double arrow

Появление международных межправительственных организаций в области культуры

Межправительственные организации являются стабильными объединениями государств, основанными на договорах, обладающие определенной согласованной компетенцией и постоянными органами функционирования.

Предпосылки воз­никновения международных организаций по­явились в очень отдаленные исторические эпохи.

На ранних этапах развития общества меж­государственные отношения выражались в двусторонних контактах, возникавших по мере не­обходимости между представителями соседних или близко расположенных государств. Посте­пенно эти контакты расширялись, периодиче­ски возникали союзы и коалиции.

Еще во времена античности появляются за­чатки международного арбитража и юстиции; наряду с двусторонними встречами все шире применяется клас­сический институт международного права – конгрессы и конференции.

На первых порах конференции и конгрессы происхо­дили от случая к случаю, затем в практику вошли перио­дические международные совещания, создающие более или менее постоянные органы, на которые возлагались чаще всего задачи созыва и обслуживания конгрессов и конференций, а иногда и осуществление других функций в перерывах между конференциями. Именно эти органы стали зачатками будущих международных организаций.

Создание международных организаций сопровожда­лось появлением соответствующих международно-право­вых обычаев и установлением в конвенционном порядке норм международного права, призванных регулировать деятельность международных конференций. Очень важным поэтому является начало коди­фикации во второй половине XIX в. особой отрасли пра­ва – международного частного права, что привело к складыванию в середине XIX века ряда правовых норм, необходимых для деятельности международных органи­заций.

Именно поэтому Международные организации в том смысле, в каком о них принято говорить сейчас, возникли сравнительно недав­но – в середине XIX в. Их создание было обусловлено расширением и усложнением международного общения.

Говоря о международных организациях в области культуры, то одним из первых из первых международных договоров, позднее трансформировавшегося в международную организацию в культурной сфере стала Бернская конвенция 1886 г.

Международные литературные конгрессы - в Брюсселе 1858 г., Антверпене 1861 г. и 1877 г. и в особенности конгресс в Париже 1878 г., на котором создана была постоянная международная ассоциация литераторов и художников, - подготовили идею однообразной международной защиты авторского права; на конгрессе 1882 г. в Риме была формулирована мысль создать для этой цели международный союз, и после конференции в Берне (1883) швейцарское правительство взяло на себя инициативу и в итоге 9 сентября 1886 г. была подписана бернской конвенция, в силу которой Германия, Бельгия, Испания, Франция, Великобритания, Италия и Швейцария, а также Гаити и Тунис образовали "союз для защиты авторских прав на Литературные конвенции и художественные произведения". Конвенция постановила, что авторы, принадлежащие к одному из государств союза, пользуются одинаковой защитой их произведений, обнародованных в пределах союза; авторы – подданные несоюзных государств такой не имели (сделано с целью поощрить вступление в союз), но могли воспользоваться ею в лице издателей-подданных этих государств. Для приобретения права на защиту достаточно было исполнить формальности, требуемые в стране, где произведение впервые обнародовано.

В дальнейшем круг участников конвенции постоянно расширялся, а ее текст неоднократно пересматривался на многочисленных дипломатических конференциях. На сегодняшний день Бернская конвенция в виде Парижского акта от 24 июля 1971 г., измененного 28 сентября 1979 г., является самым популярным международным соглашением в области авторского права, в ней участвуют более 140 государств мира.

Другим важным явлением стали попытки разработки международно-правовых норм для защиты культурных ценностей. Культурны­ми ценностями считается движимое и не­движимое имущество, имеющее большое значение для культурного достояния каждой страны.

Отдельные правила, направленные на охранение памятников культуры, содер­жались еще в Брюссельской декларации права войны, принятой на конференции, созванной по инициативе России в 1874 оду. На этой конференции был принят проект международной декларации относительно законов и обычаев войны. Здесь впервые в международно-правовой практике предусматривалась возможность какой-то ответственности за причинение вреда культурным ценностям. Хотя декларация и не была ратифицирована, ее принятие сыграло определенную роль в выработке международных норм о законах и обычаях войны.

В 1899 году состоялась так называемая Первая гаагская конференция мира, а в 1907 году состоялась Вторая гаагская конференция. На этой конференции была принята Конвенция о законах и обычаях сухопутной войны (IV конвенция) и Положение о законах и обычаях сухопутной войны. Специальные правила, касающиеся культурных ценностей, устанавливались в ст. 27 и ст. 56 положения. Статья 27 предусматривала, что «при осадах и бомбардировках должны быть приняты все необходимые меры к тому, чтобы ща­дить, насколько возможно, храмы, зда­ния, служащие целям науки, искусств и благотворительности, исторические па­мятники.., под условием, чтобы таковые здания... не служили одновременно воен­ным целям». Эта статья впервые в меж­дународной договорной практике преду­сматривала, что указанные здания дол­жны быть обозначены особыми видимы­ми знаками, хотя и не было установлено введение единообразного знака, посколь­ку обозначение должно было проводить­ся по усмотрению соответствующих ком­петентных властей.

Статья 56 положения 1907 года о за­конах и обычаях сухопутной войны уста­новила также: «Собственность общин, учреждений церковных, благотворитель­ных и образовательных, художественных и научных, хотя бы принадлежащих го­сударству, приравнивается к частной собственности. Всякий преднамеренный захват, истребление или повреждение подобных учреждений, исторических па­мятников, произведений художественных и научных воспрещаются и должны под­лежать преследованию».

Однако во время первой мировой вой­ны эти нормы зачастую отбрасывались воюющими сторонами. Печальный опыт первой мировой вой­ны показал необходимость дальнейшей разработки международно-правовых норм о защите культурных ценностей во время вооруженных конфликтов, пока­зал несовершенство и недостаточность положений гаагских конвенций о зако­нах и обычаях войны.


Сейчас читают про: