Флорентийское кватроченто - раннее Возрождение

XV век - время возникновения и подъема различных территориальных художественных школ, их активного взаимодействия, борьбы. Новое направление в архитектуре Флоренции XV в. было связано не столько с прямым возрождением античных традиций и ордерной системы, сколько с переработкой наследия романской итальянской архитектуры. Одной из особенностей римской архитектуры являлся ее декорационный принцип, когда на плоскость стены накладывались архитектурные детали: пилястры, карнизы, колонны. Эта «вторая, декоративная стена» явила собой так называемый инкрустационный стиль, типичный для Флоренции средних веков и во многом определивший ее неповторимый облик.

Родоначальником нового направления строительной техники Возрождения явился Филиппе Брунеллеско (1377-1446). Он первым стал использовать ордер совершенно по-новому, свободно обыгрывая ордерный мотив в различных композиционных ситуациях. Наиболее ярким примером этого стало возведение им огромного купола собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции. Брунеллеско максимально облегчил купол, сделав его пустотелым с двумя оболочками, из которых более толстая нижняя является несущей, а более тонкая верхняя - защитной. Свой купол Брунеллеско завершил фонарем и украсил его сдвоенными коринфскими колоннами и традиционными римскими кронштейнами, перевернув их и сделав из них завитки-волюты, которые стали излюбленным мотивом декора всей итальянской архитектуры.

Брунеллеско первым связал в единую конструкцию колонну и арку и использовал мотив глубокой открытой лоджии в оформлении П-образного фасада Воспитательного дома.

Применение легких «парусных» сводов вместо крестовых позволило значительно увеличить глубину лоджии, расстояние между колоннами и предельно уменьшить их толщину.

В изобразительном искусстве флорентийского кватроченто легко прослеживаются два направления. В творчестве художников первого направления было ощутимо влияние античности. Они искали прежде всего одухотворенную форму, стремились к монументальности, к созданию героических образов. Приверженцами этой линии были скульптор Донателло, художники Мазаччо, Учелло, Пьеро делла Франческа, ювелир, скульптор и художник Андреа дель Верроккъо и другие, завершает ряд Микеланджело.

Другая линия уходила корнями в традиции византийской иконы и средневековой миниатюры. Художники этого направления были прекрасными колористами, но мало уделяли внимания правдивой передаче формы и объема. Еще в начале XIV в. в итальянских городах появились мастера, для которых характерна была изобразительность с множеством натуралистических деталей, они любили рисовать природу, цветы, птиц, травы. Это фра Беато Анжелико, фра Филиппе Липпи, Беноццо Гоццоли, Доминико Гирландайо.

Но на исходе столетия обе эти линии самым удивительным образом сплелись в творчестве двух величайших мастеров - Сандро Боттичелли и Леонардо да Винчи. Оба унаследовали так же много от манеры Мазаччо, как много они унаследовали от любования миром и простодушной впечатлительности других флорентийцев.

Первым и самым ярким скульптором первого направления кватроченто в Италии был Донато (1386-1466), которого близкие друзья называли Донателло. Донателло сумел соединить античные идеалы с религиозной духовностью и утвердить нравственную и эстетическую ценность человеческой личности.

1 - монументальная свободно стоящая статуя. Наиболее ярким примером этого вида скульптуры является фигура св. Георгия, выполненная для фасада церкви Ор Сан Микеле во Флоренции. Донателло первый в эпоху Ренессанса изваял обнаженную статую Давида, для которого использовал мотив античной статуи Гермеса.

2 - статуарная пластика, связанная с архитектурным сооружением. Донателло создал множество статуй для украшения соборов, уравняв тем самым скульптуру с архитектурой.

3 - сложная алтарная композиция и рельефная пластика. Донателло создал роскошный, весь вызолоченный алтарь капеллы семейства Кавальканти в церкви Санта Кроче во Флоренции, со сценой Благовещения в центральной части.

4 - конный монумент.

Томмазо ди сер Джованни ди Моне Кассаи по прозвищу Мазаччо (1401-1427) -третий «кит» (после Брунеллеско и Донателло) флорентийского кватроченто. Одним из важных достижений Мазаччо была разработка системы глубинного изображения пространства с помощью прямой центральной перспективы, названной впоследствии итальянской.

Флорентийское кватроченто - эпоха раннего Ренессанса - многим представляется лучшим временем Возрождения, а гений Сандро Боттичелли (1445-1510) обозначает высшую его точку.

Боттичелли называют «величайшим художником линии»: тонким линейным контуром он создавал и объем формы, и иллюзию глубины. Предмет изображения обрел у Боттичелли характер отвлеченного символа: он рисовал не дерево, а отвлеченный образ, наделяя его самыми прекрасными качествами.

В своих картинах-поэмах Боттичелли сотворил образ одухотворенной, интеллектуальной красоты. Его Мадонны и Венеры производят впечатление людей, понесших утрату, вызывая этим чувство неизгладимой печали... Творчество Леонардо да Винчи (1452-1519), его гениальные находки являются связующим звеном между ранним и Высоким Возрождением.

Леонардо да Винчи постоянно экспериментировал и ставил перед собой подчас трудновыполнимые задачи. Он много начинал, но никогда ничего не заканчивал, так как считал, что рука не способна достичь художественного совершенства в задуманных им вещах. «Тайная вечеря» и «Мона Лиза Джоконда», «Битва при Ангиари» и «Святая Анна с Марией и Христом на коленях» - наиболее прославленные творения Леонардо -также остались незаконченными, хотя от этого они не перестали быть гениальными.

Он был также ваятелем и зодчим, певцом и музыкантом, стихотворцем и импровизатором, теоретиком искусства, театральным постановщиком и баснописцем, философом и математиком, инженером, механиком, гидротехником и фортификатором, физиком и астрономом, анатомом и оптиком, биологом, геологом, зоологом и ботаником. Достаточно привести лишь некоторые заглавия записок, оставленных Леонардо, чтобы представить масштаб его личности. Это: «Трактат об архитектуре и военном деле», «Анатомическая рукопись», «Трактат о свете и тени», «Трактат о стереометрии», «Трактат о полете птиц», «Трактат о глазе», «Трактат о живописи», «Трактат о движении и измерении воды». Причем написано все было «по-дьявольски», навыворот, так что прочесть рукописи можно было только в зеркале.

«Мадонна в гроте» считается первой монументальной алтарной композицией Высокого Возрождения. «Мадонна в гроте» - принципиально новое искусство, которое передает не отдельные моменты, а длящееся состояние. Фигуры изображены не перед пейзажем, как прежде, а в самом пейзаже. Все композиции его мадонн («Мадонна Бенуа», «Мадонна Литта», «Мадонна с гвоздикой») представляют собой такую замкнутую пространственную пирамиду, в которую точно вписываются фигуры. И, наконец, Леонардо да Винчи создал новую манеру живописи - невесомую световоздушную среду, смягчающую контуры. Для этого он помещал источник света спереди и сзади фигуры, и взаимодействие двух противоположных потоков света не позволяло светотени «растекаться» лишь в одном направлении, а приводило к ее рассеянию на формах, порождая эффект едва уловимой дымки, окутывающей фигуру и названной им сфумато.

Его привлекал свет в сумерках или в ненастную погоду, когда все предметы кажутся расплывчатыми, что гениально было достигнуто в самом прославленном его творении -портрете Моны Лизы. Женский образ как бы соткан из обволакивающего его света. В «Джоконде», ставшей своеобразной «визитной карточкой» эпохи Возрождения, да Винчи создал неповторимый по тонкости психологический портрет человека, поместив Мону Лизу на фоне странного идеалистического пейзажа, состоящего из гор, пересеченных водными потоками и окутанных испарениями, сквозь которые с трудом пробивается свет. Это не увиденный где-то пейзаж и не игра воображения, a natura naturans (природа созидающая), т.е. циклический переход материи из одного состояния в другое, где собственно портрет является конечным звеном ее постоянного развития. Именно в этом глубоком единстве и гармонии всех ее частей природа выступает как всеобщее явление, как красота.

В Милане он написал «Тайную вечерю», фреску в трапезной доминиканского монастыря Санта Мария делла Грация. Леонардо выбрал для изображения момент после роковых слов Иисуса: «Один из вас предаст меня». Леонардо создал в «Тайной вечере» самую умную, законченную и полную иллюстрацию этих слов. Все работы Леонардо да Винчи принесли ему славу, но не принесли заказов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: