Вопрос 81: Почему государственные школы стали такими опасными. Что в них не так

После кровопролития в Колумбийской средней школе Литтлтауна в Колорадо все лихорадочно искали ответы на бесчисленные вопросы. Политики требовали взять под контроль владельцев оружия, репортеры ругали упадническую поп-культуру, ученые сетовали на генетические патологии. Но никто из них не заглянул вглубь проблемы и не увидел истинную причину происшедшей трагедии — столкновения двух великих мировоззрений, которые бьются за первенство в современном мире.

С одной стороны, это постмодернизм, уходящий корнями в нигилизм Фридриха Ницше. Этот немецкий философ XIX века доказывал, что «язык добра и зла» берет свое начало не в истине и не в разуме, а в воле к власти. Три четверти века назад идеи Ницше стали питательной средой для нацизма.

Ницшеанство со всеми ужасными последствиями вновь вырвалось наружу в Колорадо, когда два подростка, обвешанные нацистскими символами и лозунгами, хладнокровно расстреляли своих одноклассников.

За видимым поклонением убийц символике власти и насилия стояла железная хватка зла — то, что литературный критик Роджер Шеттак назвал «предрасположенностью к фундаментальному и моральному злу, исповеданием власти воли и силы». Кто бы мог подумать, что два озлобленных подростка настолько серьезно воспримут идеи Ницше? Злая ирония состоит в том, что вся окружающая их культура взрослых испытывала влияние все той же ницшеанской идеологии.

В журнале Atlantic Monthly политический аналитик Фрэнсис Фукуяма пишет, что разрушение традиционных нравственных ценностей Запада началось с двух положений Ницше: мораль — не объективная реальность, люди создают собственные ценности, исходя из личных интересов.

Этот радикальный релятивизм сначала пустил корни в студенческих городках, приняв форму постмодернизма и деконструктивизма, а затем успел просочиться вниз, и сегодня школьников учат «конструировать» собственные истины и ценности. Учителям рекомендовано ни в коем случае не координировать эту деятельность, не направлять учащихся, дабы не посягнуть на личную свободу ребенка.

Теперь понятно, почему атмосфера в наших школах так сильно напоминает ту, в которой живут герои классического романа Уильяма Голдинга Повелитель мух. В этом произведении раскрыто, до какой степени развращенности опускаются даже хорошие дети, если они предоставлены себе и лишены нравственного руководства взрослых. Современные дети почти не знают такого руководства, потому что взрослые хотят устраниться от подобной ответственности.

Это происходит не только в образовании. Мы создали субкультуру, выделившую детей в иной, параллельный мир. Многие сознательные родители не видят сегодня своей воспитательной роли, не ищут прямого общения с детьми, а стремятся устроить их в различные группы и коллективы, где налажено общение со сверстниками. Дети проводят так много времени во всевозможных дневных группах, спортивных клубах, летних лагерях и на игровых площадках, что почти теряют связь с родителями и все больше тяготеют к сверстникам. Этому разделению активно способствует рынок, предлагающий подросткам особое кино, особые видеофильмы, музыку и интернет-игры. В программе новостей сообщалось, что родители двух подростков-убийц из штата Колорадо были людьми добрыми и заботливыми, однако позволяли своим детям свободно вращаться в мутном параллельном мире, создаваемом кино, интернет-играми и неформальной группой «Trenchcoat Mafia», к которой они себя причисляли.

Увлечение идеями, как правило, не остается без последствий. Идеология Ницше сформировала, с одной стороны, культуру интеллектуальной элиты, а с другой, — примитивную культуру погруженных в свой мирок интернетовских фанатов. Когда эти два феномена сходятся, происходит взрыв — тот, что мы получили в Литтлтауне.

Еще одно неизбежное последствие этой политики: в плотном окружении сверстников или в школе родители не могут отстаивать систему своих ценностей. Родители обязаны быть в центре жизни своих детей, знать, чем они занимаются, где бывают, что изучают, чем интересуются. Невозможно поверить, что родители одного из литтлтаунских убийц даже не знали о том, что он сооружал дома бомбу. Родители, проснитесь!

К началу страницы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: