Структура и основная деятельность МБДОУ «Тёшинский детский сад» как одного из учреждений, содействующих процессу развития личности ребёнка

Введение

Проблема исследования состоит в том, что, с одной стороны, развитию личности ребенка в любом ДОУ (дошкольном образовательном учреждении) уделяется очень много внимания, но с другой – содействие такому развитию проводится, чаще всего, не в ясельных группах, а в более старших группах ДОУ. «Современные ясельные группы открывают свои двери для малышей от года до трех лет – именно в этом возрасте развиваются внимание и память ребенка, малыш учится правилам поведения. Развитию детей в яслях должно уделяться особое внимание».[9] В процессе социализации, которая начинается у ребёнка именно с одного года, «заложен внутренний, до конца не разрешимый конфликт между мерой адаптации в обществе и степенью обособления его в обществе, другими словами, эффективная социализация предполагает определенный баланс адаптации и обособления».[8] Поэтому воспитатели ДОУ должны организовывать процессы развития личности ребенка ещё в ясельных группах. Но на практике это наблюдается далеко не всегда, и внимание к процессам развития ребёнка зачастую начинают проявлять немного позже (в основном, с четырёхлетнего возраста). Актуальность нашего исследования объясняется этим противоречием.

Объектом нашей контрольной будет развитие личности ребёнка.

Предметом нашей контрольной будет ясельная группа как социальный институт развития личности ребёнка.

Целью контрольной будет рассмотрение и описание ясельной группы одного из ДОУ как социального института развития личности ребёнка.

Задачами нашей контрольной будут следующие задачи: описать структуру и основную деятельность МБДОУ «Тёшинский детский сад» как одного из учреждений, содействующих процессу развития личности ребёнка; изучить основные проблемы развития личности ребёнка в ясельной группе и методы их решения в названном МБДОУ; рассмотреть сопровождение социализации детей как инструмент содействия развитию личности ребёнка в ясельной группе (на примере МБДОУ «Тёшинский детский сад»).


Структура и основная деятельность МБДОУ «Тёшинский детский сад» как одного из учреждений, содействующих процессу развития личности ребёнка

МБДОУ (муниципальное бюджетное дошкольное образовательное уч-реждение) «Тёшинский детский сад» находится по адресу: Нижегородская область, Навашинский район, рабочий посёлок Теша, улица Кооперативная, дом № 29.

«В детском саду функционирует 3 группы: ясельная (с 1 года до 3 лет), средняя (с 3 лет до 5 лет), старшая (с 5 лет до 7 лет). Каждая группа имеет помещения: игровая, спальня, приёмная, буфетная, туалетная и оснащена всем необходимым оборудованием. Имеется музыкально-физкультурный зал, приобретено оборудование: телевизор, DVD, музыкальный центр. Отдельно оформлена «русская изба», где хранятся материалы русского быта. Дети с большим удовольствием проводят там различные развлечения, посиделки. Также в детском саду имеется пищеблок.

На участке детского сада расположены групповые площадки, которые полностью оборудованы. Также имеется физкультурная площадка. На ней находится различное оборудование: скамейки, щит для метания мячей, баскетбольный щит, яма для прыжков в длину».[6]

В МБДОУ «Тёшинский детский сад» ведётся психолого-педагоги-ческая деятельность по отношению к воспитанникам. Наиболее яркие формы её проявления – обучение детей (особый акцент делается на обучении чтению и изобразительной деятельности), чтение им вслух, что, конечно же, содействует процессу развития личности ребёнка.

Следующий основной аспект деятельности МБДОУ «Тёшинский детский сад» - обучение детей изобразительной деятельности (рисованию).

«Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности. Как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного воспитания детей.

Овладение умением изображать невозможно без целенаправленного зрительного восприятия – наблюдения. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой-либо предмет, надо предварительно хорошо с ним ознакомиться, запомнить его форму, величину, цвет, конструкцию расположение частей.

Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний на основе представлений о разнообразии форм пространственного расположения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов. При организации восприятия предметов и явлений важно обращать внимание детей на изменчивость форм, величин (ребенок и взрослый), цветов (растения в разные времена года), разное пространственное расположение предметов и частей (птица сидит, летает, клюет зерна, рыбка плавает в разных направлениях и т. д.); детали конструкций также могут быть расположены по-разному.

Занимаясь рисованием, дети знакомятся с материалами (бумага, краски, карандаши, мел и др.), с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы. На занятиях по изобразительной деятельности развивается речь детей: усвоение и название форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений за предметами, при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи.

Как указывают психологи, для осуществления разных видов деятельности, умственного развития детей большое значение имеют те качества, навыки, умения, которые они приобретают в процессе рисования. Изобразительная деятельность тесно связана с сенсорным воспитанием. Формирование представлений о предметах требует усвоения знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве. Дети определяют и называют эти свойства, сравнивают предметы, находят сходства и различия, то есть производят умственные действия».[6]

Таким образом, изобразительная деятельность «содействует сенсорному воспитанию и развитию наглядно-образного мышления. Детское изобразительное творчество имеет общественную направленность. Ребенок рисует, лепит, конструирует не только для себя, но и для окружающих. Ему хочется, чтобы его рисунок что-то сказал, чтобы изображенное им узнали».[6]

Основная деятельность МБДОУ «Тёшинский детский сад» по отношению к детям заключается, кроме того, в играх и беседах воспитателей с детьми. Иногда эти две формы работы объединяются, как, например, при беседе «Я люблю свою маму и не огорчаю её», проводимой в ясельных группах этого МБДОУ.

«Цель этой беседы: дать представления о значимости матери для каждого человека; помочь детям понять, как много времени и сил отнимает у матери работа по дому: указать на необходимостъ помощи мамам. Воспитывать заботливое отношение к ним.

Задачи:

1. уметь поддерживать беседу, выражать положительные эмоции (радость, восхищение) при чтении стихотворения о маме.

2. воспеть образ мамы – самого близкого и дорого человека через художественную литератору.

3. воспитывать желание помогать мамам, взрослым. Воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим.

Малышам рассказывают, что когда рождается человек, он всегда находится рядом с мамой. Мама – самый близкий, родной человек. Проходит некоторые время малыш подрастает и произносит слова. Первое слово - «Мама». Во многих странах отмечается «День матери». Люди поздравляют своих мам. Мама — это самый родной, самый любимый, самый добрый, самый ласковый человек для каждого ребенка. Мама всегда поможет советом. У мамы самое верное, чуткое сердце.

Малышей просят рассказать о своих мамах, а потом загадывают загадки. Например: «Кто вас детки крепко любит? Кто вас детки приголубит? Не смыкая ночью глаз, все заботится о вас? Всё она родная - (мама дорогая)!».

Воспитатели читают детям стихи о маме».[6]

В Тёшинском детском саду, как и в любом другом, «день малышей расписан по минутам, а детские развлечения направлены на обучение и общее развитие. Лепка и рисование,танцы,физкультура и даже музыка – это далеко не весь перечень предметов общей развивающей программы для маленьких детей.

Главное правило развивающих игр по «взрослым» правилам – они должны быть интересны ребенку. Непринужденная обстановка и неподдельный интерес взрослого облегчают обучение и развитие малыша. Значительная часть занятий уделяется развитию сенсорных способностей, ребенок учится определять цвет, форму и размеры окружающих его предметов. Эти знания используются в дальнейших занятиях.

Еще одна важная составляющая занятий – кроха учится объединять предметы по отдельным их свойствам. Такие упражнения развивают не только умственные способности, но и мелкую моторику малыша. Аналогичные цели преследует и популярная в яслях игра с мозаикой – дети вкладывают и вынимают предметы, развивая движения рук.

Прежде чем приступить к занятиям, опытный воспитатель должен помочь отстающим детям подтянуться до общего уровня. Если ребенок не держал в руке карандаш, задача воспитателя обучить его базовым навыкам пользования фломастером или ручкой. Только после этого малыша можно учить пользоваться гуашью, на уроках рисования дети учатся выводить вертикальные и горизонтальные линии, рисуют овал и круг.

Занятия с пластилином давно стали классикой в яслях и детских садах – такое развлечение по душе почти всем детям. В современных яслях пошли дальше – малыши смело орудуют глиной и тестом. Таким образом, дети знакомятся со свойствами различных предметов, во время лепки развивается наблюдательность, внимание и мелкая моторика крохи.

Самое трудоемкое занятие – это развитие речи у малышей. Дети учатся составлять предложения, воспроизводить звуки и даже стихотворные ритмы. Сделать упражнения веселыми, интересными и живыми помогают детские книги и иллюстрации. Такие занятия не должны быть утомительными, поэтому они чередуются с подвижными играми, физическими упражнениями и танцами».[9]

Эти мероприятия составляют основную деятельность МБДОУ «Тёшинский детский сад».

Подведём итог. В МБДОУ (муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении) «Тёшинский детский сад» (Нижегородская обл., Навашинский р-н, рабочий посёлок Тёша) функционирует 3 группы: ясельная (с 1 года до 3 лет), средняя (с 3 лет до 5 лет), старшая (с 5 лет до 7 лет). Каждая группа имеет несколько помещений. Также в детском саду имеется пищеблок, групповые площадки, которые полностью оборудованы, физкультурная площадка. Такова структура названного ДОУ. В МБДОУ «Тёшинский детский сад» ведётся психолого-педагогическая деятельность по отношению к воспитанникам. Наиболее яркие формы её проявления – обучение детей, чтение им вслух, обучение детей рисованию, что, конечно же, содействует процессу развития личности ребёнка. Основная деятельность МБДОУ «Тёшинский детский сад» по отношению к детям заключается, кроме того, в играх и беседах воспитателей с детьми. В Тёшинском детском саду с детьми ведутся занятия по л епке и рисованию,танцам,физкультуре, музыке. Эти мероприятия составляют основную деятельность МБДОУ «Тёшинский детский сад». В состав этой деятельности входят и методы решения основных проблем развития личности ребёнка в ясельной группе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: