Эдхократическая организация

Особенности современного развития организации:

- интенсивная информатизация;

- информационно-компьютерная революция (с середины 80-х гг. 20 века);

- значительные изменения в управленческих технологиях;

- изменения в материальном производстве;

- изменения в быту и культуре;

- современные информационные технологии с разветвлённой сетью банков данных и баз знаний.

Эдхократическая организация («для частного случая»):

- ориентация на нестандартные и сложные работы;

- трудноопределяемые и быстро сменяющиеся структуры;

- акцент на компетентности и знаниях, а не положении в иерархической структуре.

Для создания эффективной системы управления эдхократической организацией необходимы:

- профессиональное владение экспертными технологиями принятия управленческих решений, владение экспертным оцениванием;

- делегирование полномочий по выбору средств достижения целей самим исполнителем;

- предоставление сотрудникам самим распределять вознаграждение за выполненную работу;

- руководство организации оставляет за собой право финансового контроля.

Структура эдхократической организации может быть представлена не управленческими цепочками, а концентрическими окружностями:

- в центре, образуя ядро организации, располагается высшее руководство;

- далее, по мере убывания степени ответственности и властных полномочий, - штаб-квартира корпорации, менеджеры, специалисты, рабочие.

Рис. 46. Принципиальная схема структуры эдхократической организации

В основу эдхократической организации положены не столько отно­шения "власть - подчинение", сколько профессионализм специалиста, по­скольку цель создания таких организацийрешение проблем, требующих высокого уровня компетентности, умения анализировать и правильно оценить нестандартные ситуации, найти оригинальное решение, возмож­ное лишь при творческом подходе к проблеме.

Контроль в рамках управления эдхократической организацией теряет элементы формального характера, поскольку оценка результатов затруднена и определяется в основном степенью достижения поставленных целей.

Отсутствие общепринятых стандартов и критериев при оценке ситуа­ций, действий сотрудников, результатов их усилий в эдхократической организации требует более высокого профессионального уровня при npинятии управленческих решений, начиная от умения поставить задачу в сложной, нестандартной ситуации и кончая умением оценить действия сотрудников по их реализации.

Таким образом, для создания эффективной системы управления эдхокра­тической организацией необходимы:

- профессиональное владение экспертными технологиями принятия yпpaвленческих решений, экспертным оцениванием,

- делегирование полномочий по выбору средств достижения целей самим исполнителям, имея в виду высокий профессиональный уровень сотрудников эдхократической организации. Каждый из них непосредственно отвечает за свои действия, и вознаграждается тот, кто добивается успеха в решении стоящих перед организацией задач;

- предоставление сотрудникам права самим распределять вознаграждение за выполненную работу. Основной оцениваемый результат их деятельности — качественное выполнение работы и умение решать возникающие проблемы. Система вознаграждения сотрудников строится на экспертной оценке вклада работника, его компетентности и носит групповой характер.

Делегируя право принятия решения по многим вопросам профессиональной деятельности сотрудникам, по уровню компетентности являющимся экспертами в своей области, руководство организации оставляет за собой право финансового контроля.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: