Внутренняя среда организации

Внутренняя среда организации представляет собою органичное соединение таких основных ситуационных факторов как: цели, структура, задачи, технология, фонды, ресурсы, люди (их иногда называют внутренними переменными факторами). В управленческой практике эти факторы рассматриваются в тесной взаимосвязи друг с другом, т.к. значительные изменения любого из них оказывает влияние на все остальные.

Организация как группа людей с общими целями (первый переменный фактор). То есть, организация людей является средством достижения целей – конкретных конечных состояний или искомых результатов группы людей, организованных определенным образом. Цели определяются и сообщаются участникам производства, что им дает возможность знать, к чему нужно стре­миться.

Различные типы организаций определяют разнообразие целей. Цель коммерческих организаций – получение прибыли, бюджетных и общественных – вы­полнение предназначенных учредителем функций.

Крупные хозяйственные организации – многоцелевые: разработка и производство продукции, качество услуг, подготовка кадров, определение рынка сбыта и т.д. Но их главная цель – получение прибыли.

Некоммерческие организации могут иметь множество целей на пути усиления социаль­ной ответственности.

Для достижения конечной цели организации определяются конкретные задачи (цели) подразделениям. Они координируются менеджерами в рамках общей цели.

Структура организации (вто­рой переменный фактор).

Под структурой организации понимают количество, состав ее подразделений, ступеней управления во взаимосвязанной единой систе­ме. Структура устанавливает такие взаимоотношения уровней управления и функциональных подразделений, которые позволяют наиболее эффективно дос­тигать целей организации. Этому способствует специализированное разделение труда.

Характерной его особенностью явля­ется то, что работа с учетом ее специфики закрепляется за сформированными по направлениям подразделениями, в которых концентрируются специалисты своего дела. Так, труд разделен между экономистами, техноло­гами, механиками, энергетиками, сборщиками, сварщиками и др.

Преимуществом специализированного разделения труда является его более высокий уровень производи­тельности и качества. В больших организациях специалисты группируются в от­делы, управления и другие структурные подразделения. Создает­ся иерархия управленческих уровней, т.е. формальное соподчинение на каж­дом уровне. Менеджер, находящийся на более высоком уровне управления, мо­жет иметь в своем подчинении нескольких руководителей низового уровня, а те в свою очередь – на более низкой ступени и так вплоть до исполнительского персонала. Например, начальник производственного отдела имеет в своем под­чинении начальников цехов, смен, лабораторий. Начальникам цехов подчиняют­ся начальники участков, мастера. Всю организацию пронизывает соподчинение до уровня исполнительского персонала.

Например.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: