Высокое и позднее Возрождение (Чинквиченто)

Высокий Ренессанс в Италии длился всего тридцать лет. Его окончание связывают с 1530 годом, трагическим рубежом, когда итальянские государства утратили свободу. Они стали добычей габсбургской монархии. Только Папская область сохранила независимость, и Венеция еще долго оставалась самостоятельной. Рано развившиеся в Италии новые социальные отношения не имели прочной базы, так как не основывались на промышленном, техническом перевороте, - их сила заключалась в международной торговле, а открытие Америки и новых торговых путей лишило их этого преимущества. Экономический же упадок вел к политическому порабощению.

Культура Чинквиченто – это итог, умудренная зрелость, сосредоточенность на общем и главном, сменившая разностороннюю любознательность Раннего Ренессанса.

Достаточно только трех имен, чтобы понять значение среднеитальянской культуры Высокого Ренессанса: Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело.

К Леонардо да Винчи, может быть больше, чем к другим, подходит понятие универсал. Он был живописцем, скульптором, архитектором, писателем, музыкантом, теоретиком искусства, военным инженером, изобретателем, математиком, анатомом и физиологом, ботаником…

Известно мало произведений Леонардо, и не столько потому, что они погибали, сколько потому, что он и сам их обычно не завершал.

Леонардо учился у известного скульптора, ювелира и живописца Андреа Верроккьо. Верроккьо был крупный художник, но ученик превзошел его еще в юные годы. В ранний флорентийский период деятельности Леонардо написана маленькая картина «Мадонна с цветком». В свои двадцать шесть лет Леонардо уже в совершенстве владеет кистью. Мягкими переливами света и тени он выявляет объемность изображенных фигур. «Мадонна с цветком» - это хронологически первая мадонна, образ которой внутренне лишен какой бы то ни было святости. Перед нами всего лишь мать, играющая со своим ребенком. Вечная прелесть и поэзия материнства.

Однако двор Медичи не оценил Леонардо и в 1482 году, когда художнику было тридцать лет, он покинул Флоренцию и обосновался в Милане. От миланского периода сохранилась картина «Мадонна в гроте» и фреска «Тайная вечеря». Художники кватрочентисты усердно работали над перспективой и объемом, но только Леонардо удалось передать глубину пространства, плавное перетекание из одного плана в другой. В картине «Мадонна в гроте» группа из четырех фигур – Мария, маленький Христос, маленький Иоанн Креститель и ангел – расположена не «на фоне» пещеры, а действительно внутри нее. При чем сама группа тоже пространственна: ощущается реальное расстояние, воздух между фигурами. Мир «Мадонны в гроте» полон глубокого таинственного очарования.

«Тайная вечеря» написана на узкой стене большой продолговатой залы – трапезной монастыря Санта Мария дела Грацие. Эта фреска, написанная маслом на стене, начала разрушаться еще при жизни Леонардо. «Тайная вечеря пример мудрого понимания законов монументальной живописи: пространство фрески органично связано с реальным пространством интерьера. Зрительно создавалось впечатление, что Христос и его ученики сидят как бы в этой самой трапезной, на некотором возвышении и благодаря своим укрупненным размерам, господствуют над пространством залы. Во фреске запечатлен момент, когда Христос сказал: «Один из вас предаст меня». Эти страшные слова потрясли апостолов: у каждого вырывается непроизвольное движение, жест. Леонардо превосходно выразил единый смысл момента в многообразии психологических типов людей и их эмоциональных откликов.

Венец искусства Леонардо «Мона Лиза» или Джоконда, написана художником в последнее двадцатилетие жизни. Едва ли какой-нибудь другой портрет пользовался такой же неувядающей популярностью. Причины такого интереса к «Моне Лизе» по-видимому в ее всечеловечности. Это образ проникновенного, проницательного интеллекта, принадлежащий всем временам.

«Загадочная улыбка» Джоконды, ее неуловимое выражение лица складывается из великого множества светотеневых нюансов. «Сфумато» - нежная дымка светотени, из-за которой предметы теряют четкие очертания, придуманная Леонардо придают неподвижному портрету ощущение внутренней жизни.

Один из самых гармоничных художников Высокого Возрождения – Рафаэль Санти (1483-1520), родился в Урбино в семье придворного живописца и поэта, который и был первым учителем будущего мастера. Рафаэль был очень разносторонним художником: и архитектором, и монументалистом, и мастером портрета, и мастером декора. Его искусство – воплощение ясной соразмеренности, строгой уравновешенности, чистоты стиля.

Раннее творчество Рафаэля хорошо характеризует «Мадонна Конестабиле». Картину отличает деликатная, тончайшая техника почти миниатюрной живописи. На протяжении всей жизни Рафаэль ищет совершенный, гармонический женский образ, воплощая его в лице мадонны. «Мадонна со щегленком», «Мадонна в зелени», «Мадонна в креслах» и особенно «Сикстинская мадонна» соединяют в себе лиричность и глубокую эмоциональность с монументальным величием. «Сикстинская мадонна» - одно из самых совершенных произведений Рафаэля. Мария идет по облакам, неся своего ребенка. Слава ее ничем не подчеркнута. Ноги босы. Но как повелительницу встречает ее, преклонив колени папа Сикст, облаченный в парчу; святая Варвара опускает глаза с благоговением. Рафаэлю удается создать поразительно одухотворенный образ матери и ребенка. В лице и взгляде младенца есть нечто недетское – прозорливое и глубокое, а в лице и взгляде матери – младенческая чистота.

С 1508 года Рафаэль постоянно работал в Риме, главным образом при дворе папы Юлия II и его приемника Льва X, где исполнил большое количество монументальных работ. Из них самые выдающиеся – это росписи ватиканских станц – апартаментов папы. Крупномасштабные композиции, населенные десятками фигур, покрывают все стены трех залов. В Станце дела Сеньятура – четыре фрески, посвященные богословию, философии, поэзии и правосудию. Это задумано как идея синтеза христианской религии и античной культуры. Лучшая из фресок Станцы дела Сеньятура – «Афинская школа» - олицетворяет философию. В центре композиции Рафаэль изобразил Платона и Аристотеля в окружении философов и ученых различных периодов истории. Рафаэль ввел в это общество своих современников, в образе Платона предстает Леонардо да Винчи, сидящий на первом плане задумавшийся Гераклит напоминает Микеланджело, а справа с группой астрономов, Рафаэль изобразил самого себя.

Третий величайший мастер Высокого Возрождения – Микеланджело (1475-1564). Первая половина его творческого пути приходится на период расцвета искусства Высокого Возрождения, а вторая – на годы феодально-католической реакции.

Микеланджело – ваятель, архитектор, живописец и поэт. Скульптуру он ставил выше всех других искусств.

Одна из ранних работ Микеланджело – статуя Давида, высотой около пяти метров, поставленная на площади Синьории, возле Палаццо Веккьо, где находился правительственный центр Флоренции. В прекрасном лице Давида, в его суровом лице со сдвинутыми бровями скульптор передал титаническую силу страсти, непреклонную волю, гражданское мужество, безграничную мощь свободного человека. Статуя олицетворяла собой независимость Флоренции.

Обнаженное прекрасное тело с самого начала стало для Микеланджело главным предметом искусства, его культом. Скульптуры Микеланджело всегда отличаются монолитностью объема. Почти нигде у его статуй нет свободно отведенных рук; бугры мускулов преувеличены, шея уподобляется могучему стволу, несущему голову. Движения его фигур сильны, страстны и вместе с тем как бы скованы; излюбленный Микеланджело мотив контрапоста – верхняя часть торса резко повернута (позднее движение названо змеевидным).

С 1508 по 1512 год Микеланджело работает над росписью плафона Сикстинской капеллы (600 кв. м на высоте 18 м). Центральную часть потолка художник посвятил сценам библейской истории, начиная от сотворения мира. Чтобы упорядочить и организовать пространство потолка Микеланджело не только использовал реальные архитектурные членения сводов, но еще написал и дополнительные: он изобразил кистью выступающие карнизы, пилястры с фигурами ангелочков, арки и цоколи. В боковых частях потолка художник написал библейских пророков и античных сивилл. Величие, мощь и благородство выражено в их фигурах. При огромном количестве фигур роспись Сикстинской капеллы логически ясна и легко обозрима. Она не разрушает плоскость свода. Главными выразительными средствами Микеланджело являются подчеркнутая пластичность, чеканность и ясность линии и объема.

С 1520 по 1534 г. Микеланджело работает над одним из самых значительных и трагических скульптурных произведений – гробницей Медичи, выражающей все переживания, выпавшие в этот период на долю и самого мастера, и его родной Флоренции, и всей страны в целом. С конца 20-х годов Италия буквально раздиралась как внешними, так и внутренними врагами. Скульптуры «Ночь» и «День», «Утро» и «Вечер» являются символами быстротекущего времени. Они попарно полулежат на саркофагах под статуями Джулиано и Лоренцо Медичи.

В 1530 году итальянские города утратили свободу. Для Италии настали смутные времена. Разоряя страну, могущественные европейские державы воевали друг с другом на территории Италии. Светлые надежды исчезли. Церковь стремиться наложить свою печать на всю жизнь народа. Отсюда пессимизм, завладевший умами, стремление многих художников поставить искусство над действительностью, полетом изощренной фантазии как-то вырваться на свободу. Вера в силу и разум человека была подорвана. Поиски крайней выразительности либо чрезмерной изысканности сменяют жизнеутверждающие идеалы Высокого Возрождения. В итальянском искусстве второй половины XVI века получил распространение маньеризм. К маньеристам относят таких живописцев как Приматиччо, Пантормо, Пармиджанино. Характерными особенностями произведений, относящихся к стилю маньеризма, можно считать повышенный спиритуализм нередко сочетающийся с эротизмом образов, взвинченность и изломанность линий (в частности, использование так называемой «змеевидной» линии), удлинённость или даже деформированность фигур, напряжённость поз (контрапост), необычные или причудливые эффекты, связанные с размерами, освещением или перспективой, использование едкой хроматической гаммы, перегруженность композиции и т. д.

Вопросы:

1. Что такое Возрождение?

2. Какова периодизация эпохи Возрождения?

3. Что такое гуманизм?

4. Какие новшества внес Джотто в живопись?

5. Назовите основные черты искусства Раннего Возрождения.

6. Расскажите о творчестве Леонардо да Винчи.

7. Расскажите о творчестве Рафаэля Санти.

8. Расскажите о творчестве Микеланджело.

Слова для глоссария:

Аутодафе, возрождение, гуманизм, контрапост, рустика, сфумато.

Аутодафе́ — в Средние века торжественная религиозная церемония, включавшая в себя процессии, богослужение, выступление проповедников, публичное покаяние осужденных еретиков и чтение их приговоров.

Ру́стика (от лат. rusticus — буквально «деревенский», производное от лат. rus — деревня; «простой», «грубый», «неотёсанный») — в архитектуре облицовка внешних стен здания или некоторых пространств на них четырёхугольными, правильно сложенными и плотно пригнанными один к другому камнями, передняя сторона которых оставлена неотесанной или отесана очень грубо, и только по краям обведена небольшой гладкой полосой.

Контрапост — один из приемов формообразования, заключающийся в контрастном расположении масс, объемов, уравновешенных относительно оси симметрии, что создает ощущение динамического равновесия.

Спиритуализм – духовность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: