Вопрос 8: Бог ли сотворил зло

Главное интеллектуальное препятствие на пути к христианской вере — отнюдь не сомнение в том, что мир сотворен Богом, как думают многие. Великий ученый ХХ века Альберт Эйнштейн, которого журнал Тime наградил титулом Человека Столетия, признавал, что вселенная настолько разумно организована и упорядочена, что может быть только продуктом какого-то разума, а не случайных космических столкновений. По его словам, порядок во вселенной «свидетельствует о столь совершенном разуме такого уровня, что он затмевает весь интеллектуальный потенциал человечества».

Однако Эйнштейна смущал другой, более сложный вопрос — о зле и страдании. Признавая Творца, он никак не мог примириться с Его сущностью: как Бог, будучи источником добра и блага, может допускать столь ужасные явления в жизни людей?

Подойти к проблеме зла можно очень упрощенно: если Бог равно добр и всесилен, он не может позволить злу и страданию пребывать в своих творениях. Но зло существует. Отсюда многие люди делают вывод: или Бог не добр (поскольку допускает зло), или не всемогущ (поскольку не может уничтожить зло, хотя желает этого). Библия однозначно разрешает это противоречие.

Великий русский писатель Федор Достоевский в своем романе Братья Карамазовы обратился к теме страдания.

В споре со своим братом-христианином Иван Карамазов рассказывает историю маленькой девочки, которую мучили родители, и спрашивает: «Ты понимаешь… почему такое бесчестие дозволено?». Иван настаивает, что Бога, Который допускает бессмысленные страдания ребенка, принять невозможно: «…представь, что это ты сам возводишь здание судьбы человеческого с целью в финале осчастливить людей, дать им, наконец, мир и покой, но для этого необходимо и неминуемо предстояло бы замучить всего лишь одно крохотное созданьице, вот того самого ребеночка… и на неотмщенных слезках его основать это здание, согласился ли бы ты быть архитектором на этих условиях, скажи и не лги. (Достоевский Ф. М. Собр. соч. в 10 тт. М. 1958. Т. 9, с. 308)

Ответ должен быть только отрицательным. Это ответ всех разумных людей. Но в теории Ивана Карамазова есть неверная предпосылка, строящаяся на том, что Бог, планирующий человеческую судьбу, обязательно предусматривает в ней зло как временный этап, тогда как в итоге люди непременно будут счастливы. Но Богу Священного Писания не нужно сооружать временный ад ради установления конечного небесного Царства. Он творит так, что все Его творение «весьма хорошо» с самого начала (см.: Быт. 1:31). Бог не творит зло. Абсолютная благость Бога — вот первый постулат христианского мышления.

К началу страницы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: