Инвариантная характеристика персонажа постоянна — она не меняется в зависимости от нарратива, в котором он действует (актуализирован). Переменные характеристики персонажа зависят от конкретной истории (см. таблицу):
Инвариантные характеристики | Вариативные характеристики | |
Герой | Обаятельный и благородный | Молодой или старый (скорее молодой); красивый или страшный (скорее красивый); с шевелюрой или лысый (скорее с шевелюрой); англосакс или темнокожий (скорее англосакс) и т. д. |
Злодей | Гад | Молодой или старый (скорее старый); красивый или страшный (скорее страшный); с шевелюрой или лысый (скорее лысый); англосакс или темнокожий (скорее темнокожий) и т. д. |
Красавица | Красотка | Блондинка или брюнетка (скорее блондинка); с большой или маленькой грудью (скорее первое); интеллигентная или глупая (оба варианта встречаются часто) |
Пропп определяет переменные характеристики персонажей как «атрибуты»: «Номенклатура и атрибуты действующих лиц представляют собой переменные величины сказки. Под атрибутами мы понимаем совокупность всех внешних качеств персонажей: их возраст, пол, положение, внешний облик, особенности этого облика и т. д.» (Пропп В., с. 65).
Именно с помощью атрибутов мы можем сделать нарративы более интересными, представив хорошо известный персонаж в необычном виде. Так, благодаря остранению1 (defamiliarization) наш интерес вновь пробуждается после дремоты, наступающей от чтения набившего оскомину, уже многократно использованного сюжета (Wallace Martin).
Остранение — выделение того или иного предмета или явления из привычного контекста для того, чтобы можно было отнестись к нему как к новому, увидеть в нем новые свойства.Термин введен русскими формалистами. В, Шкловский в статье «Искусство как прием» определяет прием ост-ранения так:«... не приближение значения к нашему пониманию, а создание особого восприятия предмета, создание„видения" его, а не „узнавания"». Цель приема остранения —«вывод вещи из автоматизма восприятия».
Б. Брехт определял остранение следующим образом: «вещь... из привычной, известной... превращается в особенную, бросающуюся в глаза, неожиданную. Само собой разумеющееся становится непонятным, но это делается лишь для того, чтобы оно стало более понятным».
63//
ТЕОРИЯ НАРРАТИВА