Сопровождение социализации детей как инструмент содействия развитию личности ребёнка в ясельной группе (на примере МБДОУ «Тёшинский детский сад»)

«Социализация это процесс социального влияния на личность под воздействием стихийных, относительно регулируемых и целенаправленных условий, с целью усвоения ей общественных норм, ценностей, смыслов, общественно и личностно значимых качеств, способов поведения, позволяющих выявить свои индивидуальные особенности и возможности, использование их в окружающей среде».[4]

Для качественного развития процесса социализации детей-дошкольников выделяют следующие направления: «работа с детьми; взаимодействие с родителями; работа с педагогами».[5]

Сущностный смысл самой социализации раскрывается через процессы адаптации, интеграции, саморазвития и самореализации. «Основной результат эффективной социализации, по мнению большинства ученых, научение воспитанников быть продуктивными членами общества, приобщение их к правам, социальным ролям и обязанностям, хорошая адаптация к социальной среде, интеграция в жизнь общества. В качестве критериев и показателей социализация предлагается использовать отношение ребенка к обществу, социально-значимой деятельности; степень активности жизненной позиции; направленность личности на предмет социальных отношений; степень сформированности социального опыта».[10]

Сопровождение социализации детей, без сомнения, является инструментом содействия развитию личности ребёнка в ясельной группе. В МБДОУ «Тёшинский детский сад» такое сопровождение предусмотрено программой психолого-педагогической и социально-педагогической деятельности, которая разработана М. А. Васильевой. Главные задачи программы – «охрана жизни и укрепление здоровья детей, всестороннее воспитание и подготовка детей к школе – конкретизированы для каждой возрастной группы детского сада: первой и второй групп раннего возраста, первой и второй младших, средней, старшей, подготовительной групп. Программа предусматривает организацию жизни детей в каждой возрастной группе, режим дня в детском саду и дома. Строится по видам деятельности детей. Имеет четкую структуру. С позиции гуманно-личностного отношения к ребёнку программа направлена на развитие духовных и общечеловеческих ценностей. В программе упразднены жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении. Наряду с этим авторы-составители постарались бережно сохранить лучшие традиции отечественного дошкольного образования, его фундаментальность: комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, всесторонне воспитание, амплификацию (обогащение) развития на основе организации разнообразных видов детской творческой деятельности».[6]

На первый план выдвигается задача приобщения детей к социальному миру, что означает для них «открытие путей для оптимального освоения норм общества, а главное – расширение его способностей саморазвития.

По многим параметрам социального и эмоционального развития ребёнка решающую роль играют не только родители, но и сверстники. Дети не приемлют в своём обществе поведенческих деприваций.

Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему».[2] Оказание такой помощи является сопровождением социализации детей – инструментом содействия развитию личности ребёнка в ясельной группе МБДОУ «Тёшинский детский сад».

При этом очень важной педагогической задачей является преодоление разобщенности между детьми и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща: мальчики принимали бы на себя мужские роли, а девочки – женские.

«Особого внимания со стороны педагогов и других специалистов требуют проблемы, связанные с организацией предметно-пространственной среды. Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и т. п.), но и является основой его самостоятельной деятельности. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных элементов ее с учетом индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка».[2]

В названном ДОУ обеспечивается единый процесс социализации-индивидуализации личности через осознание ребенком в ясельной группе своих потребностей, возможностей и способностей: «обеспечение всестороннего развития ребенка в дошкольный период: интеллектуального, физического, эмоционального, нравственного, волевого, социально-личностного, - через соответствующую его возрастным особенностям развивающую среду. Все содержание такой социализации условно объединяется вокруг четырех основных блоков:

- Познание. Помощь дошкольникам в освоении разнообразных доступных способов познания окружающего мира (сравнение, элементарный анализ, обобщение и др. Развитии их познавательной активности, любознательности.

- Гуманное отношение. Ориентация детей на доброжелательное, бережное, заботливое отношение к миру, развитие гуманных чувств и отношения к окружающему миру.

- Созидание. Развитие самостоятельности как высшего проявления творчества.

- Здоровый образ жизни. Воспитание двигательной культуры, привычки вести здоровый образ жизни».[5]

Подведём итоги. Социализация это процесс социального влияния на личность под воздействием стихийных, относительно регулируемых и целенаправленных условий, с целью усвоения ей общественных норм, ценностей, смыслов, общественно и личностно значимых качеств, способов поведения, позволяющих выявить свои индивидуальные особенности и возможности, использование их в окружающей среде. Сопровождение социализации детей, без сомнения, является инструментом содействия развитию личности ребёнка в ясельной группе. В МБДОУ «Тёшинский детский сад» такое сопровождение предусмотрено программой психолого-педагогической и социально-педагогической деятельности, которая разработана М. А. Васильевой. На первый план выдвигается задача приобщения детей к социальному миру. В названном ДОУ обеспечивается единый процесс социализации-индивидуализации личности через осознание ребенком в ясельной группе своих потребностей, возможностей и способностей.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: