При работе с детьми-дошкольниками (в том числе – с детьми из ясельной группы) в различных ДОУ используются:
- «адаптационные игры, помогающие на телесно- и предметно-игровом уровнях формировать доверительные взаимоотношения детей со взрослыми, вызывать интерес к действиям взрослого, учить ориентироваться в игровом помещении, обмениваться со сверстниками игровыми действиями и предметами и т. п.;
- игры, направленные на социальное развитие, формирующие эмоциональный контакт со взрослыми и сверстниками и вызывающие положительные эмоции к партнеру по игре.
Следующим важным аспектом в работе с детьми является качественное развитие эмоций. Для качественного развития детей важным аспектом является микроклимат в группе. В свою очередь, для улучшения микроклимата необходимы выявление и коррекция межличностных взаимоотношений».[5]
Добиться такого при организации развития ребёнка в ясельной группе ДОУ очень сложно по причине частой эгоистичности маленьких детей. Это является одной из основных проблем процессов развития ребёнка в ясельной группе и их организации.
|
|
«Существуют разнообразные механизмы социализации человека в процессе его жизни. Традиционный механизм социализации представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения. Институциональный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для его социализации, так и реализующими социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями. Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры – комплекса морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста или определенного профессионального или культурного слоя. Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами. Социализация человека, а особенно детей-дошкольников, происходит с помощью всех названных выше механизмов».[11,c.83] Эти аспекты социализации детей (даже из ясельной группы) должны согласовываться с предпочтениями и вкусами последних, что также составляет проблему развития личности ребёнка в ясельной группе.
«Педагог в детском саду должен уметь помочь ребенку, направив его в нужное русло. Он должен стремиться не подавлять, а направлять инициативу ребят; развивать их общественное мнение, развивать детское самоуправление».[3,c.144] Это – также одна из основных проблем организации развития личности ребёнка в ясельной группе.
|
|
А важнейшие методы решения названных проблем, применяемые в МБДОУ «Тёшинский детский сад»: методы стимулирования, мотивации и контроля обучения, методы педагогического воздействия и повседневного общения. Причём, на последних сделан особый акцент. Методы педагогического воздействияподразумевают, прежде всего, обучение, научение детей и вербальные (словесные) оценки.
«В практике дошкольного воспитания наиболее употребляемыми являются вербальные виды оценок:
· прямая оценка,выражающаяся в одобрении или порицании либо действий, либо личностных качеств субъекта и адресованная непосредственно к субъекту.
· косвенная оценка,выражающаяся в одобрении либо в порицании определенных моральных качеств и поступков оцениваемого через непрямое соотношение его с другим лицом.
· опосредованная оценка, выражающаяся в оценивании действий и личностных качеств одного субъекта через прямую оценку другого субъекта.
· предвосхищающая оценка, выражающаяся в одобрении предстоящих действий субъекта.
· отсутствие оценки как фактор отношения к деятельности и личности субъекта».[12,c.116]
Все эти способы применяются в МБДОУ «Тёшинский детский сад». А вот методы самоорганизации детского коллектива, детской самодеятельности практически не применяются здесь, хотя они в большой степени соответствуют процессам развития личности ребёнка и являются методами решения проблем развития личности ребёнка в ясельной группе.
Основной метод самоорганизации детского коллектива – предъявление коллективных единых требований детям. Эти требования «способствуют вовлечению детей в обязательную общественно необходимую деятельность, систему отношений, накоплению опыта сознательной общественной дисциплины и культуры поведения. Система единых требований, адаптированная к особенностям конкретного ДОУ, охватывает организацию учения, труда, творчества, досуга, поведения.
Коллективное самоуправление дошкольников — метод доступной детям самоорганизации, включения каждого члена коллектива в общественную деятельность. Организационная структура такого самоуправления включает в себя институт ответственных за различные направления коллективной работы. Участие детей в самоуправлении укрепляет их веру в свои силы, создает условия для разрешения любого вопроса, проблемы, конфликта.
Коллективное соревнование как метод самоорганизации отвечает особенностям детской природы, активизирует и стимулирует общественно полезную деятельность дошкольников путем сравнения и оценки ее результатов. Дошкольники соревнуются в отдельных видах учебной работы, общественно полезном труде, быту, физкультуре и спорте, технической, научной, художественной самодеятельности.
Коллективное самообслуживание является методом развития трудолюбия, умений и навыков по обслуживанию бытовых нужд личных, близких людей, коллектива. Оно охватывает быт, организацию учебных занятий».[1,c.207 – 209]
Методы повседневного общения применяются в МБДОУ «Тёшинский детский сад» очень широко, но лишь касательно общения детей между собой. А их общению со взрослыми уделяется, к сожалению, мало внимания.
Вообще, «общая функция и тенденция развития методов повседневного общения в том, чтобы от исходных педагогических способов отношений перейти ко всеобъемлющей гуманистической системе человеческого сотрудничества, сотворчества, взаимопомощи, сопереживания, взаимной требовательности. Система этих отношений и является питательной средой формирования подлинно человеческой сущности детской личности. Метод уважения детской личности (одновременно принцип и условие нормального воспитания) постепенно трансформируется во взаимоуважение детей и воспитателей. В повседневных отношениях уважение проявляется в содержательности, заботливости, доброжелательности, вежливости, требовательности, искренней заинтересованности жизнью ребенка. Она основывается на бережном отношении к чувствам чести, достоинства, самолюбия, к самооценке детей. Уважение к ребенку охватывает и пронизывает всю систему отношений и общения с ним, формирует личность, наполненную человеческим достоинством, гуманистическим сознанием, привычками вежливого, культурного, уважительного отношения к другим людям. Уважение воспитателя к детям реализуется в педагогической культуре отношений: проявлении внимания, терпеливом выслушивании детей; привлечении их к обсуждению и принятию важных решений; учете детских настроений и мнений, предоставлении самостоятельности».[7]
|
|
Подведём итог. Добиться улучшения микроклимата при организации развития ребёнка в ясельной группе ДОУ очень сложно, что является одной из основных проблем процессов развития ребёнка в ясельной группе и их организации. Аспекты социализации детей (даже из ясельной группы) должны согласовываться с предпочтениями и вкусами последних, а педагог в детском саду должен уметь помочь ребенку, направив его в нужное русло. Это – также основные проблемы организации развития личности ребёнка в ясельной группе. А важнейшие методы решения названных проблем, применяемые в МБДОУ «Тёшинский детский сад»: методы стимулирования, мотивации и контроля обучения, методы педагогического воздействия и повседневного общения. Методы повседневного общения также применяются в МБДОУ «Тёшинский детский сад» очень широко. А вот методы самоорганизации детского коллектива, детской самодеятельности практически не применяются в названном ДОУ, хотя они в большой степени соответствуют процессам развития личности ребёнка и являются методами решения проблем развития личности ребёнка в ясельной группе. Стоит заметить, что сопровождение социализации детей тоже является инструментом содействия развитию личности ребёнка в ясельной группе.