Вечерний огонек

А теперь мы все дружно

возьмем пример с Маши Дусиной...

В. Розов

Без преувеличения можно сказать, что ВЕЧЕРНИЙ ОГОНЕК - гениальная находка фрунзенских коммун И.П. Ива-нова. (Очень хорошо описание ВЕЧЕРНЕГО ОГОНЬКА дано в книге С.Соловейчика «Воспитание творчеством»).

Педагогическую значимость огоньков трудно переоценить. Рассказывают, что ко­гда фрунзенские комунары приеха-ли в Орленок, то такие ежевечерние мероприятия как кинофильм и танцы там стали срываться. «Какие танцы, когда у нас огонек?» - удивля­лись дети.

Нет более важного дела на сборе, чем правильно проведенный ВЕЧЕРНИЙ ОГО­НЕК. Никакой (даже самый насы-щенный) день не имеет ни смысла, ни пользы, если он со всех сторон самым тщательным образом не оценен, не разобран по косточкам и из всего не сделано обобщающих выводов. ВЕЧЕРНИЙ ОГОНЕК - это почти семейное, домашнее дело, на ого-ньке должно быть тепло, уютно и душевно. Отряд общается.

Быть может, в течение дня кто-то из ребят не смог себя проявить, побыть в центре внимания, но дать свою оценку и быть внимательно выслушанным он имеет полное пра­во. Подведение итогов каждого Дела важно в не меньшей степени, чем само Дело.

Не жалейте времени и сил на огоньки! День, не завершившийся огоньком можно выбрасывать на свалку!

Огонек проводится в располагающей обстановке, у костра или при свечах. Пока не все собрались, поются тихие, спокойные песни.

После того как к костру подсел последний ребенок отряда, комиссар пускает по кругу карточку, на которой написан план прожитого дня. (Потому что при насыщенных днях вечером уже бывает трудновато вспомнить, что было утром).

Каждый ребенок, поглядывая в план, должен ответить на следующие вопросы.

· Как ты оцениваешь каждое проведенное сегодня дело?

· Что сегодня в нашем отряде было хорошо?

· Что было хорошо, но не так чтоб очень?

· Что нужно сделать, чтобы стало еще лучше?

Не нужно никого торопить, останавливать. Не страшно, если кто-то кого-то пере­бивает. Пусть поспорят, пусть выс-кажется каждый.

Сначала дети на сборе делятся на «разговорившихся» и «неразговорившихся». Вторые начинают исчезать примерно со второго огонька, и к концу сбора их, как прави­ло, не бывает.

Никогда не забуду девочку Олю, очень милую и застенчивую, которая во время первых двух огоньков не говорила ничего, на все вопросы тихо-тихо отвечала «не знаю» и вообще, искала, куда спрятаться. Но на третий вечер, после весьма эмоциональной во­енной игры, вдруг закатила такую речугу, обличающую неправильно игравших мальчи­ков, что весь отряд встал и зааплодировал.

Последним говорит комиссар. Он оценивает работу и поведение отряда в течение дня, т.е. ругает за лень, нытье, опоздания, низкий творческий уровень, неджентльменст­во мальчиков, неженственность девочек... Да мало ли за что? (Был бы отряд, а за что по­ругать - найдется). Но, тем не менее, выражает осторожный оптимизм, что подвижки будут, и что отряд не совсем безнадежен.

Разнеся отряд в целом, комиссар затем без паузы выражает восхищение персо­нально отдельным индивидуумам, от-личившимся сегодня и приглашает отряд похвалить тех, которых он еще не назвал. Таких должно набраться три четверти от-ряда.

А вообще пусть Отрядные Комиссары сами думают как себя вести, кого хвалить, кого ругать (если ругать вообще надо).

Завершается ВЕЧЕРНИЙ ОГОНЕК песней из серии «День закончен, спать пора» и «сонной» речевкой.

День закончен (сл. и муз. Ю. Удодова)

День закончен.

День прошел. Ну что ж. друзья, без лишних слов,

Пожелаем очень-очень

Мы друг другу доброй ночи

И хороших, добрых снов.

Только грустно,

Только что-то мне покоя не дает.

Может, что не получилось?

Может, что-нибудь случилось?

Может быть - наоборот?

День закончен,

День закончен. Лес над нами шелестит.

Пожелаем очень-очень

Мы друг другу доброй ночи.

Тише, тише, - лагерь спит.

Хороший огонек никогда не хочется завершать, но заканчивать его придется, ибо детям спать все-таки надо, а ко-миссарам еще до утра сидеть и обсуждать завтрашний день – ДЕНЬ 3-й.

ДЕНЬ З

09.45 - 10.00 УТРЕННИЙ РАЗВОД.

10.00 - 10.30 Завтрак.

10.30 - 12.00 ОТРЯДНОЕ ВРЕМЯ.

12.00 - 12.30 РАЗУЧИВАНИЕ ПЕСЕН.

12.30 - 14.00 ЦЕПЬ ИСКАЖЕНИЙ.

14.00 - 14.30 Обед.

14.30 - 15.30 Клубы по интересам

15.30 - 17.30 ОТРЯДНОЕ ВРЕМЯ.

17.30 - 18.15 ГРОМКИЕ БЕСЕДЫ.

18.15 - 19.00 Подготовка к делу ВЕЛИКИЕ ПЬЕСЫ (К завтрашнему дню.)

19.00 - 19.30 Подготовка к ДТП. (Выбор собеседников.)

19.30 - 20.00 СПЕВКА.

20.00 - 20.30 Ужин.

20.30 - 21.30 Подготовка к вечернему делу.

21.30 - 22.30 Вечернее дело ПАРАД АГИТБРИГАД.

22.30 - 23.15 ДТП.

23.15 - 00.30 ВЕЧЕРНИЙ ОГОНЕК.

00.30 Отбой.

01.00 Совет комиссаров.

Третий день – это день упоения собственным отрядом с очень яркими проблесками интереса к другим. Эти эгоцент-ричные настроения абсолютно нормальны и преходящи, поэтому в третий день мы даем побольше отрядного времени.

Много чего можно провести в отряде. Я не очень большой знаток внутриотрядной работы, поэтому не могу предло-жить ничего нового. Но в уже не раз помянутой литера­туре можно найти описания неисчислимого количества отрядных дел. «Поющие крас­ки», «Строим город», «Игра в князя», «Слепой цикл», «Песенный хоккей» - дела из это­го арсенала, но как мне кажется, тут неважно, что именно проводить. Дети «тащатся» от общения друг с другом и никакой другой цели у комиссаров нет. Единственное, что должно быть исключено из планов Отрядных Комиссаров, это свободное время.

В третий день все проходит спокойно, в деловом ритме. Те дети, которые в первый день возмущались и бунтовали, теперь вспоминают об этом с большим юмором.

Третий день - экватор, когда до расставания еще далеко и можно пока вдоволь на­слаждаться этой сказочной, сборо-вской жизнью.

Вообще интересным представляется вопрос о продолжительности сборов и коли­честве детей на нем. Есть у нас очень денежные организации, которые могут профинан­сировать хоть полет на Луну нескольких тысяч ребятишек.

Не знаю я. Видел и 22-дневные сборы, участвовал и в однодневках. Принципиаль­ной разницы в результатах не заме-тил. Сборы, где 60 детей, на мой взгляд, лучше, чем те, где их 350, ибо таким муравейником труднее управлять, да и ка-чественный педотряд собрать намного сложнее.

Мне представляются самыми приятными сборы от 4 до 6 дней с количеством детей от 60 до 100. Отряды от 12 до 15 человечков, на которых стоит по одному комиссару. Кроме Отрядных Комиссаров будут полезны Художник, Танц-Комис-сар, Песенный Ко­миссар и Хоз-Комиссар. Всякие другие люди на сборах только лишняя обуза. Притом, что желающих по-ехать всегда выше крыши, есть вероятность, что ты дашь слабину и таки не сможешь устоять перед просьбами и мольбами друзей. Вот и выбирай, что тебе важнее: высококачественный сбор или признательность знакомых.

Найти хорошего комиссара ой, как трудно. Но тысячекратно труднее не взять на сбор плохого. Ты его в двери, а он в окно; ты его куда подальше, а он жаловаться На­чальству. Слышал я байку, что тот руководитель самый ценный, который мо-жет три раза подряд сказать «нет».

Спасибо за внимание, обратимся к плану третьего дня.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: