Иерархия территорий городской среды

Любой город представляет собой череду различных типологических сред, которые либо перетекают одна в другую, либо резко заканчиваются и начинаются. Такие характеристики применимы как к экстерьерной, так и к интерьерной среде.

Экстерьеры – это, прежде всего, те городские пространства, которые не защищены крышей и ограждающими конструкциями. Это улицы, парки, скверы, площади и проспекты. Городской интерьер рассматривается как небольшое камерное пространство, имеющее относительно замкнутый контур и создающий внутри иную среду, нежели внешний контекст, в котором он находится. Примером такого городского интерьера может служить тихий сквер на углу многолюдной улицы, или сквер при университете, которым пользуются в основном учащиеся этого же университета и который создает продолжение учебной среды за пределами здания университета. Последний пример показывает, что интерьеры зданий влияют на городскую среду, связывая внутреннее пространство с внешним через такие переходные среды. Именно в этих переходных средах (от интерьера здания к интерьеру города) активно проявляются признаки идентификации самого здания, при этом каждое отдельно взятое сооружение будет пытаться как можно более активно внедрится в городскую среду и заявить о себе. Различные типы городских сооружений делают это с разной интенсивностью. Это зависит от назначения здания, его функций, коммерческой принадлежности.

Таким образом, когда речь заходит о разработке системы визуальных коммуникаций для любой архитектурной среды, открывается следующая особенность: визуальные коммуникации, разработанные для определенного интерьера, не заканчиваются при выходе из него, а «выплескиваются» в городскую среду.

Так, например, здание железнодорожного вокзала требует применения системы визуальных коммуникаций на все территории комплекса, включая интерьерную и экстерьерную среду, подходы к вокзалу, остановки общественного транспорта и перроны, куда прибывают поезда. Таким образом, покидая вокзал и выходя в город, человек до определенного предела ориентируется по той же системе, что была и внутри здания и лишь через некоторое время его внимания захватывает другая система идентификации и знаков.

Город. Тема идентификации города и городской среды муссируется в прессе уже не один год. Многие города идут на поводу моды и заказывают себе разработки брэнда, фирменного стиля и сопутствующих атрибутов. Компании, которые выполняют подобные заказы, очень часто имеющие лишь косвенное отношение к архитектуре, плохо представляют как придуманный ими фирменный стиль будет внедрятся в городскую ткань. На примитивном уровне это решается с помощью расстановки баннеров и рекламных конструкций, где в печатном виде тиражируется логотип города и элементы его фирменного стиля. Это мало связано с архитектурой и не улучшает качество городской среды. Напротив, наравне с вездесущей рекламой, это засоряет и без того насыщенную многоликой информацией ткань города. Такой подход обесценивает все усилия по брэндированию города, более того вызывает такую же реакцию, как все новые рекламные щиты и установки, появляющиеся повсеместно. Можно руководствоваться законами о рекламе и расстановке рекламных носителей и делать все по правилам, не нарушая регламент, но результат получается не тот, которого хотело добиться городское управления.

Почему же так происходит? Потому что целью любого проекта по приданию городу особой индивидуальности, разработке брэнда и яркого фирменного стиля прежде всего является повышение привлекательности города для жителей и туристов, а также улучшение качества жизни в этом городе. Создавая такие проекты администрация хочет, чтобы у каждого жителя города повышалось чувство принадлежности к той городской среде, в которой он живет и к которой себя относит, чтобы люди, идентифицируя себя с городом, меньше мусорили и аккуратнее относились к муниципальной собственности. Администрация преследует самые святые цели, а получается все наоборот.

Для комплексного развития любого города необходим грамотный подход, в том числе и к созданию системы идентификации и ориентации в городе. Качественно нарисованный бренд ничего не меняет. Все меняет качественное проникновение этого бренда в городскую среду. Не только на уровне рекламный носителей с лозунгами «наш город самый лучший» или «наш город самый чистый», но и качественными изменениями городской среды, таким, как соподчинение и сочетание фирменного стиля с городской средой, со средствами, на которых появляются знаки отличия города. Если говорить более точно, не менее важна разработка оборудования каждой остановки, лавочки, фонаря, сквера как системы малых архитектурных форм, организующих городскую среду. Она должна проходить системно, в купе с разработкой фирменного стиля и знаков идентификации.

Городская среда является сложнейший системой взаимодействия многих других подсистем. Так в общегородскую среду входят различные районы города, территории парков и рекреационных зон, у которых также может быть свой независимый особый стиль. Спортивные зоны, огромные кампусы университетов, транспортные узлы, в том числе даже жилые территории могут иметь свою идентификационную систему.

Каждый из этих элементом является компонентом городской среды, принимает важную роль в ее формировании. При этом каждый элемент города хочет выделиться, стать коммерчески успешным, зачастую перекрикивая друг друга в яркости оформления. Экспансия различных идентификационных элементов в городскую среду не прекращается ни на минуту. Так появляются кричащие вывески, ни чем не объяснимые безвкусные логотипы на фасадах, странные случайные знаки на дорогах и т.п.

При это городская ткань становится все сложнее (это необратимый процесс), поэтому необходимо учитывать все аспекты влияния на город этих маленьких и, вроде бы, не значительных деталей, которые в итоге способны поглотить любой городской стиль и идентификацию, растворить их в необъятном потоке информации и рекламы. Если в городской среде каждая деталь старается перекричать соседнюю, город превращается в рекламный клип, теряя ценность своей архитектуры под яркими вывесками, собственную аутентичность городской среды. Выход из этого – согласованное воздействие на восприятие людей каждой части, составляющей город, системный подход и законодательные основания для урегулирования данной проблемы.

Подводя итоги, можно сказать, что для того, чтобы городская среда действительно преображалось необходимо:

1. Отслеживать всю цепочку идентификационных стилей, которые формируют городскую среду (понять, из чего среда складывается, какие объекты ее формируют, согласовывать идентификацию города с идентификацией элементов, ее составляющих). Обоюдное соподчинение – единственный выход из сложившейся ситуации, так как перекричать друг друга получается лишь на короткое время, т.к. новый появившийся голос затмевает все старое.

2. Проектировать и создавать дизайн городской среды в соответствии с городским фирменным стилем, начиная с графического дизайна идентификационных знаков и заканчивая автобусными остановками.

3. Учитывать интересы всех подсистем городской среды. На фоне городской идентификации и информационных знаков должны выгодно быть представлены временные события (праздники, биенале и т.п.), должны появляться универсальные конструкции-носители индивидуальных графических идентификаций, которые могут использоваться на различных территориях, не обладающих атрибутикой собственного фирменного стиля.

4. Разрабатывать оборудования для городской среды с возможностью трансформировать его под различные события и мероприятия.

Городской район – территория, подчиненная городу, она не может существовать отдельно от него. Эта часть городской структуры может органично взаимодействовать с целым, либо жить относительно независимо. Если рассматривать взаимодействие в системе по значимости, город стоит на первом месте, а районы - на втором.

Каждый городской район может обзавестись собственными идентификационным стилем и системой визуальных коммуникаций, но они должны быть подчинены единой идее развития городской среды. Так, например, транспортная система, объединяющая город и его районы в единое целое (остановки общественного транспорта, визуальные коммуникации) должны быть выполнены в едином стиле, так как город – это непрерывная среда. Человек, путешествуя по ней, должен испытывать чувство принадлежности к единой системе. Тем не менее, каждый район может себе позволить собственную идентификацию, но эта система должна сочетаться с общегородским стилем. Тогда человек сможет идентифицировать окружающее пространство и сориентироваться, в каком же районе он находится на подсознательном уровне, в то же время понимая, в каком конкретном городе этот район существует.

Таким образом, районам города необходим отличительный стиль, но он должен соподчиняться общегородскому. Такие общегородские элементы, как остановки общественного транспорта, должны быть универсально вписаны в среду на протяжении всего города. И в то же время административно-функциональное деление города с идентификационными отличиями позволяет сохранить когнитивную сомасштабность человеческого восприятия городского района, входящего в огромный мегаполис, помогает людям острее чувствовать принадлежность к этой части города, а значит и больше дорожить его окружающей средой.

Крупные комплексы городского значения - градообразующие предприятия, деловые, спортивные, торговые, образовательные центры, расположенные в конкретных районах, но имеющие общегородское значение. К этой категории можно отнести железнодорожные, речные вокзалы, автовокзалы, крупные рекреационные и спортивные зоны, кампусы университетов. Рассмотрим данный случай более подробно на примере железнодорожного вокзала.

Железнодорожные предприятия в нашей стране принадлежат корпорации ОАО «Российские железные дороги» (РЖД), которая имеет определенный фирменный стиль, не изменяемый по всей России. Тем не менее РЖД имеет подразделения в каждом регионе, так, например, на территории г.Красноярска такое подразделение позиционируется как Красноярская железная дорога. Насколько же необходим железнодорожному вокзалу Красноярска свой собственный корпоративный стиль, отличающий его от железнодорожных вокзалов в Новосибирске или Иркутске?

Ответ есть: идентификационный стиль вокзала необходим, так как это облегчает использование всего комплекса вокзала, коммерчески выгодно и соответствует современным бизнес тенденциям. Но существуют некоторые особенности. Железнодорожный вокзал хорошо вписан в городскую среду. На его территории расположены остановки общественного транспорта, парковки и привокзальная площадь, которая уже является частью города. Таким образом городская идентификация проникает в среду железнодорожного вокзала благодаря остановкам общественного транспорта, указателям, которые расположены на его территории, на перронах. Поэтому при создании и использовании собственного фирменного стиля, железнодорожного вокзала, он должен подчиняться закономерностям городского стиля, гармонично взаимодействовать с городской средой, имея собственный аутентичный дизайн. Это может проявиться в проектировании оборудования для привокзальной площади, уличной мебели, фонарей и других малых архитектурных форм, в умелом использованием логотипа на фасадах и в полиграфической продукции, необходимой вокзалу. Буквально вокзал должен «сказать» приезжающим и уезжающим людям: сейчас вы на нашей территории и одновременно на территории города Красноярска.

Если рассматривать рекреации зоны и кампусы университетов, то они могут иметь более независимый идентификационный стиль. Тем не менее, законы взаимодействия с городской средой действую по таким же принципам – город проникает на их территорию, а они в город. Пуская на свою территорию знаки городской ориентации и идентификации, крупные комплексы городского значения связывают себя с городом, а он в свою очередь дает им возможность организовать среду по эксклюзивным принципам, делая ее более интересной и насыщенной событиями, создавая новые сценарии развития городской среды.

Жилые микрорайоны. Идентификация жилой территории – важная часть культурного освоения среды, которая не только отражается на благополучии человека, но и формирует рачительное отношение к этой территории ее жителей. Это показывает опыт многих европейских городов. Принадлежность к группе, к обществу, к месту дает людям чувство самоидентификации. Человек, живущий в спальном районе, будет абсолютно равнодушен к окружающей его среде, так как она везде одинаковая, нет отличий одного дома от другого, его двора от соседнего. Поэтому такое средой можно не дорожить – парковать машину на газоне, бросать мусор, выгуливать собак на детской площадке. Как сказал А.Лебедев – зона комфорта русского человека кончается на пороге его квартиры. Все что за ней – не важно, оно не входит в мир человека, он не идентифицирует себя с этим.

Если же микрорайон, в котором живет человек, будет иметь четкую идентификацию, отличающуюся от других соседних территорий (при этом без заборов и изоляции), люди изменят свое отношение к придомовому и микрорайоному пространству, зона комфорта расширится, выйдет за пределы квартиры.

Сегодня подобные вещи пытаются внедрить красноярские застройщики, строя элитное жилье «Южный берег», жилой комплекс «Лазурный» на Взлетке, но это отдельные островки, стоящие в агрессивной среде панельных микрорайонов.

Лекция 3.2.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: