Высокое и позднее Возрождение (Чинквиченто)

Высокий Ренессанс в Италии длился всего тридцать лет. Его окончание связывают с 1530 годом, трагическим рубежом, когда итальянские государства утратили свободу. Культура Чинквиченто – это итог, умудренная зрелость, сосредоточенность на общем и главном, сменившая разностороннюю любознательность Раннего Ренессанса.

Достаточно только трех имен, чтобы понять значение итальянской культуры Высокого Ренессанса: Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело.

К Леонардо да Винчи, может быть больше, чем к другим, подходит понятие универсал. Он был живописцем, скульптором, архитектором, писателем, музыкантом, теоретиком искусства, военным инженером, изобретателем, математиком, анатомом и физиологом, ботаником…

Леонардо учился у известного скульптора, ювелира и живописца Андреа Верроккьо. Верроккьо был крупный художник, но ученик превзошел его еще в юные годы. В ранний период деятельности Леонардо написана маленькая картина «Мадонна с цветком». В свои двадцать шесть лет Леонардо уже в совершенстве владеет кистью. Мягкими переливами света и тени он выявляет объемность изображенных фигур. «Мадонна с цветком» - это хронологически первая мадонна, образ которой внутренне лишен какой бы то ни было святости. Перед нами всего лишь мать, играющая со своим ребенком. Вечная прелесть и поэзия материнства.

Художники кватрочентисты усердно работали над перспективой и объемом, но только Леонардо удалось передать глубину пространства, плавное перетекание из одного плана в другой. В картине «Мадонна в гроте» группа из четырех фигур – Мария, маленький Христос, маленький Иоанн Креститель и ангел – расположена не «на фоне» пещеры, а действительно внутри нее. При чем сама группа тоже пространственна: ощущается реальное расстояние, воздух между фигурами. Мир «Мадонны в гроте» полон глубокого таинственного очарования.

«Тайная вечеря» написана на узкой стене большой продолговатой залы – трапезной монастыря Санта Мария дела Грацие. Эта фреска, написанная маслом на стене, начала разрушаться еще при жизни Леонардо. «Тайная вечеря пример мудрого понимания законов монументальной живописи: пространство фрески органично связано с реальным пространством интерьера. Зрительно создавалось впечатление, что Христос и его ученики сидят как бы в этой самой трапезной, на некотором возвышении и благодаря своим укрупненным размерам, господствуют над пространством залы. Во фреске запечатлен момент, когда Христос сказал: «Один из вас предаст меня». Эти страшные слова потрясли апостолов: у каждого вырывается непроизвольное движение, жест. Леонардо превосходно выразил единый смысл момента в многообразии психологических типов людей и их эмоциональных откликов.

Венец искусства Леонардо «Мона Лиза» или Джоконда, написана художником в последнее двадцатилетие жизни. Едва ли какой-нибудь другой портрет пользовался такой же неувядающей популярностью. Причины такого интереса к «Моне Лизе» по-видимому в ее всечеловечности. Это образ проникновенного, проницательного интеллекта, принадлежащий всем временам.

«Загадочная улыбка» Джоконды, ее неуловимое выражение лица складывается из великого множества светотеневых нюансов. «Сфумато» - нежная дымка светотени, из-за которой предметы теряют четкие очертания, придуманная Леонардо придают неподвижному портрету ощущение внутренней жизни.

Другой величайший мастер Высокого Возрождения – Микеланджело (1475-1564). Первая половина его творческого пути приходится на период расцвета искусства Высокого Возрождения, а вторая – на годы феодально-католической реакции.

Микеланджело – ваятель, архитектор, живописец и поэт. Скульптуру он ставил выше всех других искусств.

Одна из ранних работ Микеланджело – статуя Давида, высотой около пяти метров, поставленная на площади Синьории, возле Палаццо Веккьо, где находился правительственный центр Флоренции. В прекрасном лице Давида, в его суровом лице со сдвинутыми бровями скульптор передал титаническую силу страсти, непреклонную волю, гражданское мужество, безграничную мощь свободного человека. Статуя олицетворяла собой независимость Флоренции.

Обнаженное прекрасное тело с самого начала стало для Микеланджело главным предметом искусства, его культом. Скульптуры Микеланджело всегда отличаются монолитностью объема. Почти нигде у его статуй нет свободно отведенных рук; бугры мускулов преувеличены, шея уподобляется могучему стволу, несущему голову. Движения его фигур сильны, страстны и вместе с тем как бы скованы; излюбленный Микеланджело мотив контрапоста – верхняя часть торса резко повернута (позднее движение названо змеевидным).

С 1508 по 1512 год Микеланджело работает над росписью плафона Сикстинской капеллы (600 кв. м на высоте 18 м). Центральную часть потолка художник посвятил сценам библейской истории, начиная от сотворения мира. Чтобы упорядочить и организовать пространство потолка Микеланджело не только использовал реальные архитектурные членения сводов, но еще написал и дополнительные: он изобразил кистью выступающие карнизы, полуколонны с фигурами ангелочков, арки. В боковых частях потолка художник написал библейских пророков и античных сивилл. Величие, мощь и благородство выражено в их фигурах. При огромном количестве фигур роспись Сикстинской капеллы логически ясна и легко обозрима. Она не разрушает плоскость свода. Главными выразительными средствами Микеланджело являются подчеркнутая пластичность, чеканность и ясность линии и объема.

В 1530 году итальянские города утратили свободу. Для Италии настали смутные времена. Разоряя страну, могущественные европейские державы воевали друг с другом на территории Италии. Светлые надежды исчезли. Вера в силу и разум человека была подорвана.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: