Постоянные и переменные характеристики персонажей

Инвариантная характеристика персонажа постоянна — она не меняется в зави­симости от нарратива, в котором он действует (актуализирован). Переменные ха­рактеристики персонажа зависят от конкретной истории (см. таблицу):

  Инвариантные характеристики Вариативные характеристики
Герой Обаятельный и благородный Молодой или старый (скорее молодой); красивый или страшный (скорее красивый); с шевелюрой или лысый (скорее с шевелюрой); англосакс или темнокожий (скорее англосакс) и т. д.
Злодей Гад Молодой или старый (скорее старый); красивый или страшный (скорее страшный); с шевелюрой или лысый (скорее лысый); англосакс или темнокожий (скорее темнокожий) и т. д.
Красавица Красотка Блондинка или брюнетка (скорее блондинка); с большой или маленькой грудью (скорее пер­вое); интеллигентная или глупая (оба варианта встре­чаются часто)

Пропп определяет переменные характеристики персонажей как «атрибуты»: «Номенклатура и атрибуты действующих лиц представляют собой переменные величины сказки. Под атрибутами мы понимаем совокупность всех внешних ка­честв персонажей: их возраст, пол, положение, внешний облик, особенности это­го облика и т. д.» (Пропп В., с. 65).

Именно с помощью атрибутов мы можем сделать нарративы более интересны­ми, представив хорошо известный персонаж в необычном виде. Так, благодаря остранению1 (defamiliarization) наш интерес вновь пробуждается после дремоты, наступающей от чтения набившего оскомину, уже многократно использованного сюжета (Wallace Martin).

Остранение — выделение того или иного предмета или явления из привычного контекста для того, чтобы можно было отнестись к нему как к новому, увидеть в нем новые свойства.Термин вве­ден русскими формалистами. В, Шкловский в статье «Искусство как прием» определяет прием ост-ранения так:«... не приближение значения к нашему пониманию, а создание особого восприятия предмета, создание„видения" его, а не „узнавания"». Цель приема остранения —«вывод вещи из автоматизма восприятия».

Б. Брехт определял остранение следующим образом: «вещь... из привычной, известной... пре­вращается в особенную, бросающуюся в глаза, неожиданную. Само собой разумеющееся стано­вится непонятным, но это делается лишь для того, чтобы оно стало более понятным».

63//


ТЕОРИЯ НАРРАТИВА


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: