Правовой режим международных проливов и каналов. Конвенция о режиме Черноморских проливов 1936 г

Под международными проливами понимаются такие, которые используются для международного судоходства и ведут из одной части открытого моря или исключительной экономической зоны в другую.

Наиболее важны для судоходства такие проливы, как Гибралтарский, ЛаAМанш, Сингапурский. Для нашей страны особое значение имеют Черноморские и Балтийские проливы.

Зачастую воды проливов являются территориальным морем прибрежных государств. Исключение из режима этого моря делается во имя международного судоходства.

В Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. подтверждается общепризнанная норма международного права относительно свободы транзитного прохода всех судов и пролета летательных аппаратов. Транзитный проход представляет собой осуществление свободы судоходства и полета единственно с целью непрерывного и быстрого транзита через пролив между одной частью открытого моря или экономической зоны и другой частью открытого моря или экономической зоны. При осуществлении права транзитного прохода суда и летательные аппараты должны без промедления следовать через пролив или над ним.

Прибрежные государства осуществляют свой суверенитет в отношении вод, дна и недр пролива, а также воздушного пространства над ним. Однако осуществление суверенитета происходит в соответствии с положениями Конвенции.

Государства, граничащие с проливами, могут устанавливать морские коридоры и определять схемы разделения движения для судов.

Гражданская и уголовная юрисдикция в отношении транзитных судов осуществляется прибрежным государством в том же объеме, что и при транзите через территориальное море.

Режим проливов определен Конвенцией, подписанной в Монтре в 1936 г. Он предусматривает свободу невоенного судоходства для судов всех стран. Всякое судно, которое войдет в Проливы из Эгейского моря или из Черного моря, должно подвергнуться санитарному осмотру, установленному турецкими правилами в рамках международных санитарных правил.

Что же касается военных кораблей, то они должны предварительно уведомлять правительство Турции. Только черноморские страны могут проводить через проливы линейные корабли и подводные лодки. Для нечерноморских государств установлены и другие ограничения в отношении прохода военных кораблей в Черное море.

Каналы являются искусственно созданными морскими путями. Правовой режим каналов, используемых для международного судоходства, обычно определяется международными соглашениями.

Суэцкий канал, соединяющий Средиземное и Красное моря. Правовой режим канала был определен Константинопольской конвенцией 1888 г. Канал объявляется как в мирное, так и в военное время свободным и открытым для всех портовых и военных судов без различия флагов. Договаривающиеся стороны обязуются ни в чем не нарушать свободного пользования каналом и не применять к нему право блокады.

Администрацией Суэцкого канала (АСК) установлены максимальные размеры судов, которым разрешается проход по Суэцкому каналу: длина — без ограничений, ширина — 64 м.

При следовании судна по каналу капитан (или лицо, его замещающее) обязан постоянно находиться на мостике. Для прохода по каналу капитан обязан зарегистрировать судно, послав уведомление АСК не менее чем за четверо суток до времени предполагаемого прохода.

Панамского канала, соединяющего Атлантический и Тихий океаны. Только Панама ведает управлением и обороной канала, осуществляет полицейскую, пожарную и таможенную службы, отправляет правосудие. Действуют только панамские уголовные и гражданские законы. Панама в одностороннем порядке провозгласила нейтралитет канала, чтобы он оставался открытым для мирного и абсолютно равного прохода судов всех стран. Прибывающие к каналу суда подвергаются досмотру.

Кильский канал, соединяющий Балтийское и Северное моря. Согласно ст. 380 Версальского договора Кильский канал и подходы к нему объявлялись постоянно свободными и открытыми с соблюдением полного равенства для военных и торговых судов всех государств, находящихся в мире с Германией.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: