международное гуманитарное право — отрасль международного права, представляющая собой совокупность принципов и норм, регулирующих отношения государств в период вооруженных конфликтов.
Источники:
Кодифицрующие Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г.: а) об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях; б) об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море; в) об обращении с военнопленными; г) о защите гражданского населения во время войны;
К этим конвенциям есть 2 дополнительных протокола 1977:
- о защите жертв международных вооруженных конфликтов;
- о защите жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера
Гаагская конвенция о защите культурных ценностей 1954 г. с двумя протоколами к ней;
Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие 1980 г. с протоколами
|
|
Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении 1993 г.;
Конвенция о запрещении применения, накопления запасов, производства и передачи противопехотных мин и об их уничтожении 1997 г.
Среди региональных международных договоров следует назвать Соглашение государств — участников СНГ о первоочередных мерах по защите жертв вооруженных конфликтов 1993 г.
Право вооруженных конфликтов делится на 2 подотрасли:
1) Гаагское право – это совокупность принципов и норм, регулирующих средства и методы ведения войны
2) Женевское право – это совокупность принципов и норм, регулирующих правовой статус лиц, участвующих в вооруженных конфликтах или затрагиваемых вооруженными конфликтами.
В данной отрасли права имеется ряд специальных принципов:
1. Принцип использования только разрешенных средств и методов ведения войны;
2. Принцип не причинения вреда гражданскому населению и гражданским объектам;
3. Принцип гуманного обращения с военнопленными
4. Принцип оказания помощи раненым и больным и др.
Начало вооруженного конфликта влечет целый ряд правовых последствий:
1) начало вооруженного конфликта всегда ведет прекращение дипломатических отношений;
2) прекращение иных двусторонних отношений (например, торговых, транспортных, отношений связи);
3) депортация граждан другого воюющего государства;
4) конфискация имущества, принадлежащего враждебному государству;
5) приостанавливается действие многосторонних договоров в отношении воюющих государств;
6) население воюющих государств приобретает дополнительные юридические статусы (такие как лица, участвующие в вооруженном конфликте, мирное население, жертвы вооруженного конфликта).
|
|
Окончание вооруженного конфликта возможно несколькими способами, причем основной способ – на основании международного договора. Существуют и иные способы, например, восстановление дипломатических отношений.
Последствия окончания войны:
1) должен решаться вопрос об ответственности за начало войны (прямо нигде порядок решения этого вопроса ни в одном универсальном договоре не прописан);
2) репатриация военнопленных;
3) восстановление дипломатических отношений;
4) возможное восстановление иных двусторонних отношений;
5) возмещение материального вреда жертвам войны;
6) решение вопроса о возобновлении двусторонних договоров, а многосторонние договоры возобновляют действие автоматически.
Гаагские конференции мира, проходившие в 1899 и 1907 гг., были созваны по инициативе России для разработки многосторонних соглашений в области законов и обычаев войны.
В российском законодательстве, регулирующем вопросы обороны, имеются положения, обязывающие военнослужащих соблюдать нормы международного гуманитарного права. Соответствующие статьи включены в Уголовный кодекс Российской Федерации (например, ст. 353 — Планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны; ст. 355 — Разработка, производство, накопление, приобретение или сбыт оружия массового поражения; ст. 356 — Применение запрещенных средств и методов ведения войны; ст. 360 — Нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой). Россия предложила создать единую международную методику оценки надежности механизмов самоуничтожения и самонейтрализации противопехотных мин. Разработка такой методики способствовала бы совместной работе в отношении мин. отличных от противопехотных. Рос сия также считает, что этому документу надо придать подлинно универсальный характер.
Россия и до ратификации в полном объеме соблюдала положения Протокола II к Конвенции 1980 г. о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия. Она придерживалась условий моратория на экспорт мин, не отвечающих требованиям Протокола. Более восьми лет в России не заказываются, не производятся и не поставляются в войска особо опасные виды мин — противопехотные фугасные мины.