По Проппу, «под мотивацией понимают как причины, так и цели персонажей, которые вызывают те или иные поступки» (Пропп В., с. 56).
• Основная задача героя — сражаться со злодеями.
• Злодей должен всячески вредить положительным персонажам.
• Даритель должен обеспечить героя волшебным средством.
• Помощники должны всячески помогать или героям, или злодеям.
• Красавица должна задавать герою трудные задачи, помогать ему и быть для
него «сексуальной» наградой, после того как он победит злодеев.
Один и тот же персонаж может выполнять несколько действий. «Железный мужик, который просит, чтобы его выпустили из башни, после этого дает силу Ивану... а впоследствии помогает ему убить змея, одновременно выступает в роли и дарителя, и помощника» (Пропп В., с. 60).
Одно и то же действие может осуществляться несколькими персонажами. Например, могут преследовать и героя, и злодея, и помощников, и красавицу.
ПЕРСОНАЖИ
Возможна и частичная смена ролей, например, помощники могут выполнять роль героя, и наоборот. В современных игровых фильмах красавица становится главным героем, а мужчина-герой — ее помощником.
Хоть и редко, но чудесным образом случается, что и злодеи трансформируются в положительных героев. Дарт Вейдер в конце трилогии возвращается к своей первоначальной позитивной сущности и убивает императора — гиперзлодея.