Проторенессанс

ВОЗРОЖДЕНИЕ В ИТАЛИИ

В средние века средоточием культуры, в том числе и художественной, были феодальный замок, храм и монастырь. Новые условия жизни породили и новое мышление, в основе которого лежало светское вольномыслие, противостоящее господствующему религиозному.

Художники стали искать божественную красоту не на небе, а на земле, стремясь понять божественное через земное. Образцом для творчества они избрали античность, противопоставив ее готике. Признание ценности человека как личности получило название гуманизм и составило основу мировоззрения новой эпохи. Сложился тот комплекс культуры, который принято называть Ренессансом или Возрождением. Это французское название переломной исторической эпохи в развитии итальянского, а затем и всего европейского искусства XV-XVI вв.

Искусство Возрождения стремилось к рационализму, к научному взгляду на вещи, к реализации принципа - «подражать природе».

К началу XV в. относится ранний этап искусства Возрождения, обычно обозначаемый как кватроченто, или раннее Возрождение.

Своей полной завершенности оно достигло к концу XV-началу XVI в. Этот период наивысшего расцвета, длившийся всего тридцать-сорок лет, называют Высоким, или классическим Возрождением.

Последние две трети XVI столетия, ознаменованные усилением феодальной реакции и наступлением контрреформации, именуют периодом позднего Возрождения.

ПРОТОРЕНЕССАНС

Родиной Ренессанса считают Флоренцию - самый передовой город-государство Италии позднего средневековья, где наметились первые сдвиги в изобразительном искусстве и где появилась новая литература, ярчайшими представителями которой были Данте, Петрарка и Боккаччо.

Первым, кто сделал решающий шаг к искусству нового типа, был Джотто ди Бондоне (1276-1337), флорентийский живописец. Благодаря ему излюбленная ранее в Италии и весьма трудоемкая техника мозаики была заменена техникой фрески. Эта техника, восходя к античным традициям, более соответствовала требованиям ренессансной живописи: во-первых, она позволяла с большей определенностью передавать объем и плотность материи, нежели мозаика с ее неощутимостью материи; во-вторых, фреска позволяла быстрее создавать многофигурные композиции.

Джотто первым реализовал тот принцип в живописи, который стал краеугольным камнем всего искусства Возрождения, - подражать природе. Он начал рисовать прямо с натуры живых людей, чего не делали ни в Византии, ни в средневековой Европе.

Он ввел в живопись реальное пространство и реальные предметы. Фигуры в изображении Джотто объемны. И достиг он этого эффекта световой моделировкой - rilievo, воскресив известный еще в античную эпоху оптический эффект: человеческий глаз воспринимает светлое более приближенным к нему, а темное более удаленным.

Джотто первым нарушил традицию плоскостного изображения. Его фигуры помещены не на золотом фоне, а на фоне пейзажа или в интерьере. При этом линия горизонта у Джотто впервые располагалась на естественном уровне, в то время как его предшественники и современники обычно поднимали ее, распластывая изображение на плоскости.

Все эти новые принципы живописи Джотто разработал в процессе росписи капеллы Санта Мария дель Арена в Падуе, где им был создан его главный фресковый цикл.

В поэзии самыми яркими, талантливыми выразителями новых тенденций были Данте, Петрарка и Боккаччо. Начало деятельности Данте Алигьери (1265-1321) было тесно связано с новым направлением в итальянской поэзии, известным как школа «нового сладостного стиля», в которой любовь к женщине идеализировалась и отождествлялась с любовью к мудрости и добродетели.

«Божественная комедия» была написана не на латыни, как того требовала традиция, а на тосканском наречии, что являлось актом демократизации литературы. Данте считается создателем общенационального итальянского литературного языка.

То, что начал Данте, было продолжено Петраркой и Боккаччо. Франческо Петрарка (1304-1374) обладал глубокими познаниями в истории, а также в средневековой философии, богословии, античной культуре.

Сонеты стали поэтическим отражением всех возможных оттенков его любовных переживаний.

Друг и единомышленник Петрарки Джованни Боккаччо (1313-1375) стал первым писателем-гуманистом, оправдавшим земную, чувственную любовь.

Вершиной его творчества явился бессмертный «Декамерон» («Десятидневник») - собрание ста новелл, якобы рассказанных в кругу светских людей. И если Петрарка стал основателем общеевропейской школы лирической поэзии, то Боккаччо явился родоначальником жанра новеллы в новой литературе и основоположником ренессансного реализма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: