Организация Б
Рис. 7.1. Высокая и плоская структуры управления организации
Организационные структуры управления рассмотрим в отдельной лекции
В крупных организациях управление разграничивается по горизонтали и вертикали. В соответствии с этим координируется деятельность уровневых подразделений и по соподчиненности. Такая координация обеспечивает не только интересы подразделений, но и организации в целом.
Третьим внутренним переменным фактором в организации является постановка задач. Предписываются работы, устанавливаются способы и сроки выполнения. Положениями определяются функции структурных подразделений и должностные обязанности. устанавливаются технологии и режим работы.
Существует традиционное деление задач на три группы: работа с людьми, предметами (машины, сырье, инструменты), информацией. Работа за станком – это работа с предметами. Мастер участка работает с людьми. Работа экономиста в плановом отделе в основном связана с информацией.
Четвертый внутренний переменный фактор – технология. Технология - это совокупность процессов, правил, навыков, применяемых при преобразовании сред (информационной, сырьевой, кадровой и т.д.) для изготовлении продукции. Она рассматривается как средство преобразования ресурсов в продукты и услуги. Предполагает сочетание квалифицированных навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов и соответствующих технических знаний, необходимых для осуществления желаемых преобразований в материалах, информации или людях.
Любые производственные задачи не могут быть выполнены без использования конкретной технологии. Она выступает как средство преобразования материала, поступающего на входе производственного процесса, в форму, получаемую на выходе.
В основе технологии лежит совокупность научных знаний, а ее развитие непрерывно увеличивает и пополняет эти знания и позволит создавать новые, более совершенные технологические процессы. Человеческая цивилизация создает новейшие технологии, которые представляют собой одно из проявлений процесса превращения науки в непосредственную производительную силу.
В каждой отрасли экономики свои технологи: технология легкой промышленности, технология строительства, технология машиностроения. Совершенствование технологий идет непрерывно. На основе обновления средств производства, применения более высококвалифицированной рабочей силы, создания новых процессов повышается производительность, выпускается больше продукции в единицу времени, экономится живой и овеществленный труд.
Важное место в технологии занимают стандартизация и механизация. Применение в производстве стандартных узлов, замена людей механизмами и использование конвейерных линий изменили служебные обязанности менеджеров, что в свою очередь повлияло на сущность управления производством.
Мощным внутренним переменным фактором управления являются люди (человеческие ресурсы) – пятый переменный фактор. Человеческая переменная рассматривается в управлении в трех направлениях: поведение людей (отдельных людей, людей в группах, руководителя), менеджер в роли лидера, влияние менеджера на поведение отдельных людей и групп.
На индивидуальное поведение человека и его успешную деятельность оказывает влияние множество факторов. Среди них ведущее место занимают потребности людей, их умственные и физические способности, ценности, взгляды, притязания.
Потребность людей представляет собой внутреннее физиологическое или психологическое ощущение недостатка чего-либо. К базисным физиологическим потребностям относятся потребности в пище, питье, тепле; к психологическим – потребность в причастности к какому-либо обществу или группе людей.
Большое влияние на поведение людей оказывает ожидание, т.е. насколько вероятно свершение чего-то значимого для них. Оно способствует повышению активности и эффективности работы.
Сильное влияние на ожидание оказывает восприятие, которое понимается как интеллектуальное осознание стимулов. Реакция человека на действительную окружающую среду зависит от того, как он ее воспринимает. Одно и то же явление люди воспринимают совершенно по-разному, поэтому происходящее в действительности влияет на их поведение в меру восприятия. Цель не может быть достигнута только в результате создания для этого определенных условий. Необходимо, чтобы работники восприняли, осознали свою выгоду при достижении этой цели. Только тогда они будут прилагать для этого усилия.
Одним из различий между людьми является их отношение к чему-либо. Отношение трактуется как положительное или отрицательное восприятие вещей, людей или факторов внешней среды, которые влияют на поведение.
На поведение людей влияют также ценности – общие убеждения о том, что хорошо и что плохо. Обычно те ценности, которые существуют в культуре данного общества, присущи организациям и их менеджерам. Ценности руководителя воспринимаются коллективом организации. Руководители высшего звена через присущие им ценности регулируют этику поведения подчиненных коллективов.
Но в каждой организации складывается своя система ценностей, что, в конечном счете, составляет ее нравственный облик: правила, мораль, обычаи. Ценности довольно стабильны и характеризуют личность, определяют ее поведение. Однако опыт показывает, что в различных ситуациях поведение человека может изменяться, поэтому возникает необходимость создания такой обстановки в трудовых коллективах, которая бы поддерживала тип поведения, выгодный для организации, а черты личности могли бы проявиться с максимальной отдачей.
Отдельного рассмотрения заслуживают такие факторы внутренней среды как техника и ее обновление, финансовые и материальные ресурсы организаций, в той части, в которой они являются внутренними.
Совокупность всех переменных создает рабочую среду, которая приспособлена к потребностям организации. Многофакторность внутренних переменных определяет чрезвычайную сложность этой среды с учетом которой и должен строить свою руководящую деятельность современный менеджер.