Задание выполняется по следующему графику.
1 этап. Фотофиксация выбранного места в городе.
На выбор предлагается взять различную городскую среду:
городская улица в центре города;
городская улица в жилом микрорайоне;
парк в центре города;
городской сквер;
уличная остановка;
площадь перед вокзалом;
площадь перед театром;
площадь перед институтом и т.п.
2 этап. Анализ видов активности, наиболее распространенных в
данном месте:
обязательная (когда нужно идти куда-то по улице пешком, до машины, до транспорта или просто до здания);
добровольная (когда люди проводят время на улице, в кафе, на лавочках, прогуливаясь по улицам и так далее);
социальная (когда люди общаются между собой, слушают уличных музыкантов, дети играют и, в общем, любые виды контакта людей друг с другом).
Обязательная активность очень быстрая, люди просто идут мимо и всё. Две другие долгие, люди могут проводить время на улицах часами, улицы наполняются людьми и территория становится более живой, приятной и безопасной.
На этом этапе делается подборка малых архитектурных форм, уличной мебели, осветительных приборов, которые могли бы изменить ситуацию и сделать городскую среду более удобной и приятной.
3 этап. Анализ пешеходных и автомобильных потоков на основе карт
Google Earth. На планах необходимо схематично отметить пешеходные пути, остановки, объекты притяжения людей.
4 этап. Характеристика местности по фотографиям в баллах на основе
таблицы 1. На этом этапе делаются выводы, предложения по изменению ситуации. Возможна графическая подача мыслей по изменению существующих проблем в данной городской среде.
Таблица 1
Критерии | Характеристики | Баллы |
Безопасность и защита: | ||
Защищено ли место от автомобилей, или надо постоянно смотреть вокруг, чтобы не попасть под машину? | 1 | |
Безопасность в плане преступлений — много ли людей на улице (чем больше - тем безопасней)? | ||
Хорошее ли освещение? | ||
Активна ли жизнь вокруг этого места? | ||
Защита от неприятных погодных условий — есть куда спрятаться от дождя? Ветрено ли? Есть ли защита от солнца и наоборот солнечные места? | ||
Итого: | ||
Комфорт: | ||
Удобство ходить — достаточно ли места? Не надо ли обходить объекты? | ||
Фасады активные или глухие? | ||
Хорошее ли покрытие? | ||
Возможность общаться — тихое или шумное место? | ||
Удобство стоять — есть ли на что облокотиться? | ||
Места отдыха — есть ли зоны где можно посидеть? Хороший ли вид? В тени они или на солнце? | ||
Скамейки? Уличные кафе? | ||
Визуальное восприятие — видно ли происходящее вокруг? Есть ли хороший пейзаж, вид на воду или еще какой-то приятный вид? | ||
Городская мебель расположена удобно для того, чтобы можно было поговорить | ||
Итого: | ||
Удовольствие от места: | ||
Масштаб — здания и объекты соразмерны человеческому восприятию или вокруг стоят огромные небоскребы и давящие монументы? | ||
Погода — есть ли где охладиться в жаркий день и согреться в холодный? | ||
Позитивное восприятие места — хороший дизайн и внимание к деталям, хорошие материалы, деревья, цветы, вода. | ||
Итого: |
Примеры:
Место №1.
Безопасность и защита: машин нет, место безопасное, так как всё вокруг отлично видно и присутствует много людей. 5 баллов из 5.
Комфорт: деревья защищают от солнца (дождей и холода там не бывает), ходить удобно, много лавочек, выглядит всё привлекательно, внимание к деталям высокое, уличных фонарей много, есть фонтанчики с водой. 7 баллов из 9.
Удовольствие от места: среда соразмерна человеку, материалы хорошие (деревянно-чугунные скамейки, натуральный камень...), не хватает только какого-то места для активного отдыха, но, возможно, оно тут и не особо нужно. 2 балла из 3.
Итого 14 баллов из 17 возможных.
Место №2.
Безопасность и защита: машины ездят прямо по тротуарам, место не безопасно, освещено по вечерам, никаких укрытий от ветра, который поднимается из-за огромного небоскреба, стоящего рядом. 2 балла из 5.
Комфорт: проходы узкие, так как мешают машины, стоять негде, опереться не на что и поэтому люди быстро утомляются в положении стоя. Сидеть можно только на мраморной стенке у входа в метро (где многие и сидят), лавочек нет, стульев кафе на улице нет, визуально всё выглядит очень плохо, кругом очень шумно от дороги и автобусов. 1 балл из 9.
Удовольствие от места: нет никаких возможностей что-либо делать на площади, кроме как пробежать в метро между припаркованными машинами. Стоят рекламные конструкции и дома рядом огромного размера — масштаб нарушен, материалы дешевые (кроме мрамора вокруг метро). 0 баллов из 3.
Итого 3 балла из 17 возможных.
Требования к оформлению отчета по заданию.
Результаты задания выполняются на листах белой писчей бумаги формата А4 с одной стороны. При необходимости использования более крупных размеров бумаги, такие листы складываются до формата А4 и подшиваются в единый блок. Текст печатается через одинарный интервал шрифтом ’14’ Times New Roman с полями слева – 30 мм, сверху, справа и снизу – 20 мм с обязательной нумерацией страниц. Таблицы, рисунки, чертежи, схемы и другие графические работы, включённые в текст, выполняются чёрной тушью или шариковой ручкой (компьютерной графикой). Цветные иллюстрации выносятся на отдельные листы.
Структура отчета по заданию должна содержать:
1. Титульный лист: название темы задания, ФИО студента, название дисциплины.
2. Содержание: разделы отчета с номерами страниц.
3. Фотографии места.
4. Анализ городской среды.
5. Заключение: предложения по улучшению городской среды в письменном и графическом виде. Подборка малых архитектурных форм, подходящих по стилю и смыслу к данной городской среде.
ЛИТЕРАТУРА
1. СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений/Госстрой.- М., 1994.
2. Бергер, Крэйг, М. Путеводные знаки. Дизайн графических систем навигации/ Бергер, М. Крэйг. –M.: РИП-холдинг, 2005.
3. Вукан, Р. Вучик. Транспорт в городах, удобных для жизни/Р.Вукан, Вучик. – М.: Территория будущего, 2011. - 576 стр.
4. Гутнов, А., Глазычев, В. Мир архитектуры: лицо города/ А. Гутнов, В. Глазычев. – М.: Молодая гвардия, 1990.- 350 [2]с.
5. Джекобс, Д. Смерть и жизнь больших американских городов/Д. Джекобс. – М.: Новое издательство, 2011. - 460 стр.
6. Дизайн архитектурной среды: учебник для студентов вузов по специальности «Архитектура»/Г.Б. Минервин [и др.]. – М.: Архитектура-С, 2006. – 504 с.: ил.
7. Линч К. Образ города / К.Линч.- М., 1982.
8. Лэндри, Ч. Креативный город/ Ч. Лэндри. – М.: Классика-XXI, 2006. - 399 стр.
9. Трубина, Е. Город в теории/ Е.Турбина. –М: Новое литературное обозрение, 2011. - 520 стр.
10. Туэмлоу, Э. Графический дизайн: Фирменный стиль, новейшие технологии и креативные идеи/ Э. Туэмлоу. - М.: АСТ: Астрель, 2006.- 256.
11. Форти, А. Объекты желания. Дизайн и общество с 1750 года/ А. Форти. – М.: Изд-во Студия Артемия Лебедева, 2011. – 480 с.
12. Шимко, В.Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование городской среды: учебник для студентов вузов направления «Архитектура»/В.Т. Шимко. – М.: Архитектура-С, 2006. – 384 с.: ил.
13. Шимко, В.Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование. Основы теории [Текст]: учеб.пособие/В.Т. Шимко; Моск. архитектур. ин-т. – М.: Архитектура-С, 2004. -296 с.
14. Malamed, C. Visual language for designers: principles for creating graphics that people understand/ Connie Malamed.-Copyright 2009 by Rockport Publishers, Inc. and Connie Malamed.
15. Meuser P., Pogade D. Architecture. Information. Graphics. The design of communication/ Philipp Meuser, Daniela Pogade.- Copyright 2005 by DOM publishers.
16. Интернет ресурсы:
www.proa2.ru
www.archnest.ru
www.archnadzor.ru
www.zyalt.livejournal.com
www.antonshatalov.livejournal.com
http://maxkatz.livejournal.com
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………3
МОДУЛЬ 1. ГОРОДСКАЯ СРЕДА ……………………………………….. 3
Лекция 1.1. Понятие городской среды. Городской интерьер………………. 3
Лекция 1.2. История формирования современного города…………………..5
Лекция 1.3. Советское градостроительство …………………………………..9
Лекция 1.4. Город как организм……………………………………………….16