Мистицизм

Мистицизм (от греч, μυστικός — таинственный, мистерийный) — понятие достаточно широкое. Известный со­временный католический богослов Ганс Кюнг, например, пишет: «Мистика», «мистический» — эти слова, если вер­нуться к их буквальному смыслу, происходят от греческого глагола μυεί ν — замкнуть (уста). «Мистерии» — это «таин­ства», «тайные учения», «тайные культы», о которых не по­лагается рассказывать непосвященным. Мистической, сле­довательно, является такая религия, которая «замыкает уста», т. е. молчит о своих сокровенных тайнах в присутст­вии профанов и более того, отвращается от внешнего ми­ра, закрывает глаза и уши, дабы обрести спасение внутри самой себя». Мистика, как определяет ее Ф. Гейлер, — это «та форма общения с Богом, при которой мир и «Я» ради­кально отрицаются и человеческая личность растворяется, пропадает, тонет в единой и бесконечной стихии божест­ва»17. Но и само восприятие Бога приобретает в мистициз­ме искаженный характер. Как пишет крупный западный исследователь религии Ф. Гейлер (1967)в своем монумен­тальном труде «Молитва», «последовательный мистицизм освобождает представление о Боге от всех личностных ат­рибутов, остается «голая» и чистая бесконечность»18.

Это понимание мистицизма показывает, как далеко от­стоит он от религии с ее личностным пониманием Бога. Смешение понятий «мистика» и «святость» в духовной об­ласти жизни опаснее, чем в любой другой, поскольку каса­ется самой основы бытия человеческого.

Поэтому привычное употребление терминов «мистик», «мистика», «мистический опыт» и т. д. в приложении к любо­му опыту контакта с «запредельным» чревато серьезными по­следствиями. Применение их в богословии в столь расшири­тельном значении, когда за ними могут стоять и добро, и зло, стремление к истине, и примитивное любопытство, святость и сатанизм, Христос и Велиар (см.: 2 Кор. 6,15), способно эф­фективно внедрить в сознание разрушительную идею тожде­ственности по существу всех аскетических путей.

Вот яркая иллюстрация этого: «Следуя по пути, проло­женному созерцанием, индийские брахманы приходили к тому же, к чему приходили все мистики, в какое бы время и в каком бы народе они ни жили. Янджнявалкья и Будда, Плотин и Ареопагит, Мейстер Экхарт и Григорий Палама, кабалисты и Николай Кузанский, Яков Беме, Рейсбрук и множество других ясновидцев Востока и Запада... Все они как один свидетельствуют, что там... нет ни добра, ни зла, ни света, ни тьмы, ни движения, ни покоя... В священном мраке, скрывающем основу основ, они ощутили реаль­ность Сущего, Абсолюта. Страшная, непереносимая тай­на!.. Эту бездну трудно даже назвать Богом... За предела­ми всего тварного и ограниченного мистическому оку открылась реальность, которую Лао-Цзы называл дао, Буд­да — нирваной, кабалисты — энсофом, христиане — Бо­жественной Сущностью, «Божеством»19.

Это вполне теософская идея, которая совершенно обес­ценивает уникальную значимость Жертвы Господа Иисуса Христа и Его Благовестия в деле спасения мира. Своим опорным пунктом она, как видим, имеет широкое понятие мистики. С его помощью оказалось столь просто поставить в один ряд и отождествить (!) опыт христианских святых с опытом кабалистов (для которых Иисус Христос — лжемес­сия), буддистов (вообще отвергающих Личного Бога) и т.д., отождествить дао, нирвану, энсоф с Божественной Сущнос­тью, Божеством (ср. Ин. 8,42; 15,23). Так уничтожается само понятие Истины в религии и человек лишается даже мысли о возможности роковой ошибки в такой ответственной об­ласти жизни, как духовная. В результате он легко превра­щается в слепую игрушку своей мечтательности, самомне­ния, а нередко и откровенно демонических сил.

Мистицизм присутствует во всех религиях. В язычес­ких — как явление естественное, в христианстве же — как болезнь, ненормальность, как искажение его веры и основ жизни. Истоки мистицизма всюду одни и те же — это гор­дость, страстное стремление человека проникнуть в тайны духовного бытия и получить власть над ним, искание выс­ших наслаждений, экстаза.

Мистицизм имеет много разновидностей. Все их мож­но разделить на две основные категории: мистицизм есте­ственный и приобретенный, хотя деление это достаточно условно, поскольку не всегда просто провести границу между ними.

Под естественным мистицизмом подразумевают­ся те прирожденные способности человека — к предвиде­нию, целительству, ясновидению, телепатии и др., — кото­рые теперь называются экстрасенсорными. Согласно христианской антропологии эти способности естественны человеку, но вследствие грехопадения оказались в состоя­нии анабиоза и потому проявляются редко.

Отсюда и возникает большая опасность развития у их обладателя тщеславия, гордости и сопутствующих им дру­гих страстей. Опасность заключается в том, что такой «ес­тественный мистик», будучи обычным грешным челове­ком, воздействует не на тело, как это имеет место в обычной терапии, а непосредственно на душу больного. И внедряясь в нее своими неочищенными «руками», заражает ее, нарушает тонкий, сокровенный порядок души и тем на­носит часто непоправимый вред и психике, и нервам, и всему организму в целом. Потому Церковь запрещает обра­щаться за помощью к такого рода целителям.

Тем более опасны воздействия (например, через теле­видение) тех, кого можно отнести к категории π ρ и о б ρ е т е н н о г о мистицизма. Разного рода колдуны, астрологи, экстрасенсы-«профессионалы> и т. п., сознательно разви­вая у себя эти способности большей частью ради славы и корысти, калечат людей в несравненно большей степени, нежели первые (телевизионные опыты современных экс­трасенсов — прекрасная иллюстрация этого).

Приобретенный мистицизм делится на две главные ветви: оккультный и прелестный.

Оккультный20 связан с стремлением человека проник­нуть в «тот», неподвластный законам этого мира, таинст­венный мир человека, природы и духов с целью познания его тайн и использования скрытых в нем сил в своих целях. К оккультизму относятся магия, сатанизм, спиритизм, тео­софия, антропософия и др. Во всех их человек сознательно или бессознательно вступает в общение только с духами отверженными, нанося себе непоправимый, как правило, вред.

Прелестный (от слова «прелесть») мистицизм прино­сит человеку, как правило, видения, откровения, наслажде­ния. Находящийся в прелести думает, что он познает тот мир, в действительности же оказывается игрушкой своих фантазий и дьявольских наваждений21.

Мистицизм, таким образом, уводит человека от Бога, от подлинной цели жизни и дает такое направление разви­тию духа, при котором необычайно возрастает утонченная гордость, делающая человека неспособным к принятию Христа как истинного Бога и единственного Спасителя. Развитию гордости способствует и ложный аскетизм, и развиваемые нередко экстрасенсорные способности (на­пример, в йоге), а также глубокие нервно-психические пе­реживания, наслаждения, доводящие до экстаза. Все это постепенно приводит человека к убеждению, что он «как боги». Такой путь нередко приводит к мистическому атеиз­му (например, буддизм, санкхья), к сумасшествию, исте­рии, самоубийству.

МАГИЗМ

Магия (от греч, μαγεία — колдовство, чародейство, вол­шебство) — это вера в то, что законы этого мира подчине ны оккультным силам, которыми человек может овладеть с помощью особых действий (заклинаний, ритуалов и т.д.). НА Бердяев (1948 г.) так писал о магии: «Оккультизм, на­пример, есть сфера магии по преимуществу, т. е. необходи­мости, а не свободы. Магия есть господство над миром че­рез познание необходимости и закономерности таинственных сил мира. Свободы духа я не видел у людей, увлеченных оккультизмом. Они не владели оккультными силами — оккультная сила владела ими. Антропософия22 разлагала целость человеческой личности, потрошила душу не менее психоанализа... Редко кто производил на меня впечатление столь безблагодатного человека, как Штейнер23. Ни одного луча, падающего сверху. Все хотел он до­быть снизу, страстным усилием прорваться к духовному ми­ру»24.

Магизм, как и мистицизм, не связан с обязательным признанием личного и тем более Единого Бога. Магичес­кое миропонимание рассматривает мир как нечто безус­ловно статическое и детерминированное и не оставляет места для свободы ни богам, ни духам, ни силам природы. Все и вся подчинены извечно существующим оккультным законам. Поэтому нашедший «ключ» к ним становится под­линным властелином богов, людей и мира. Одна из индий­ских поговорок так и гласит: «Весь мир подвластен богам. Боги подвластны заклинаниям. Заклинания — брахманам. Наши боги — брахманы».

В отличие от религии, усматривающей существо жизни человека в должном устроении его духа по отношению к Богу, для магии основное — это знание того, что и как нуж­но сделать, чтобы достичь цели. Цели эти исключительно земные (наслать порчу, приворожить, разбить любовь и т. д.), и их достижение ни в коей мере не связано с духовно-нравственным состоянием человека. В магии основное — это правильно все сделать.

Магическое сознание глубоко присуще ветхому челове­ку. Для очень многих Православие — это поставить свечи, «приложиться», что-то пожертвовать, подать поминания, за­казать обедни, молебны, панихиды, посетить святые места, поисповедоваться и причаститься. А главное, без чего невоз­можно спасение — исполнение заповедей и покаяние, забы­вается. Но без духовного изменения (по греч, покаяние — μετάνοια — изменение образа мыслей) все эти внешние дей­ствия по меньшей мере бесполезны, но чаще вредны, по­скольку создают видимость праведной жизни и приводят че­ловека к самомнению и неприязни ко всем «грешникам».

Сами Таинства в Православии спасительны лишь при условии искреннего стремления человека духовно и нрав­ственно измениться. Только внешнее же их принятие мо­жет стать для человека гибельным. Апостол Павел пишет о Причащении: «Кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе» (1 Кор. 11, 29). И это происходит при точ­ном совершении всей внешней (обрядовой) стороны Таин­ства Евхаристии и правил подготовки к нему.

Магическое восприятие Таинств, церковных священно­действий, культа в целом является одной из главных при чин вырождения христианской религии в людях, ее иска­жений, сползания к язычеству.

Величайшее зло языческого сознания — «сорвать тай­ны бытия» и человеку стать на место Бога. Магия и есть эта безумная попытка «революции» против Бога. По Священ­ному Писанию, последним шагом этой революции будет явление властителя всего мира — антихриста, «человека греха», «беззаконника» (2 Фес. 2; 3,8) в высшем и исключи­тельном значении этого слова, «так что в храме Божием ся­дет он, как Бог, выдавая себя за Бога» (2 Фес. 2,4) и творя лжечудеса с помощью магии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: