История формирования современного города

На протяжении многих столетий город постепенно формировал свое историческое лицо. Особенно хорошо можно это проследить на примере развития европейских городов. И вдруг, за последнее столетие, оно изменилось до неузнаваемости. Основной причиной резкого изменения городской жизни, а также и городской структуры стала промышленная революция.

Промышленная революция - это переход от преимущественно аграрной экономики к индустриальному производству, в результате которого происходит трансформация аграрного общества в индустриальное.

Промышленная революция связана не просто с началом массового применения машин, но и с изменением всей структуры общества. Она сопровождалась резким повышением производительности труда, урбанизацией, началом быстрого экономического роста (до этого экономический рост, как правило, был заметен лишь в масштабах столетий), исторически быстрым увеличением жизненного уровня населения. Промышленная революция позволила на протяжении жизни всего лишь 3-5 поколений перейти от аграрного общества (где большинство населения вело натуральное хозяйство) к современной городской цивилизации.

Первая промышленная революция произошла в Великобритании в последней трети XVIII века и приняла в первой половине XIX века всеобъемлющий характер, охватив затем и другие страны Европы и Америки.

Самыми главными вехами промышленной революции, полностью изменившими облик городов, стали следующие изобретения: в 1804 был изобретен первый паровоз для рельсового пути, в 1825 - первая общественная железная дорога (Англия), в 1865 - паровые суда, в 1882 - автомобили с паровым двигателем, в 1884 – электротрамвай.

В то же самое время население городов стало резко расти, так как в поисках работы на заводах и фабриках люди из сельской местности переселялись в города. Так в Лондоне в 1801 году был 1 млн. чел, а через сто лет в 1901 – уже 6,5 млн. чел. В Париже в 1801 году проживало 500 тыс. чел, а в 1901 – 3 млн. чел. В Нью-Йорк в 1801 году было всего 33 тыс. чел, а к 1901 году – 3,5 млн. чел. Таким образом, главным следствием промышленной революции стал небывалый рост населения и территории городов. Ко второй половине XIX века практически во всех европейских городах снесли городские стены. Народ в города все прибывал, ему требовалось жилье. Возле фабрик начала возникать массовая хаотичная застройка, при строительстве которой не учитывались никакие санитарно-гигиенические нормы, дома стояли очень плотно друг к другу, канализация отсутствовала, мусор выбрасывался прямо на улицу. Такие условия жизни привели к эпидемиям холеры, туберкулеза и других страшных болезней, выкосивших население европейских городов в этот период.

План барона Османа. Первые правила, регулирующие застройку, появились в Париже. Наполеон III после объявления себя императором в 1852 г. побывал в Лондоне, после чего назначил барона Жоржа Османа в 1853 г. префектом Парижа.

В общих чертах план Османа сводился к «исправлению» исторически сложившейся планировки Парижа путем пробивки и застройки новых широких (следовательно, пригодных для набирающего силу уличного движения) магистралей, увязанных в одну систему с уже сложившейся столичной осью восток-запад. Помимо чисто градостроительных задач, план Османа преследовал особые экономические и даже политические цели. Во-первых, занять на крупномасштабных строительных работах имевшиеся в избытке свободные рабочие руки. Во-вторых, облегчить действия полиции по контролю за центром Парижа на случай массовых народных выступлений; на широких и прямых магистралях непросто воздвигать баррикады, зато куда как сподручнее разгонять демонстрации и наводить «порядок» с помощью конницы и артиллерии. Опыт революционных боев в Париже 1848 года делал подобные соображения отнюдь не второстепенными для начальника парижской полиции.

Реконструкция Османа послужила своего рода эталоном для многих европейских городов, особенно крупных. Широкие прямые улицы с осевыми перспективами, сходящиеся к площадям, парадно оформляющим главные планировочные узлы города, стали нормой европейского градостроительства.

Результатом реконструкции стали следующие изменения:

было проложено 137 км новых бульваров (заменивших 536 км старых улиц);

были разработаны стандартные типы жилых зданий и унифицированы фасады;

появилось множество мелких парков и зон отдыха;

были разработаны стандартные приемы обустройства улиц (скамейки, навесы, киоски, часы, фонари, указатели).

Американская модель. В Америке города формировались по совершенно иным принципам, нежели в Европе. Городская планировка представляла собой сетку перпендикулярных улиц, просто пронумерованных цифрами. Такая регулярная планировка позволяла легко ориентироваться в городе, а также обеспечивала высокую пропускную способность для растущего количества транспорта. Центр такого города состоял из небоскребов, где располагались конторы и офисы служащих. Пригороды были малоэтажные и занимали большие площади: каждая семья предпочитала жить в отдельном доме с небольшим садом. В 1853 году Отис изобрел безопасный пассажирский лифт, а в 1890 – появился металлический каркас. Эти изобретения определили типологию и стилистику американских зданий в центре города: высокие небоскребы. Центр города использовался очень интенсивно. В 1863 году запустили первое метро, в 1884 - электрический трамвай, в 1890 – пригородное сообщение. Это стало необходимо, потому что пригород рос все активнее, расстояния, которые приходилось преодолевать людям, для того, чтобы попасть на работу, становились все больше и больше.

Город сад Говарда. Впервые идея города-сада была описана в книге «Города-сады будущего», написанной английским социологом-утопистом Эбинером Говардом (книга была впервые опубликована в 1898 году).

Говард считал, что современный (на момент написания книги) город изжил себя. Критике подвергался хаотичный, ничем не ограниченный рост промышленного города, его антисанитария, и, в более общем смысле, антигуманность. В качестве альтернативы Говардом были предложены небольшие города, сочетающие лучшие свойства города и деревни. В соответствии с описанным в книге проектом численность населения нового города должна была составлять 32 тысячи жителей. Города должны были образовывать более крупные группы с единым центром. Общее население такого «созвездия» городов должно было составлять порядка 250 тысяч жителей.

Идеальный город Говарда представлял собой структуру из концентрических круглых зон. В самом центре такого города находится парк, его окружает жилая зона, состоящая из малоэтажной застройки с приусадебными участками. Радиус зоны с жилой застройкой должен был составлять примерно один километр. На периферию выносились промышленность и сельхозугодья.

Говарду удалось организовать ассоциацию по строительству городов-садов. В первом десятилетии XX века эта ассоциация построила в Англии два новых города-сада — Лечворт и Вельвин. Однако эти первые города-сады не пользовались особой популярностью. Так, к концу 20-х годов в Лечворте жило всего 14 тысяч человек, а в Вельвине — 7 тысяч.

Однако Великобритания не отказалась от идеи города-сада. Многие градостроители и архитекторы продолжали работать над концепцией. После Второй мировой войны в Великобритании была принята программа строительства городов-спутников вокруг Лондона. Руководителем проекта был архитектор-планировщик Патрик Аберкромби, который многое позаимствовал из идей Говарда. Но были и существенные различия: население новых городов должно было составлять 60-100 тыс. человек.

В соответствии с планом Аберкромби вокруг Лондона должны были быть построены 18 новых городов с общим населением в примерно миллион жителей. При этом планировалось, что примерно половину жителей новых городов должны были составлять жители Лондона. Таким образом, одной из целей новых городов было разуплотнение столицы.

Хотя план частично был выполнен, его итоги значительно уступали ожиданиям. Так к 1963 году в новые города-спутники Лондона переселилось всего 263 тыс. человек.

Концепция индустриального города. Промышленный город Тони Гарнье 1904-1917 гг. Тони Гарнье – французский социалист, который жил в бурно развивающемся в конце XIX - начале XX веков промышленном городе Лионе. Его главной идеей было создание социалистического город - города без заборов, частной собственности, церквей, казарм, полицейских участков и судов, в котором всё незастроенное пространство занимал общественный парк. Гарнье впервые предложил четкое функциональное зонирование территорий города, что позже стало основой всей модернистской системы градостроительства. Каждая из зон могла самостоятельно расширяться по мере необходимости. В этом принципиальное отличие от города-сада Говарда.

«Современный город» Ле Корбюзье (Лучезарный город).
В 1922 году появилась гораздо более весомая заявка в защиту урбанизма. Знаменитый французский архитектор – новатор Ле Корбюзье выступил с проектом современного города на 3 миллиона жителей, который несколько позднее он назовет Лучезарным городом. Лучезарным – потому, что его центральную часть составляют гигантские стеклянные небоскребы-башни сложной конфигурации, геометрически правильно расставленные в пространстве. Комплекс башен окружен более скромной, но тоже многоэтажной застройкой, образованной непрерывной лентой “домов с выступами” – незатейливый орнамент позволяет организовать просторные, хорошо озелененные жилые дворы. Весь город открыт солнцу и свету, но благодаря высокой плотности застройки сконцентрирован на площади немногим более 70 квадратных километров (собственно Париж в его административных границах, то есть центральная, наиболее плотно застроенная часть французской столицы вмещает сегодня 2,3 миллиона человек на площади 105 квадратных километров). Если взять для более точного сравнения жилую часть и общественный центр Лучезарного города, то Корбюзье и вовсе уместил свои 3 миллиона в пределах прямоугольника размером примерно 7,5 на 4,5 километра, то есть на площади меньше 40 квадратных километров. Тщательно проработанный проект гарантировал каждому жителю необходимую порцию солнечного света, отдельную квартиру на семью со сквозным проветриванием, высокий уровень общественного обслуживания – все блага современной цивилизации.

В 1925 г. Корбюзье предложил проект реконструкции Парижа, наложив схему «Современного города» на исторический центр города. Этот проект получил название «План Вуазьен» и являлся предложение по радикальной реконструкции Парижа. Планом Вуазьен предусматривалось строительство нового делового центра Парижа на полностью расчищенной территории. Для этого предлагалось снести 240 гектаров старой застройки. Восемнадцать одинаковых небоскребов-офисов в 50 этажей по плану располагались свободно, на достаточном расстоянии друг от друга. Застраиваемая площадь составляла при этом всего 5 %, а остальные 95 % территории отводились под магистрали, парки и пешеходные зоны. «План Вуазьен» широко обсуждался во французской прессе и стал своего рода сенсацией.

Корбюзье развивал совершенно новые градостроительные концепции. Общая их суть в том, чтобы посредством новых планировочных методов повысить комфорт проживания в городах, создать в них современную систему автомобильных дорог - при значительном увеличении высоты зданий и плотности населения.

Афинская хартия. В 1933 г. IV Международный конгресс современной архитектуры принимает свод принципов градостроительного модернизма. Из 111 пунктов Афинской хартии наиболее важны следующие два:

свободно расположенный в пространстве многоквартирный блок» — это единственно целесообразный тип жилища;

городская территория должна чётко разделяться на функциональные зоны: жилые массивы, промышленная (рабочая) территория, зона отдыха, транспортная инфраструктура.

С начала 1960-х гг. принципы «Афинской хартии» реализуются в советском градостроительстве.

Лекция 1.3.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: