Вопрос 5: кто сотворил Бога

Вы еще не слышали такого от своего подростка? А на этом вопросе стоит остановиться: здесь начинается еще одна тема — разговор о природе Бога, о том, почему Он такой.

В XI веке священник Ансельм Кентерберийский сказал: «Бог есть существо, превосходящее Своим величием всякую мыслимую реальность». Это утверждение основано на так называемой онтологической концепции реальности Бога — теории, которая исследует свойства существующих вещей и явлений. Если невозможно вообразить себе кого-то или что-то более великое, чем Бог, значит Бога никто не мог сотворить, ибо Творец всегда больше и могущественнее Своего творения. Поэтому идею Бога можно считать логическим завершением наших рассуждений.

Декарт, философ начала XVII века, весьма влиятельная фигура начинавшегося века Разума, рассуждал, что идея Бога могла прийти только от Него самого: наш разум не смог бы осилить ее, если бы Он не даровал нам способность ее постичь.

Наверное, лучше всего можно понять эту позицию, взглянув от обратного. Один из самых выдающихся умов западного мира Джонатан Эдвардс, первый ректор Принстонского университета, всегда предпочитал обращаться к антитезе любого аргумента. Он говорил, что нельзя придумать пустоту. «Пустота есть то, что снится спящим скалам», — говорил он. Другими словами, неопровержимый факт бытия заставляет нас размышлять об источниках происхождения всего сущего, что, как мы убедились, неизменно приводит нас к Богу.

Я бы выразил свою мысль так: нам, людям не свойственно размышлять о несуществующем. Высший предел наших помыслов — Бог. Возможно, мы еще не знаем Бога, но мы знаем, что Он существует. Поскольку мы сами существуем, мы должны понимать (согласно универсальному закону причинности), что не могли бы существовать, если бы что-то или кто-то не создал нас.

К началу страницы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: