Они объясняют, каким образом течет время. В современных обществах время линейно и движется к будущему. Более примитивные и традиционные общества представляют время в виде круга — оно доходит до конца цикла и начинает отсчет сначала.
Множество мифов и ритуалов отражают этот циклический характер мифологического времени. В один момент креативная энергия очень сильна, а потому многое создается. В другой момент креативной энергии становится меньше (по разным причинам), и все должно начинаться сначала (Richetti J.).
Очень типичны в этом смысле мифы, связанные с природными циклами. В них отражены годовые циклы, например, ожидание нового урожая. Мифы об умирающих и воскресающих героях — Осирисе, Адонисе, Дионисе и т. д. — повторяют эту схему. Она такова:
• в результате конфликта герой исчезает, погибает и т. д.;
• мать находит его и воскрешает;
• герой убивает своего противника.
Мессианские верования — вариант этих мифов. Они связаны с новым началом, которое несет в себе Мессия. Обычно такие мифы перестают быть латентными при образовании нового начала — смене системы, новых выборах, выпуске нового продукта и т. д.
|
|
Мессия уничтожает накопившуюся несправедливость и начинает все сначала, «набело». После этого все продолжается по-старому: рождаются новые вожди, новый «революционный» продукт оказывается не лучше старого, и мы снова возрождаем мессианские мифы.
Мифы, связанные с природными циклами (классификация Фрая)
Известный теоретик литературы Нортроп Фрай высказал интересную точку зрения. Согласно ей, организм человека работает синхронно с четырьмя природными циклами. Фрай наметил четыре фазы жизни природы, соотносящиеся с определенными мифами и архетипами образов и жанров.
«1. Заря, весна — и миф о рождении героя; когда основными мотивами литературы становятся пробуждение и воскресение, творение и гибель тьмы, а на персонажном уровне — фигуры отца и матери.
2. Зенит, лето — брак, триумф связаны с мифами священной свадьбы, посещения рая. Персонажи — спутник и невеста.