Организация А

 
 


Организация Б

 
 


Рис. 7.1. Высокая и плоская структуры управления организации

Организационные структуры управления рассмотрим в отдельной лекции

В крупных организациях управление разграничивается по горизонтали и вертикали. В соответствии с этим координируется деятельность уровневых под­разделений и по соподчиненности. Такая координация обеспечивает не только интересы подразделений, но и организации в целом.

Третьим внутренним переменным фактором в организации является по­становка задач. Предписываются работы, устанавливаются способы и сроки выполнения. Положениями определяются функции структурных подразделений и должностные обязанности. уста­навливаются технологии и режим работы.

Существует традиционное деление задач на три группы: работа с людьми, предметами (машины, сырье, инструменты), информацией. Работа за станком – это работа с предметами. Мастер участка работает с людьми. Работа экономи­ста в плановом отделе в основном связана с информацией.

Четвертый внутренний переменный фактор – технология. Технология - это совокупность процессов, правил, навыков, применяемых при преобразовании сред (информационной, сырьевой, кадровой и т.д.) для изготовлении продукции. Она рассматривается как средство преобразования ресурсов в продукты и услуги. Предпо­лагает сочетание квалифицированных навыков, оборудования, инфраструкту­ры, инструментов и соответствующих технических знаний, необходимых для осуществления желаемых преобразований в материалах, информации или лю­дях.

Любые производственные задачи не могут быть выполнены без использования конкретной технологии. Она выступает как средство пре­образования материала, поступающего на входе производственного процесса, в форму, получаемую на выходе.

В основе технологии лежит совокупность научных знаний, а ее развитие непрерывно увеличивает и пополняет эти знания и позволит создавать новые, более совершенные технологические процессы. Человеческая цивилизация создает новейшие технологии, которые представляют собой одно из проявлений процесса превращения науки в непосредственную производительную силу.

В каждой отрасли экономики свои технологи: технология легкой промышленности, технология строительства, технология машиностроения. Совершенствование технологий идет непрерывно. На основе обновления средств производства, применения более высококвалифицированной рабочей силы, создания новых процессов повышается производительность, выпускается больше продукции в единицу времени, экономится живой и овеществленный труд.

Важное место в технологии занимают стандартизация и механизация. Приме­нение в производстве стандартных узлов, замена людей механизмами и исполь­зование конвейерных линий изменили служебные обязанности менеджеров, что в свою очередь повлияло на сущность управления производством.

Мощным внутренним переменным фактором управления являются люди (человеческие ресурсы) – пятый переменный фактор. Человеческая переменная рассматривается в управлении в трех направлениях: поведение людей (отдельных людей, людей в группах, руководителя), менеджер в роли лидера, влияние менеджера на пове­дение отдельных людей и групп.

На индивидуальное поведение человека и его успешную деятельность оказывает влияние множество факторов. Среди них ведущее место занимают потребности людей, их умственные и физические способности, ценности, взгляды, притязания.

Потребность людей представляет собой внутреннее физиологическое или психологическое ощущение недостатка чего-либо. К базисным физиологиче­ским потребностям относятся потребности в пище, питье, тепле; к психологи­ческим – потребность в причастности к какому-либо обществу или группе людей.

Большое влияние на поведение людей оказывает ожидание, т.е. насколь­ко вероятно свершение чего-то значимого для них. Оно способствует повышению активности и эффективности работы.

Сильное влияние на ожидание оказывает восприятие, которое по­нимается как интеллектуальное осознание стимулов. Реакция человека на дей­ствительную окружающую среду зависит от того, как он ее воспринимает. Од­но и то же явление люди воспринимают совершенно по-разному, поэтому про­исходящее в действительности влияет на их поведение в меру восприятия. Цель не может быть достигнута только в результате создания для этого определен­ных условий. Необходимо, чтобы работники восприняли, осознали свою вы­году при достижении этой цели. Только тогда они будут прилагать для этого усилия.

Одним из различий между людьми является их отношение к чему-либо. Отношение трактуется как положительное или отрицательное восприятие ве­щей, людей или факторов внешней среды, которые влияют на пове­дение.

На поведение людей влияют также ценности – общие убеждения о том, что хорошо и что плохо. Обычно те ценности, которые существу­ют в культуре данного общества, присущи организациям и их менеджерам. Ценности руководителя воспринимаются коллективом организации. Руководи­тели высшего звена через присущие им ценности регулируют этику поведения подчиненных коллективов.

Но в каждой организации складывается своя система ценностей, что, в ко­нечном счете, составляет ее нравственный облик: правила, мораль, обычаи. Ценности довольно стабильны и характеризуют личность, определяют ее пове­дение. Однако опыт показывает, что в различных ситуациях поведение челове­ка может изменяться, поэтому возникает необходимость создания такой обста­новки в трудовых коллективах, которая бы поддерживала тип поведения, вы­годный для организации, а черты личности могли бы проявиться с максималь­ной отдачей.

Отдельного рассмотрения заслуживают такие факторы внутренней среды как техника и ее обновление, финансовые и материальные ресурсы организаций, в той части, в которой они являются внутренними.

Совокупность всех переменных создает рабочую среду, которая приспо­соблена к потребностям организации. Многофакторность внутренних перемен­ных определяет чрезвычайную сложность этой среды с учетом которой и должен строить свою руководящую деятельность современный менеджер.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: