Поставщики классифицируются так:
1. Из карточек поставщиков или в финансовой бухгалтерии следует взять годовые данные оборота с поставщиками.
2. Величины этих оборотов заносятся в последовательности убывания во втором столбце таблицы (смотри таблицу 1).
3. Доля оборота каждого поставщика, выраженная в процентах, рассчитывается в третьем столбце.
4. Аккумулятивные значения оборота от каждого из поставщиков, выраженные в процентах, заносятся в четвертый столбец.
Таблица 1. Данные о поставщиках (Пример ABC-анализа).
Поставщик | Оборот. | Оборот. Процент от общего оборота | Оборот. Процент, аккумулятивный |
1. «Сириус» 2. «СБТК» 3. «Металлкор» ……………… ……………… n. «Промвест» | 0,2 | ||
Сумма | 8 000 | - |
Таблица 2. Схема классификации поставщиков.
Группа | Доля в обороте предприятия в процентном выражении | Доля в среди всех поставщиков в процентном выражении |
А | ||
В | ||
С |
В основном, различают 3 группы поставщиков. А-поставщики – это те поставщики, с которыми предприятие имеет примерно 75% оборота. Такой показатель оборота дают около 5% поставщиков. В-поставщики (их в среднем 20%), как правило, дают 20% оборота. Оборот С-поставщиков (их примерно 75%) составляет ориентировочно 5%.
|
|
Данную классификацию можно представить и в графическом виде, так как для работников предприятия данная форма представления бывает понятнее таблицы (рисунок 1).
Рисунок 1. Графическое представление результатов АВС-анализа.
Таким образом, при помощи метода ABC-анализа можно узнать, кем из поставщиков предприятию следует заниматься больше. Если предприятие хочет иметь небольшие затраты в области закупок, то больше внимания необходимо уделять А-поставщикам, так как плотная работа с А-поставщиками может воздействовать на 75% оборота с остальными поставщиками.