Внутренняя среда организации представляет собою органичное соединение таких основных ситуационных факторов как: цели, структура, задачи, технология, фонды, ресурсы, люди (их иногда называют внутренними переменными факторами). В управленческой практике эти факторы рассматриваются в тесной взаимосвязи друг с другом, т.к. значительные изменения любого из них оказывает влияние на все остальные.
Организация как группа людей с общими целями (первый переменный фактор). То есть, организация людей является средством достижения целей – конкретных конечных состояний или искомых результатов группы людей, организованных определенным образом. Цели определяются и сообщаются участникам производства, что им дает возможность знать, к чему нужно стремиться.
Различные типы организаций определяют разнообразие целей. Цель коммерческих организаций – получение прибыли, бюджетных и общественных – выполнение предназначенных учредителем функций.
Крупные хозяйственные организации – многоцелевые: разработка и производство продукции, качество услуг, подготовка кадров, определение рынка сбыта и т.д. Но их главная цель – получение прибыли.
|
|
Некоммерческие организации могут иметь множество целей на пути усиления социальной ответственности.
Для достижения конечной цели организации определяются конкретные задачи (цели) подразделениям. Они координируются менеджерами в рамках общей цели.
Структура организации (второй переменный фактор).
Под структурой организации понимают количество, состав ее подразделений, ступеней управления во взаимосвязанной единой системе. Структура устанавливает такие взаимоотношения уровней управления и функциональных подразделений, которые позволяют наиболее эффективно достигать целей организации. Этому способствует специализированное разделение труда.
Характерной его особенностью является то, что работа с учетом ее специфики закрепляется за сформированными по направлениям подразделениями, в которых концентрируются специалисты своего дела. Так, труд разделен между экономистами, технологами, механиками, энергетиками, сборщиками, сварщиками и др.
Преимуществом специализированного разделения труда является его более высокий уровень производительности и качества. В больших организациях специалисты группируются в отделы, управления и другие структурные подразделения. Создается иерархия управленческих уровней, т.е. формальное соподчинение на каждом уровне. Менеджер, находящийся на более высоком уровне управления, может иметь в своем подчинении нескольких руководителей низового уровня, а те в свою очередь – на более низкой ступени и так вплоть до исполнительского персонала. Например, начальник производственного отдела имеет в своем подчинении начальников цехов, смен, лабораторий. Начальникам цехов подчиняются начальники участков, мастера. Всю организацию пронизывает соподчинение до уровня исполнительского персонала.
Например.