Здесь анализируются самые главные персонажи нарратива — герои, злодеи, красавицы и помощники; их определения, классификации, физические и психологические характеристики, действия (функции) и то, как они используются в политических и маркетинговых коммуникациях.
ТЕОРИЯ НАРРАТИВА
Определение и характеристики персонажей
Персонаж — это родовое понятие, указывающее на то, что собой представляет и как действует в нарративе данная личность в зависимости от ее функций.
В волшебных нарративах и в коммуникативных жанрах массовой культуры персонажи деперсонализированы и одномерны — или положительные, или отрицательные. Они функционируют исходя из своих ролей и действий, которые исполняют, а не из своих личных качеств. В этом смысле персонажи сконструированы, т. е. созданы искусственно.
Существует и другое понятие для этих персонажей — «актант» (от англ. act — действовать). Это то понятие, которое лучше всего характеризует персонажа в нарративе, потому что самая важная его функция — действовать.
|
|
Актант как типаж — это продукт, отделенный от тех функций, которые он выполняет. Именно поэтому Пропп сконцентрировал свою теорию на функциях, а не на характеристиках персонажей (актантов).
Бытует также понятие «антагонист». Оно многозначно. В самом широком смысле антагонист — это враг, тот, кого противопоставляют протагонисту (положительному герою).
Не следует забывать, что персонажи нарративов резко противопоставляются друг другу. Поэтому все они антагонисты, т. е. постоянно противоборствуют. Но в этой книге протагонист обозначает только положительного персонажа.
В различных нарративах персонажами могут быть не только люди, но и животные, и мифические и внеземные существа, а также продукты.
Персонажи героических нарративов, любовных романов, реклам, массовой журналистики, политической коммуникации отличаются от персонажей постмодернистского искусства прежде всего тем, что последние могут не достичь своих целей. Они не всегда счастливо женятся, их побеждают злодеи, они умирают и т.д.