберем неправильное обращение, это приведет, образно говоря, к летальному исходу.
Настоящий рекламист использует самое важное для потребителя обращение. Для рекламы одного и того же товара можно использовать разные мотивы, но для конкретного потребителя только один или несколько из них будут самыми главными, ключевыми.
Чтобы найти такое обращение (и на его основе создать рекламу), необходимо знать по крайней мере две вещи.
• В большинстве случаев потребители не осознают своих мотивов, потому что
они действуют на подсознательном уровне. (Это означает, что опосредован
ные методики эффективнее прямых в тех случаях, когда мы изучаем, чего хо
тят потребители.)
• Эффективный призыв интерпретирует товар в качестве цели, а не в качестве
средства (например, основное предназначение сковороды — семейное сча
стье или женская месть, а не приготовление еды).
Классификации рекламных обращений
Можно систематизировать обращения по-разному, например: аппетит, вкус, здоровье, страх, юмор, безопасность, чистота, сексуальная привлекательность, успех в обществе, амбиции, личный комфорт, защита других, общественное одобрение, симпатии к другим, гордость, домашний комфорт, развлечения, свободное время, прибыль, стиль, гордость от обладания, любопытство, новизна, безопасность, отдых, разные виды экономии, эффективность, крепость, возможность выбора, здоровье, спорт, совместные действия (Bovee and Arens).
Обращения и психологические характеристики товаров
Рекламные обращения многочисленны и разнообразны. Существуют десятки разных их классификаций. Причина в том, что большинство авторов этих классификаций интерпретируют товары как средство, а не как цель.
Товар становится целью, когда мы, учитывая его психологические характеристики, используем главное обращение.
В этом смысле концентрическая модель товара, предложенная Котлером, очень полезна. Она представляет собой несколько вписанных друг в друга окружностей.