XV век - время возникновения и подъема различных территориальных художественных школ, их активного взаимодействия, борьбы. Новое направление в архитектуре Флоренции XV в. было связано не столько с прямым возрождением античных традиций и ордерной системы, сколько с переработкой наследия романской итальянской архитектуры. Одной из особенностей римской архитектуры являлся ее декорационный принцип, когда на плоскость стены накладывались архитектурные детали: пилястры, карнизы, колонны. Эта «вторая, декоративная стена» явила собой так называемый инкрустационный стиль, типичный для Флоренции средних веков и во многом определивший ее неповторимый облик.
Родоначальником нового направления строительной техники Возрождения явился Филиппе Брунеллеско (1377-1446). Он первым стал использовать ордер совершенно по-новому, свободно обыгрывая ордерный мотив в различных композиционных ситуациях. Наиболее ярким примером этого стало возведение им огромного купола собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции. Брунеллеско максимально облегчил купол, сделав его пустотелым с двумя оболочками, из которых более толстая нижняя является несущей, а более тонкая верхняя - защитной. Свой купол Брунеллеско завершил фонарем и украсил его сдвоенными коринфскими колоннами и традиционными римскими кронштейнами, перевернув их и сделав из них завитки-волюты, которые стали излюбленным мотивом декора всей итальянской архитектуры.
|
|
Брунеллеско первым связал в единую конструкцию колонну и арку и использовал мотив глубокой открытой лоджии в оформлении П-образного фасада Воспитательного дома.
Применение легких «парусных» сводов вместо крестовых позволило значительно увеличить глубину лоджии, расстояние между колоннами и предельно уменьшить их толщину.
В изобразительном искусстве флорентийского кватроченто легко прослеживаются два направления. В творчестве художников первого направления было ощутимо влияние античности. Они искали прежде всего одухотворенную форму, стремились к монументальности, к созданию героических образов. Приверженцами этой линии были скульптор Донателло, художники Мазаччо, Учелло, Пьеро делла Франческа, ювелир, скульптор и художник Андреа дель Верроккъо и другие, завершает ряд Микеланджело.
Другая линия уходила корнями в традиции византийской иконы и средневековой миниатюры. Художники этого направления были прекрасными колористами, но мало уделяли внимания правдивой передаче формы и объема. Еще в начале XIV в. в итальянских городах появились мастера, для которых характерна была изобразительность с множеством натуралистических деталей, они любили рисовать природу, цветы, птиц, травы. Это фра Беато Анжелико, фра Филиппе Липпи, Беноццо Гоццоли, Доминико Гирландайо.
|
|
Но на исходе столетия обе эти линии самым удивительным образом сплелись в творчестве двух величайших мастеров - Сандро Боттичелли и Леонардо да Винчи. Оба унаследовали так же много от манеры Мазаччо, как много они унаследовали от любования миром и простодушной впечатлительности других флорентийцев.
Первым и самым ярким скульптором первого направления кватроченто в Италии был Донато (1386-1466), которого близкие друзья называли Донателло. Донателло сумел соединить античные идеалы с религиозной духовностью и утвердить нравственную и эстетическую ценность человеческой личности.
1 - монументальная свободно стоящая статуя. Наиболее ярким примером этого вида скульптуры является фигура св. Георгия, выполненная для фасада церкви Ор Сан Микеле во Флоренции. Донателло первый в эпоху Ренессанса изваял обнаженную статую Давида, для которого использовал мотив античной статуи Гермеса.
2 - статуарная пластика, связанная с архитектурным сооружением. Донателло создал множество статуй для украшения соборов, уравняв тем самым скульптуру с архитектурой.
3 - сложная алтарная композиция и рельефная пластика. Донателло создал роскошный, весь вызолоченный алтарь капеллы семейства Кавальканти в церкви Санта Кроче во Флоренции, со сценой Благовещения в центральной части.
4 - конный монумент.
Томмазо ди сер Джованни ди Моне Кассаи по прозвищу Мазаччо (1401-1427) -третий «кит» (после Брунеллеско и Донателло) флорентийского кватроченто. Одним из важных достижений Мазаччо была разработка системы глубинного изображения пространства с помощью прямой центральной перспективы, названной впоследствии итальянской.
Флорентийское кватроченто - эпоха раннего Ренессанса - многим представляется лучшим временем Возрождения, а гений Сандро Боттичелли (1445-1510) обозначает высшую его точку.
Боттичелли называют «величайшим художником линии»: тонким линейным контуром он создавал и объем формы, и иллюзию глубины. Предмет изображения обрел у Боттичелли характер отвлеченного символа: он рисовал не дерево, а отвлеченный образ, наделяя его самыми прекрасными качествами.
В своих картинах-поэмах Боттичелли сотворил образ одухотворенной, интеллектуальной красоты. Его Мадонны и Венеры производят впечатление людей, понесших утрату, вызывая этим чувство неизгладимой печали... Творчество Леонардо да Винчи (1452-1519), его гениальные находки являются связующим звеном между ранним и Высоким Возрождением.
Леонардо да Винчи постоянно экспериментировал и ставил перед собой подчас трудновыполнимые задачи. Он много начинал, но никогда ничего не заканчивал, так как считал, что рука не способна достичь художественного совершенства в задуманных им вещах. «Тайная вечеря» и «Мона Лиза Джоконда», «Битва при Ангиари» и «Святая Анна с Марией и Христом на коленях» - наиболее прославленные творения Леонардо -также остались незаконченными, хотя от этого они не перестали быть гениальными.
Он был также ваятелем и зодчим, певцом и музыкантом, стихотворцем и импровизатором, теоретиком искусства, театральным постановщиком и баснописцем, философом и математиком, инженером, механиком, гидротехником и фортификатором, физиком и астрономом, анатомом и оптиком, биологом, геологом, зоологом и ботаником. Достаточно привести лишь некоторые заглавия записок, оставленных Леонардо, чтобы представить масштаб его личности. Это: «Трактат об архитектуре и военном деле», «Анатомическая рукопись», «Трактат о свете и тени», «Трактат о стереометрии», «Трактат о полете птиц», «Трактат о глазе», «Трактат о живописи», «Трактат о движении и измерении воды». Причем написано все было «по-дьявольски», навыворот, так что прочесть рукописи можно было только в зеркале.
|
|
«Мадонна в гроте» считается первой монументальной алтарной композицией Высокого Возрождения. «Мадонна в гроте» - принципиально новое искусство, которое передает не отдельные моменты, а длящееся состояние. Фигуры изображены не перед пейзажем, как прежде, а в самом пейзаже. Все композиции его мадонн («Мадонна Бенуа», «Мадонна Литта», «Мадонна с гвоздикой») представляют собой такую замкнутую пространственную пирамиду, в которую точно вписываются фигуры. И, наконец, Леонардо да Винчи создал новую манеру живописи - невесомую световоздушную среду, смягчающую контуры. Для этого он помещал источник света спереди и сзади фигуры, и взаимодействие двух противоположных потоков света не позволяло светотени «растекаться» лишь в одном направлении, а приводило к ее рассеянию на формах, порождая эффект едва уловимой дымки, окутывающей фигуру и названной им сфумато.
Его привлекал свет в сумерках или в ненастную погоду, когда все предметы кажутся расплывчатыми, что гениально было достигнуто в самом прославленном его творении -портрете Моны Лизы. Женский образ как бы соткан из обволакивающего его света. В «Джоконде», ставшей своеобразной «визитной карточкой» эпохи Возрождения, да Винчи создал неповторимый по тонкости психологический портрет человека, поместив Мону Лизу на фоне странного идеалистического пейзажа, состоящего из гор, пересеченных водными потоками и окутанных испарениями, сквозь которые с трудом пробивается свет. Это не увиденный где-то пейзаж и не игра воображения, a natura naturans (природа созидающая), т.е. циклический переход материи из одного состояния в другое, где собственно портрет является конечным звеном ее постоянного развития. Именно в этом глубоком единстве и гармонии всех ее частей природа выступает как всеобщее явление, как красота.
В Милане он написал «Тайную вечерю», фреску в трапезной доминиканского монастыря Санта Мария делла Грация. Леонардо выбрал для изображения момент после роковых слов Иисуса: «Один из вас предаст меня». Леонардо создал в «Тайной вечере» самую умную, законченную и полную иллюстрацию этих слов. Все работы Леонардо да Винчи принесли ему славу, но не принесли заказов.
|
|